Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Понятие об имени существительном, как части речи», «Число имён существительных», «Род имён существительных».
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык 3 класс | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Ф.И.О. учителя: Савина Людмила Васильевна
Место работы: МОУ Кологривская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Понятие об имени существительном, как части речи», «Число имён существительных», «Род имён существительных».
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения – учебник, презентация.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, система – опроса, колонки, презентация, выполненная в программе SMART Notebook (или Power Point), учебник, тетрадь, лист самооценки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Задачи:
Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Ресурсы урока: словарь русского языка С.И. Ожегова, аудиозапись стихотворения С.Я. Маршака «Багаж», видеопрезентация.
Аннотация:
В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имён существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями ь может также указывать на форму – это имя существительное женского рода.
Ход урока
Этап урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности. | Психологи - ческий настрой, создание благоприят-ной рабочей обстановки. | 1 слайд Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. - Откройте тетрадь и запишите число и вид работы. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Дети записывают число и вид работы. | Личностные: положительное отношение к урокам русского языка |
2. Актуали-зация опорных знаний. 3. Минутка чистописа ния. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Выработка каллиграфи-чески правильного письма. | - Как думаете, стоит ли вам заниматься русским языком, ведь вы уже умеете читать, писать? Зачем нам нужен русский язык? Может быть, найдём дела поинтереснее? - Я согласна с вами. 2 слайд Век живи, век учись. Ученье – путь к уменью. - Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами. Запишите в тетрадь вторую пословицу. - Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? - Какую работу выполняет ь? 1) ь – показатель мягкости согласного 2) ь – разделительный | Дети говорят о значении знаний в их жизни - Во всех словах пишется мягкий знак. | Регулятивные: планируют необ-ходимые действия, операции. Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, формирование умения слушать и слышать. Личностные: выработка каллиграфичес-кого письма |
4. Созда-ние проб-лемной ситуации. | 2 слайд На интерактивной доске напечатаны слова (в программе SMART Notebook) : Компьютер, тетрадь, дочь, учитель, воробьи, соловьи, корабль, мышь, пальто, мультфильм. - Прочитайте слова, записанные на доске. - Найдите сходство между ними - В чем различие данных слов? - Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? (разделительный, показатель мягкости) 3 слайд - Пользуясь схемами, давайте вспомним в каких случаях пишется разделительный ь? - Когда пишется ь показатель мягкости? - Распределите слова в два столбика (перемещение слов в программе SMART Notebook) : 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный. - Давайте проверим вашу работу. - Какая проблема у вас возникла? - Какую роль выполняет ь в слове дочь? - Зачем, если [ч] и так всегда мягкий? - Зачем нужен ь в слове мышь, ведь [ж] не бывает мягким? - Тогда куда же нужно было записать эти слова? | - Все слова - имена существительные. - Здесь сущ. в единственном числе и во множественном. - Мягкий знак встречается в середине слова и в конце. - Есть слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной. 2 учащихся выполняют у доски 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный. - Не знаем, в какой столбик поместить слова дочь и мышь. Дети могут сказать – показатель мягкости. - Никуда. | ||
5. Постано-вка учебной задачи. | - Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль? - Так какова же наша учебная задача на урок? (Учебную задачу на доску.) 4 слайд | - Узнать, какую ещё роль играет ь в словах. - Научиться писать слова с ь знаком. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи | |
6.Ознаком-ление с употре-блением ь после шипящих на конце имён существительных. 7. Поста-новка темы урока. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Работа в парах. Задание на карточках. Алгоритм исследования: 1. Прочитай слова: мяч, ключ, ночь, уж, вещь, молодёжь, лещ, карандаш, мышь 2. Определите часть речи. 3. Какой звук слышится на конце слова? 4. На какие группы можно разделить слова? 5. Запиши в столбики по группам. 6. Понаблюдай, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется. 7. Сделай вывод. - К какому же выводу вы пришли в результате своего исследования? - Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? 5 слайд Анимация на доску. | «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». | Познаватель-ные: понимать информацию, Умение ставить, формулировать и решать проблемы, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
8. Отра-ботка способа действия. | Построение алгоритма решения орфографической задачи. | - Какое правило, мы с вами изобрели? - Где можно узнать, правы ли мы? - Открываем учебник на стр. 170. Прочитаем правило. - Какую же ещё работу выполняет ь? - Такую роль ь называют грамматической. - Давайте составим алгоритм рассуждения. Этапы алгоритма постепенно появляются на слайде | - В учебнике. ь – показатель рода существительного с шипящим на конце. | Коммуникатив: высказывать своё мнение при обсуждении. Познаватель-ные: ориентироваться в учебнике. |
9.Первич-ное закрепле-ние. | Обобщение и систематизация знаний, формирова-ние рациональ-ных способов применения их на практике. | - Навык надо закреплять, потренируемся в написании ь на конце сущ. после шипящих. - Отгадайте загадку, объясните правописание, проголосуйте на пульте системы опроса, надо писать ь или нет. 7 слайд Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно... В избе – изба, На избе – труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. 8 слайд У Непоседы - паренька Очень круглые бока. Ударишь - не плачет, А всё выше скачет. Дом от ветра и дождей, Но совсем не для людей. В нём автомобиль спит наш. Дом такой зовут... 9 слайд День закончен и опять Нужно глазки закрывать. Дети спят - и сын, и дочь. К нам с небес спустилась... Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал, Сразу в норку убежал ? 10 слайд Утка в море, Хвост на заборе. Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. 11 слайд Ох, и острый же предмет – Нанесет любому вред. С ним веди себя построже – Будь предельно осторожен. Стоит только зазеваться – Ранит, некуда деваться. Хоть опасен он, но всё ж, Повседневно нужен … Бабушка наварит внукам Суп с морковкой, свёклой, луком. Внуки скушают прекрасно Со сметаной супчик красный. 12 слайд Бабушка на Пасху Пекла не хлеб, а сказку! Он на башенку похожий, Пышный, а глазурь сладка! Я пеку такие тоже, Только из песка пока. Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает? 13 слайд Он похож на букву "О"! В центре дырка у него. А кусочек откушу- Букву "С" в руке держу. Возле речки под горою Мы с друзьями дом построим. Он из веток и соломы, Гостю даст приют любому. Домик наш в один этаж, Называется – … . 14 слайд Руками жадными не трожь! С кристальным яхонтом, златая, Блестящая как острый нож, Неимоверно дорогая, В воришках зависть разжигая, Сияет на одежде ... Умный Ивашка, Деревянная рубашка, Где пройдет –коснётся, Там след остаётся. 15 слайд Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Мы от простуды вновь страдаем, Его мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист? 16 слайд С короткой бородкой, С дырой посерёдке, Лежу я, тихонько в кармане звеня. Я весь из железа, А в щёлку залезу… Ты в дом ни за что Не войдешь без меня. Он груз пассажира, Готовый к отправке, Не нужен в пути - На хранение сдашь, Прибудешь на место - Без спешки, без давки Получишь обратно Свой ценный... | Отгадывают загадку, голосуют с помощью пульта системы опроса, объясняют право-писание слова, сверяют с этало-ном на доске (отк-рывается анима-ция) комменти-руют. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познаватель-ные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности |
10.Физми-нутка. | Эмоциональ-ная и физическая разгрузка. | 17 слайд – Мы заслужили отдых. Потрудились – отдохнуть Нужно, без сомненья. Дружно, быстро мы встаём, Выполним движения. | Дети выполняют движения под музыку в соответствии с по показом на экране ИД. Демонстрируют свою вниматель- ность. | Личностные: эмоциональная и физическая разгрузка. |
11. Словар-ная работа. | Пополнение словарного запаса. Развитие орфографической зоркости. | - Посмотрите на последний слайд. О каком предмете необходимом нам во время путешествия, говорится в последней загадке. Послушаем стихотворение С.Я. Маршака «Багаж». (Аудиозапись.) - Запишите название стихотворения в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните орфограммы. - Подходит ли слово к нашему новому правилу? - Объясните, почему ь не пишется? - Что сдавала дама в багаж? - Значение, какого слова вам не понятно? - Где можно узнать, что такое саквояж? -Давайте найдём значение этого слова в словаре. - Запишите, продолжая строчку, слово саквояж в тетрадь. Нужно ли на конце писать ь? Почему? - Как не ошибиться в употреблении ь после шипящих на конце имён существительных? | - О багаже. - Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. - Саквояж. - В словаре Ожегова или в интернете. | Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
12. Работа по учебнику. | Отработка навыка правописания Самостоя-тельная работа. Самооценка | Учебник стр.171 Упр.1 Двое учащихся выполняют упражнение у доски. мальчик пишет сущ. м.р. девочка пишет сущ. ж.р. Упр. 4 - Отгадаем слова по их значению и продолжим наши столбики. - Придумайте и запишите ещё по одному сущ. в каждый столбик. Упр. 3 - Устно с комментированием выполним упр. 2 18 слайд - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, какое задание можно выполнить? - Нарисуйте три «волшебные» линеечки. Оцените себя перед выполнением задания. - Запишите предложения в тетрадь. - Оцените себя после выполнения задания. - Сверьте написанное с эталоном на доске. - Оцените себя после проверки выполнения задания. У кого все три уровня оценки совпали? Как вы себя оценили? - Что пожелаем тем, кто завысил свой уровень самооценки? - Тем, кто занизил? - Какое правило помогло правильно писать слова с шипящими на конце? | Выставление оценок, при правильном выполнении задания. - Из слов надо составить предложения. - Адекватно. - Быть внимательнее. - Быть увереннее в себе. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь меж-ду объёмом полу-ченных на уроке знаний, умений, навыков и опера-ционных, иссле-довательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
13. Игра | Закрепление правила написания сущ. | Дети за звёздочку из домика вытягивают слово, проговаривают, как его напишут и помещают в нужный прямоугольник: мужской род к Буратино, женский род к Мальвине. В прямоугольнике Мальвины на конце существительного появляется мягкий знак. | Выходят к доске, объясняют написание слова. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Коммуникатив: фомулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
14. Домаш-нее задание. | Закрепление дома изученного материала. | Выучить правило стр.170, упр.3 стр. 171. Записать 3 предложения, чтобы в них встречались слова на новое правило. | Слушают учителя, задают вопросы. | Познавательные: закрепление полученных знаний. Личностные: воспитание старательности, терпения, аккуратности. |
15. Итог урока. Рефлексия. | Формирова-ние умения соотносить цель и результат. | - Мы с вами хорошо потрудились. Как вы думаете, выполнили ли мы поставленную на урок учебную задачу? Продолжите предложения. Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … Я хочу поблагодарить за помощь … На следующем уроке мы … - Молодцы! Спасибо за урок. | Ответы детей. Продолжают начатое предложение. | Коммуникатив: формулируют собственные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. Личностные: определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...
Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Русский язык. 3 класс. Программа «Школа России» Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. 1 слайдСейчас вы, как художники, нарисуете еще одно ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
поурочная разработка...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...