Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Понятие об имени существительном, как части речи», «Число имён существительных», «Род имён существительных».
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Ф.И.О. учителя: Савина Людмила Васильевна
Место работы: МОУ Кологривская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Понятие об имени существительном, как части речи», «Число имён существительных», «Род имён существительных».
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения – учебник, презентация.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, система – опроса, колонки, презентация, выполненная в программе SMART Notebook (или Power Point), учебник, тетрадь, лист самооценки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Задачи:
Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Ресурсы урока: словарь русского языка С.И. Ожегова, аудиозапись стихотворения С.Я. Маршака «Багаж», видеопрезентация.
Аннотация:
В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имён существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями ь может также указывать на форму – это имя существительное женского рода.
Ход урока
Этап урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности. | Психологи - ческий настрой, создание благоприят-ной рабочей обстановки. | 1 слайд Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. - Откройте тетрадь и запишите число и вид работы. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Дети записывают число и вид работы. | Личностные: положительное отношение к урокам русского языка |
2. Актуали-зация опорных знаний. 3. Минутка чистописа ния. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Выработка каллиграфи-чески правильного письма. | - Как думаете, стоит ли вам заниматься русским языком, ведь вы уже умеете читать, писать? Зачем нам нужен русский язык? Может быть, найдём дела поинтереснее? - Я согласна с вами. 2 слайд Век живи, век учись. Ученье – путь к уменью. - Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами. Запишите в тетрадь вторую пословицу. - Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? - Какую работу выполняет ь? 1) ь – показатель мягкости согласного 2) ь – разделительный | Дети говорят о значении знаний в их жизни - Во всех словах пишется мягкий знак. | Регулятивные: планируют необ-ходимые действия, операции. Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, формирование умения слушать и слышать. Личностные: выработка каллиграфичес-кого письма |
4. Созда-ние проб-лемной ситуации. | 2 слайд На интерактивной доске напечатаны слова (в программе SMART Notebook) : Компьютер, тетрадь, дочь, учитель, воробьи, соловьи, корабль, мышь, пальто, мультфильм. - Прочитайте слова, записанные на доске. - Найдите сходство между ними - В чем различие данных слов? - Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? (разделительный, показатель мягкости) 3 слайд - Пользуясь схемами, давайте вспомним в каких случаях пишется разделительный ь? - Когда пишется ь показатель мягкости? - Распределите слова в два столбика (перемещение слов в программе SMART Notebook) : 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный. - Давайте проверим вашу работу. - Какая проблема у вас возникла? - Какую роль выполняет ь в слове дочь? - Зачем, если [ч] и так всегда мягкий? - Зачем нужен ь в слове мышь, ведь [ж] не бывает мягким? - Тогда куда же нужно было записать эти слова? | - Все слова - имена существительные. - Здесь сущ. в единственном числе и во множественном. - Мягкий знак встречается в середине слова и в конце. - Есть слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной. 2 учащихся выполняют у доски 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный. - Не знаем, в какой столбик поместить слова дочь и мышь. Дети могут сказать – показатель мягкости. - Никуда. | ||
5. Постано-вка учебной задачи. | - Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль? - Так какова же наша учебная задача на урок? (Учебную задачу на доску.) 4 слайд | - Узнать, какую ещё роль играет ь в словах. - Научиться писать слова с ь знаком. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи | |
6.Ознаком-ление с употре-блением ь после шипящих на конце имён существительных. 7. Поста-новка темы урока. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Работа в парах. Задание на карточках. Алгоритм исследования: 1. Прочитай слова: мяч, ключ, ночь, уж, вещь, молодёжь, лещ, карандаш, мышь 2. Определите часть речи. 3. Какой звук слышится на конце слова? 4. На какие группы можно разделить слова? 5. Запиши в столбики по группам. 6. Понаблюдай, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется. 7. Сделай вывод. - К какому же выводу вы пришли в результате своего исследования? - Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? 5 слайд Анимация на доску. | «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». | Познаватель-ные: понимать информацию, Умение ставить, формулировать и решать проблемы, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
8. Отра-ботка способа действия. | Построение алгоритма решения орфографической задачи. | - Какое правило, мы с вами изобрели? - Где можно узнать, правы ли мы? - Открываем учебник на стр. 170. Прочитаем правило. - Какую же ещё работу выполняет ь? - Такую роль ь называют грамматической. - Давайте составим алгоритм рассуждения. Этапы алгоритма постепенно появляются на слайде | - В учебнике. ь – показатель рода существительного с шипящим на конце. | Коммуникатив: высказывать своё мнение при обсуждении. Познаватель-ные: ориентироваться в учебнике. |
9.Первич-ное закрепле-ние. | Обобщение и систематизация знаний, формирова-ние рациональ-ных способов применения их на практике. | - Навык надо закреплять, потренируемся в написании ь на конце сущ. после шипящих. - Отгадайте загадку, объясните правописание, проголосуйте на пульте системы опроса, надо писать ь или нет. 7 слайд Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно... В избе – изба, На избе – труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. 8 слайд У Непоседы - паренька Очень круглые бока. Ударишь - не плачет, А всё выше скачет. Дом от ветра и дождей, Но совсем не для людей. В нём автомобиль спит наш. Дом такой зовут... 9 слайд День закончен и опять Нужно глазки закрывать. Дети спят - и сын, и дочь. К нам с небес спустилась... Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал, Сразу в норку убежал ? 10 слайд Утка в море, Хвост на заборе. Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. 11 слайд Ох, и острый же предмет – Нанесет любому вред. С ним веди себя построже – Будь предельно осторожен. Стоит только зазеваться – Ранит, некуда деваться. Хоть опасен он, но всё ж, Повседневно нужен … Бабушка наварит внукам Суп с морковкой, свёклой, луком. Внуки скушают прекрасно Со сметаной супчик красный. 12 слайд Бабушка на Пасху Пекла не хлеб, а сказку! Он на башенку похожий, Пышный, а глазурь сладка! Я пеку такие тоже, Только из песка пока. Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает? 13 слайд Он похож на букву "О"! В центре дырка у него. А кусочек откушу- Букву "С" в руке держу. Возле речки под горою Мы с друзьями дом построим. Он из веток и соломы, Гостю даст приют любому. Домик наш в один этаж, Называется – … . 14 слайд Руками жадными не трожь! С кристальным яхонтом, златая, Блестящая как острый нож, Неимоверно дорогая, В воришках зависть разжигая, Сияет на одежде ... Умный Ивашка, Деревянная рубашка, Где пройдет –коснётся, Там след остаётся. 15 слайд Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Мы от простуды вновь страдаем, Его мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист? 16 слайд С короткой бородкой, С дырой посерёдке, Лежу я, тихонько в кармане звеня. Я весь из железа, А в щёлку залезу… Ты в дом ни за что Не войдешь без меня. Он груз пассажира, Готовый к отправке, Не нужен в пути - На хранение сдашь, Прибудешь на место - Без спешки, без давки Получишь обратно Свой ценный... | Отгадывают загадку, голосуют с помощью пульта системы опроса, объясняют право-писание слова, сверяют с этало-ном на доске (отк-рывается анима-ция) комменти-руют. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познаватель-ные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности |
10.Физми-нутка. | Эмоциональ-ная и физическая разгрузка. | 17 слайд – Мы заслужили отдых. Потрудились – отдохнуть Нужно, без сомненья. Дружно, быстро мы встаём, Выполним движения. | Дети выполняют движения под музыку в соответствии с по показом на экране ИД. Демонстрируют свою вниматель- ность. | Личностные: эмоциональная и физическая разгрузка. |
11. Словар-ная работа. | Пополнение словарного запаса. Развитие орфографической зоркости. | - Посмотрите на последний слайд. О каком предмете необходимом нам во время путешествия, говорится в последней загадке. Послушаем стихотворение С.Я. Маршака «Багаж». (Аудиозапись.) - Запишите название стихотворения в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните орфограммы. - Подходит ли слово к нашему новому правилу? - Объясните, почему ь не пишется? - Что сдавала дама в багаж? - Значение, какого слова вам не понятно? - Где можно узнать, что такое саквояж? -Давайте найдём значение этого слова в словаре. - Запишите, продолжая строчку, слово саквояж в тетрадь. Нужно ли на конце писать ь? Почему? - Как не ошибиться в употреблении ь после шипящих на конце имён существительных? | - О багаже. - Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. - Саквояж. - В словаре Ожегова или в интернете. | Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
12. Работа по учебнику. | Отработка навыка правописания Самостоя-тельная работа. Самооценка | Учебник стр.171 Упр.1 Двое учащихся выполняют упражнение у доски. мальчик пишет сущ. м.р. девочка пишет сущ. ж.р. Упр. 4 - Отгадаем слова по их значению и продолжим наши столбики. - Придумайте и запишите ещё по одному сущ. в каждый столбик. Упр. 3 - Устно с комментированием выполним упр. 2 18 слайд - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, какое задание можно выполнить? - Нарисуйте три «волшебные» линеечки. Оцените себя перед выполнением задания. - Запишите предложения в тетрадь. - Оцените себя после выполнения задания. - Сверьте написанное с эталоном на доске. - Оцените себя после проверки выполнения задания. У кого все три уровня оценки совпали? Как вы себя оценили? - Что пожелаем тем, кто завысил свой уровень самооценки? - Тем, кто занизил? - Какое правило помогло правильно писать слова с шипящими на конце? | Выставление оценок, при правильном выполнении задания. - Из слов надо составить предложения. - Адекватно. - Быть внимательнее. - Быть увереннее в себе. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь меж-ду объёмом полу-ченных на уроке знаний, умений, навыков и опера-ционных, иссле-довательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
13. Игра | Закрепление правила написания сущ. | Дети за звёздочку из домика вытягивают слово, проговаривают, как его напишут и помещают в нужный прямоугольник: мужской род к Буратино, женский род к Мальвине. В прямоугольнике Мальвины на конце существительного появляется мягкий знак. | Выходят к доске, объясняют написание слова. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Коммуникатив: фомулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
14. Домаш-нее задание. | Закрепление дома изученного материала. | Выучить правило стр.170, упр.3 стр. 171. Записать 3 предложения, чтобы в них встречались слова на новое правило. | Слушают учителя, задают вопросы. | Познавательные: закрепление полученных знаний. Личностные: воспитание старательности, терпения, аккуратности. |
15. Итог урока. Рефлексия. | Формирова-ние умения соотносить цель и результат. | - Мы с вами хорошо потрудились. Как вы думаете, выполнили ли мы поставленную на урок учебную задачу? Продолжите предложения. Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … Я хочу поблагодарить за помощь … На следующем уроке мы … - Молодцы! Спасибо за урок. | Ответы детей. Продолжают начатое предложение. | Коммуникатив: формулируют собственные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. Личностные: определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-62310-1379156806.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353571-1385314839.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-135386-1351893454.jpg)
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-135386-1351893454.jpg)
Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Русский язык. 3 класс. Программа «Школа России» Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. 1 слайдСейчас вы, как художники, нарисуете еще одно ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900151-1488345267.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
поурочная разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1409596-1670867784.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...