Конспект урока " Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща. "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок развития и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Учитель Мосичева Людмила Александровна

 Авторская программа Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» УМК. «Школа России», 2010г.

Класс:2-й класс

Тема урока: Наблюдение за написанием буквосочетаний  ча, ща

Тип урока: урок  развития умений и навыков  

Технологическая карта урока

Тема

 Наблюдение за написанием буквосочетаний  ча, ща

Цели

 

Формировать умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы

Совершенствовать умение  видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща

Формировать: 

регулятивные УУД-

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать свою версию;

- находить и исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

 коммуникативные УУД-

- умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре

познавательные УУД-

-  умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Основные понятия

 

Правописание буквосочетаний  жи, ши, ча, ща

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

– основные

 

– дополнительные

– В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы.

О.В. Узорова, Е.А. НефёдоваСправочное пособие по русскому языку.

Электронное приложение «Русский язык», «Академия младшего школьника»

– рабочая тетрадь.

Организация пространства

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

 

Деятельность

учителя

 

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

 

предметные

личностные,

метапредметные

I. Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

 

Повторить правила поведения на уроке.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Меня спросят – отвечаю.

 

 

Проговорить девиз урока. Определить тип урока.

 

 

Назвать шаги учебной деятельности.

 

– Что мы сейчас повторили?

 

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

 

 

 

– Девизом нашего урока будут слова…         

– Значит, мы …

 

 

– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?

 

 

 

– Правила поведения на уроке.

– Чтобы не мешать получать знания новые.

-  Если будем шуметь, то не услышим главного.

- Ничего не поймем.

– кто грамоте горазд, тому не пропасть

– … открываем что-то новое (новое знание).

– Вспоминаем то, что прошли на прошлых уроках, думаем, применяем правила, вспоминаем.

 

 

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

Проговаривать последовательность действий на уроке

 (регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний

Цель:

– организовать актуализацию умений  видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши,

 

 

Тренажер- учеба ЖИ, ШИ

Поставить буквы  в словах.

 («Рус

ский  язык»ЭП, «Академия

Млад

шего школьника»,(

орфографический экзамен №23)

Справочное пособие.

– Вот с этого шага мы сегодня и начнём.

– Прочитайте  слова, как вы думаете, какие буквы нужно поставить вместо точек.

Организует фронтальную проверку.

 

Самостоятельно читают слова и устно выполняют  задание

 

 

Проверяют выполненное задание.

 

Умение   видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши

Работать по плану (регулятивные УУД).

 

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативное УУД).

 

Физминутка

(проводят дети самостоятельно, проговаривая стишки и народные прибаутки и показывая различные движения)

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

 

Определить основной вопрос урока.

– А в слове   ч_родейкакую пропущенную  букву поставить?

 

 

Задание было одно?

– А сколько мнений?

– Почему так получилось?

 

 

 

 

 

– Какой возникает вопрос?

 

И что делать?

 

А как подберем проверочное слово?

Возможные ответы учеников:

Черодей

Чиродей

 

– Да.

– Два

Не знаем, какую букву ставить в слове.

-На слух трудно определить, какую букву нужно писать после ч и щ

- Как определить какую букву писать?

 

Нужно найти проверочное слово.

Надо найти однокоренное слово, чтобы ударение падало на первый слог.

 

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

 

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

(познавательные УУД).

 

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

Опреде

лить следующий шаг учебной деятельности.

 

 

 

 

 Словарная работа: Что обозначает слово чародей?

Записать слова:Чайка, роща, чаща,щавель

Что такое щавель?

Как выглядят чайки? Где вы их видели, чем питаются?

Что такое роща?

Что такое чаща?

Слова чаща, роща, щавель, чайка

 Придумать слова с буквосочетаниями ча-ща

– Какой наш следующий шаг?

 

– Почему испытываем затруднение,  когда нужно поставить недостающую букву?

 

 

 

 

 – Какой наш следующий шаг?

Связь с окружающим миром

Слайды роща, чаща, чайка,

щавель

Организует фронтальную работу по заданию.

 

 Проверим себя

– Какую букву поставили?

 

А сейчас обменяемся тетрадками и проверим друг друга

– Открываем новые знания.

 

– не знаем точно, какую поставить букву

 

 Чародей-сказочный персонаж,способный совершать чудеса

 

Находят  слова с сочетаниями ча, ща

Предметы живой природы

Придумывают слова в парах и записывают в тетрадь.

 

Читают свои слова

 

Взаимопроверка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарём

Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

(Познавательные УУД)

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

 

V. Формулирование темы, целей урока

Цель:

организовать формулировку темы, цели урока.

 

 

 

 

Сформулировать тему, цель урока.

Умение  видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща

( Электронное приложение, Русский язык»(аннимация)

– Какое же новое знание мы открыли?

 

 

 

– Значит, какая тема нашего урока сегодня?

– Чему же мы будем учиться на уроке?

 

–что в сочетаниях ча-щанужно писать - А

 

Формулируют вместе с учителем.

 

Уметь  видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща

Умение   видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

 

VI. Применение нового знания

Цели:

– организовать применение нового знания;

 

 

 

 

организовать выполнение самостоятельной работы;

 

 

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

 

– организовать самооценку по критериям

 Справочное пособие № 157 стр 72 по вариантам.

 

Рабочие тетради

Работа с тренажером - учеба ча, ща

 

 

Самопроверка.

.

 Выполнение № 158 (2 уровень)

№ 159

Критерии самооценки детей:  без ошибок – 5, с 1-2 ошибками – 4, с 3ошибками – 3

Работа по  « Академии младшего школьника» (орфографический экзамен с ча- ща»№21)

 

 

Организует выполнение самостоятельной работы.

 ( У доски)

 

Организует самопроверку.

– Дайте оценку своей работе

 

(Взаимопроверка)

Примечание: договориться о критериях оценивания и записать их на доску.

 

– Какой наш следующий шаг?

Находят  слова с сочетаниями ча, ща

 

Самостоятельно выполняют задание в тетради Один человек читает слова, другие проверяют.

Выполняют самооценку.

 

Несколько человек вслух проговаривают критерии оценивания

Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща

 

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

 

Оформлять изученное правило.(познавательные УУД) слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

 

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

 

 

 

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

(регулятивные УУД).

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

Определить, какое новое знание открыли.

 

 

Рефлексия.

 Про

смотр сказки о ча- ща.( презентация)

– Какой вопрос задали в начале урока?

 

 

– Какое новое знание открыли?

 

 

– Расскажите чему научились на уроке.

- Какую пропущенную  букву в слове нужно поставить?

 

ча, ща пишем с буквойА

 

 

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

 

Умение   видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

 

 

 

 

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

VIII. Домаш

нее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

 

 

С. 73, упр. 160

 

Организует инструктаж по заданиям упражнения.

 

 

 

Читают задание, слушают инструктаж.

 

Умение   видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща

 

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс

Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием  буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс      Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...

Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"

Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....