Урок по русскому языку для 2 класса "Постановка задачи «Когда согласные звуки нельзя писать по слуху».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка для 2 класса . Целью данного урока является: создание условий для отработки письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных; создание ситуации, в которой учащиеся усомнятся, все ли орфограммы слабых позиций им известны. По типу урока - это урок решения частных  задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Учитель: Эткова М. И.

Класс: 2

Тема: Постановка задачи: «Когда согласные звуки нельзя писать по слуху?»

Тип урока: урок решения частных  задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи.

Цели урока:  создать условия для отработки письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных;

- создать ситуацию, в которой учащиеся усомнятся, все ли орфограммы слабых позиций им известны.

УУД: Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

        Средства обучения:

  1. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко «Русский язык», 2 кл, ч.1.
  2. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко «Рабочая тетрадь по русскому языку», 2 кл, ч.1.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности).

3 мин

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

- Почему важно хорошо знать свой родной язык?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

  - Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, слушать друг  друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь   договариваться…)

- Какую цель поставим на урок? (Подняться выше по лесенке знаний)

- Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться, исследовать)

- А какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, двигаясь по лесенке знаний? (Научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных)

- Что для этого мы должны уметь и знать?

(На доске слова: ЗНАТЬ

  Позиции

- и -

УМЕТЬ

Записывать

с пропуском ОСП)

(Учитель фиксирует под словами “ЗНАТЬ” - позиции сильные и слабые у гласных звуков, “УМЕТЬ” - писать с пропуском орфограмм слабых позиций гласных)

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

2. Актуализация знаний. Создание «ситуация успеха».

17 мин

Цели:

- организовать повторение умений решать орфографические задачи

- организует выполнение учащимися учебного действия;

- организовать самопроверку по эталону;

1задание. (ГРУППОВАЯ РАБОТА) –  упр 17 (рабочая тетрадь стр 12)

- Кто готов работать сам и сможет найти орфограммы слабых позиций в словах?

- В каком порядке будем работать при записи слов, чтобы не было ошибок?

(Алгоритм работы (опорные слова) вывешивается на доску:

  1. ударение
    2. позиции
    3. пишем
    4. заполняем

- Молодцы! Со словами справились!

- Кто может что-то сказать по своей работе? Оцените (…. . )

- А кто готов записать целое предложение? Попробуем! (Один -  пишет на доске, остальные  - в тетради) – взаимопроверка в парах.

Дети сидят на берегу реки.

(Оцените работу одноклассника)

Вопросы тем, кто у доски:

- Почему в слове дети вы не пропустили гласные,

- Почему в слове сидят написали букву я, а другую букву гласного пропустили?...

-Почему вы на месте некоторых букв сделали пропуски? (т к гласные звуки на месте пропусков в слабой позиции)…

-Почему так важно знать, когда звук в сильной позиции, а когда в слабой? (чтобы писать без ошибок. За обозначение слабого звука спорят разные буквы)

- Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок?!

Поднимите руку, кому это удаётся.

Можете смело сказать, весь класс поднялся на эту ступеньку?

На доске – запись- схема

1.Формулируют задачу урока.

2.Выделяют основные знания и умения для безошибочного письма.

3.Осуществляют прогностическую самооценку умений.

4. Отрабатывают умения писать слова с пропусками орфограмм слабых позиций гласных, работая по алгоритму.

5. Осуществляют контроль

за своей деятельностью и деятельностью других.

3.Создание «ситуации

разрыва»   13 мин Цели:

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Высказывают своё предположение

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Создаёт ситуацию «интеллектуального разрыва».

-Проверьте себя. Упражнение № 60     на стр …  Прочитайте отрывок из стихотворения.  Знаете, откуда эти строки? А кто их написал? К кому обращается рассеянный с улицы  Бассейной? (к кондуктору или водителю трамвая)

- Как вы думаете, почему у нашего героя такая необычная речь? Какие слова он произнес неправильно?..

_ Запишите перепутанные слова правильно: сначала звуками, а затем буквами. Как будете записывать буквами?

 (с пропуском ОСП) (2 уч-ся у доски, остальные – оба слова – самостоятельно, затем результаты своей работы сверяют с доской)

- У всех записаны слова так, как у …: в_гзал? У кого по-другому? (к доске – в_кзал) Есть ли у кого-нибудь другие варианты?

-А я поставила пропуск: не знала, какую букву писать Г или К – в_ _зал – есть в учебнике

4.Постановка учебной задачи.    7 мин

- зафиксировать учебную задачу в речи и знаках;

Помогает сформулировать новую учебную задачу и зафиксировать ее в модели.

- Как поступить? Ведь в самом деле непонятно, какой буквой обозначить звук [г].

Фиксация на доске:  ?

(Наверное, лучше пропустить, чтобы не было ошибок. Это орфограмма: по произношению не определишь, какую букву писать)

- Но ведь вы пропускали буквы только на месте слабых гласных звуков?(у согласных тоже есть сильные и слабые позиции)

- Все слышали вопрос? Кто из вас хотел задать такой же вопрос? Так на какой же вопрос мы будем пытаться ответить? (Есть ли у согласных сильные и слабые позиции)

- Как показать ваш вопрос с помощью схемы?

Работа в группах- 3 минуты – Фиксируют задачу на листе, потом на второй ступеньке  «лестницы знаний»

1.Сталкиваются с «незнанием», оценивают ситуацию.

2. Формулируют учебную задачу урока, фиксируют в модели.

5.Итоговая рефлексия.   3 мин

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы, высказывать суждения о достижении цели урока.

-Какая задача возникла у нас на уроке?

-Как возникла эта задача?

-С чего мы начали нашу работу?

-При записи какого слова вы столкнулись с проблемой?

-Так какую проблему будем решать на следующем уроке?

Формулируют выводы, опираясь на вопросы учителя.

Констатируют достижения цели урока. Планируют дальнейшую работу.                                                  

6.Домашнее задание.

2 мин

Задает домашнее задание.

Творческое  задание

Записывают домашнее задание

 


             + [у]

        

     +

        

          ?

[ г ]

   Г    ?    К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Цель урока:  Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Как определить согласные звуки?"

Конспект открытого урока, 2 класс, "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ". Цели и задачи: закрепить представления обучающихся о твердых согласных звуках [ж],[ш]; учит...

Конспект урока по русскому языку. Тема:«Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме». (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с твёрдыми, мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.Планируемые результатыПредметные: научить пользоваться полученными знаниями...