Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бычаева Людмила Валерьевна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ". Цели и задачи: закрепить представления обучающихся о твердых согласных звуках [ж],[ш]; учить выделять слова с сочетаниями жи-ши в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость; развить речь обучающихся, расширить словарный запас; формирование интереса к изучению русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  по русскому языку во 2 классе

ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»

Цели и задачи урока: 

    - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].

    - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И.

   - развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

   - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

    - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

    - научатся относить объекты к известным понятиям

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость общения. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения. Теперь тихонечко садитесь. 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

.

- Ребята, у нас с вами хорошее настроение, мы с вами улыбаемся друг. Посмотрите какой красивый у нас класс.

 - В честь какого праздника у нас в классе так красиво? Какой праздник к нам приближается?

- А кто приходит на новогодний праздник?

- Верно. Дед Мороз, конечно, до нас еще не добрался, пока еще рано приходить к нам в гости, но он уже собирается к нам. Ребята, мне очень хочется, чтобы когда Дед Мороз пришел к нам, то увидел как мы умеем красиво и грамотно писать.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 - К нам приближается Новый год.

- На новогодний праздник обычно приходит Дед Мороз.

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

 

Постановка учебной задачи

Закрепление изученного материала

Минутка чистописания

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

-Сегодня, на минутке чистописания, мы будем прописывать букву Ж и букву Ша. Возьмите правильно в руки ручки. Покажите как вы их правильно держите. Вспомните правильное написание этих букв. Давайте пропишем букву Ж в воздухе. Теперь пропишем букву Ша в воздухе. Теперь пропишите эти буквы у себя в тетрадях.

Ученики прописывают буквы в тетрадях.  

- Ребята, к этим буквам мы обязательно ещё вернёмся.

- Ребята, а ещё мне хочется, чтобы когда Дед Мороз пришёл к нам в гости, мы бы показали какие мы вежливые. А какие вежливые слова знаете вы?

- Молодцы! Вы помните все слова, о которых мы с вами там много говорили на наших  уроках. СЛАЙД №2

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

-Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.д.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.

Работа со словарем

 

- Сегодня  будем учиться употреблять новое слово, которым пользуются, если кого- то обидели или когда -  то поступили неправильно.

Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Поссорились!»

Выходят 2 ученицы и показывают сценку

А. Кузнецова «Поссорились!»

- Что произошло с девочками?

- Из – за чего произошла ссора?

- Хорошо им было друг без друга?

- Что посоветуете девочкам?

- А как это сделать?

- Запомните, извиняться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.

- Как бы вы извинились?

 

Продолжение стихотворения

- Итак, добавляем в речевой этикет слово: ИЗВИНИ.

Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитать значение этого слова. Кстати, кто мне напомнит в каком порядке располагаются слова в словаре?

Ученик читает по словарю значение слова ИЗВИНИТЬ

- Ребята, давайте запишем новое словарное слово ИЗВИНИ в  тетради, как обычно целую строчку (3 раза).

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?                              СЛАЙД №3

Дают ответы на вопросы.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

Мы поссорились с подругой,

И уселись по углам,

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

- Они поссорились.

 -Из – за игрушки.

- Нет. Девочкам стало скучно.

- Помириться.

- Извиниться.

 

Ответы учащихся

 Я пойду и помирюсь!

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!»

 

 

 

- Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.

Выражение сожаления 

по поводу причиняемого беспокойства, неудобства

Ученики записывают словарное слово в тетрадь.

- В этом слове 3 слога

- Ударение падает на 3-ий

слог.

Метапредметные:

развитие словарного запаса, диалога.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматическая разминка

Работа по учебнику

- Ребята, у Дед Мороза есть помощник – Снеговик (на доске картинка со снеговиком). Чтобы мы сильно не скучали, пока ждем наступление Нового года, Дед мороз попросил своего помощника нас развлекать. Снеговик приготовил вам загадки:

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

hello_html_1fe59616.jpg       Учитель открывает картинку на доске

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши)

hello_html_2b01c5bb.jpg  Учитель открывает картинку на доске

Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть - … (Стрижи)

hello_html_m68cbe630.jpg  Учитель открывает картинку на доске

Кто живёт в морях холодных

Среди айсбергов  огромных?

У них усы, как ёршики,

Не боятся стужи ...     (Моржики)

hello_html_30fad65e.jpg       Учитель открывает картинку на доске

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться  может.

Конечно, это…        (Ёжик)

http://foto-zverey.ru/ezhi/ezh4.jpg    Учитель открывает картинку на доске

- Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки Снеговика.

- А какие звуки вы услышали в словах- отгадках чаще, чем другие?    

- Дайте характеристику этим звукам.  

НА  ДОСКЕ  [ж], [ш]

-А еще, ребята, когда мы произносим эти звуки, то мы как будто шипим. Поэтому, эти  звуки так и называют – шипящие. К шипящим звукам относятся: ж, ш, ч, щ. Это надо запомнить.

Ребята, а  чем отличаются звуки [ж], [ш] от букв Ж, Ша?

- Ребята, на последней картинке мы видим ежа. Дайте, пожалуйста, характеристику слову ЁЖ. Сколько здесь букв и звуков.

- Ребята, напомните, какие буквы могут обозначать 2 звука?

- Верно, а в каких случаях?

- Приведите примеры.

- Ребята, Снеговик приготовил для нас не только загадки, но и задания.  Он спрашивает как будет звучать слово ЁЖ во множественном числе?                                (Слайд 4)

На экране: ЁЖ-ЕЖИ, МЫШЬ-МЫШИ, КАМЫШ-КАМЫШИ, УЖ-УЖИ, СТРИЖ-СТРИЖИ.

- Ребята, какая общая орфограмма есть в этих словах?

- Кто из вас помнит как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ?  

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?  Кто сможет определить   тему нашего урока?

- Давайте проверим! Читаем тему урока на доске.

Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ

(Учитель открывает на доске тему урока)

- Ребята, это новая тема?

- Почему?

-  Когда?

- Для чего же сейчас мы вновь обращаемся к данной теме?

- Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Что нам надо вспомнить?

- Кто из вас сможет сформулировать правило?

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

А теперь через запятую запишите эти слова-отгадки, вставляя пропущенные буквы.

А теперь следующее задание от Снеговика. Давайте поработаем по учебникам. Прочитайте задание в упражнении 160. Задание: Спиши. Подчеркни букву, которая написана после  ж и ш.

- Ребята, записываем в тетрадях упражнение 160. Работаем по рядам. Первый ряд списывает первую группу слов, второй ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу слов.  Списываем слова, подчеркиваем простым карандашом по линейке знакомые нам орфограммы.

- Ребята, какая же буква стоит после Ж и после Ш?

С заданием вы справились. Меняемся тетрадями с соседями по парте и проверяем нет ли ошибок у вашего соседа по парте. Если ошибок у соседа нет, поставьте ему на полях +. Возвращаем себе тетради. Поднимите руку те из вас, кто заработал +. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

        Ребята, Дед Мороз попросил Снеговика хорошенько подготовиться к его приходу. А Снеговик ответственно подходит ко всем его заданиям. И Снеговик решил вспомнить с вами танец маленьких утят. Встаём.

        Физкультминутка (Танец маленьких утят)    Слайд 5

Ученики разгадывают загадки

- Чаще всего мы слышали звуки [ж], [ш]

- Звук [ж]- согласный, звонкий, всегда только твердый, парный.

- Звук  [ш] – согласный, глухой, всегда только твердый, парный.

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- В слове ёж 2 буквы, но 3 звука, т.к. буква Ё в начале слова даёт 2 звука.

- Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука.

- В начале слова, после гласной буквы, после ь или ъ.

- В начале слова: яблоко, ель, юла, ёж.

После гласной буквы: маяк, заяц

После ь или ъ: семья, варенье, подъезд.

- Во множественном числе - ЕЖИ

- Во всех этих словах есть сочетания жи – ши.

- Сочетания жи – ши пишем только через и.

- Мы будем говорить о буквосочетаниях жи – ши.

- Нет.

- Мы её уже изучали.

-  В первом классе.

- Чтобы вспомнить правильное написание в сочетаниях жи-ши.

- Надо вспомнить как пишутся сочетания жи – ши

- Жи-ши пиши с буквой И.

. Ученики записывают в тетради слова, 1 ученик маркером вставляет пропущенные буквы на доске

Самостоятельно выполняют задание

- Буква И

Ученики меняются тетрадями и  проверяют выполненное задание.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

Вспоминают изученные  правила.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Работа в группах

- Ребята, отдохнули, потанцевали и получили очередное задание от Снеговика.  Работа по карточкам. Разбейтесь на группы.

Группа 1

  1. Измените слово ХОРОШО так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? ____________________  (хороший)
  2. Поставьте слово КАРАНДАШ во множественное число __________( карандаши)
  3. Допишите предложение

Идёт снег.  С неба падают красивые _______________ (снежинки)

  1. У машины на колесах есть __________________ (шины)

Группа 2 Подберите антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу)

  1. Завтрак -  ______________  (ужин)
  2. Узкий -  _________________ (широкий)
  3. Маленькие -  _____________(большие)
  4. Свои -  ____________________ (чужие)

Группа 3   Подберите синонимы с сочетаниями жи-ши

  1. Дети -  ___________________ (малыши)
  2. Колючий комочек -  ______________ (ёжик)
  3. Автомобиль - ____________________(машина)
  4. Колючки у розы - ________________(шипы)

Группа 4

Соедини слоги так, чтобы получились слова

ши

     жи

гру

     ка

лу

     на

шиш

     ши

Получились слова:________________________________

Группа 5

Выберите и выпишите слова с изученными орфограммами: пушинка, мышата, вышивка, ежата, тишина, шатёр, лужица, пешеход.

_____________________________________

(пушинка, вышивка, тишина, лужица)

Группа 6

Выпишите из текста слова с изученными орфограммами:

Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим, в снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

___________________________________

(лежим, бежим, режим)

Проверка  

Ученики работают в группах, выполняют задания.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать грамотность, орфографическую зоркость.

Игра

« Самый внимательный»

Работа в парах

- Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Наш Снеговик решил проверить, усвоили ли вы тему. Он передал мне записку, в которой я вижу слова.

Я буду диктовать вам  эти слова, а вы будете записывать только те, в которых встречается орфограмма жи-ши.

Тишина, высота, пушинка, стужа, шиповник, крыжовник, снежинка.

Учитель: Давайте проверим, какие слова вы выписали  (Тишина, пушинка, шиповник, снежинка). Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.                                   Слайд 6

Молодцы! Снеговику очень понравилось слово снежинка. Давайте поработаем в парах. Я предлагаю вам составить диалог с соседом по парте, используя  слово снежинка.

   

-  Мне очень понравились ваши диалоги. А теперь я предлагаю записать в тетрадь предложение                             Слайд 7

В воздухе закружились первые снежинки.  

- Ребята, подчеркните сочетание жи-ши в словах.

- Проверяем. В каких словах вам встретилось сочетание жи-ши.

- Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях +.

- А теперь самостоятельно подчеркните грамматическую основу в этом предложении.

Проверяем. Назовите грамматическую основу в этом предложении. Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях  ещё один +.

- Что такое грамматическая основа?  

- Ребята, вы молодцы! У вас всё получилось.

Ученики выполняют задание учителя

Проверка выполненного задания.

Ученики составляют свои диалоги.

  Ученики выполняют задание учителя.

- Закружились, снежинки.

- Снежинки закружились.

- Это подлежащее и сказуемое.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

учатся видеть орфограммы, определяют главные члены предложения.

Развивать грамотность, орфографическую зоркость.

Подведение итогов урока

Рефлексия

- Ребята, на уроке труда мы с вами делали шишки из цветной бумаги. Я просила их принести сегодня на урок.

Если вам понравился сегодняшний урок и вам всё было понятно, поднимите зеленую шишку. Если вы испытали трудности на уроке, что-то вам показалось сложным, поднимите желтую шишку. Если вам было очень трудно на уроке, поднимите красную шишку.

Я очень рада,  что вам понравился наш урок. Всем большое спасибо!

Но это еще не всё. Дед Мороз уже на пути к нам. К его приходу мы должны нарядить ёлочку. Сейчас по очереди вы подойдете к нашей ёлке и украсите её, повесив одну свою шишку любого цвета.

Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась. Ну теперь мы ко встрече Деда Мороза готовы. Будем ждать его в гости. Всем большое спасибо за урок.

Дом. задание: Упр. 166 стр.87

Ученики выполняют задание учителя.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют правило.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в зклассе.Тема "Звуки и буквы. Гласные звуки"

В конспекте урока использованы игры и задания из диска - приложения к учебниуку по русскому языку В.Г.Горецкого...

Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Открытый урок по русскому языку в 4А  классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правописание собственных имён существительных»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.Цель урока:  формировать умения в правописании имен собственных.Задачи  урока:Образовательные: 1. Обобщить знания учащихся об употреблен...