Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ". Цели и задачи: закрепить представления обучающихся о твердых согласных звуках [ж],[ш]; учить выделять слова с сочетаниями жи-ши в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость; развить речь обучающихся, расширить словарный запас; формирование интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»
Цели и задачи урока:
- закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш].
- учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
- упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И.
- развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
- закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
- воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ
- научатся относить объекты к известным понятиям
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие.
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость общения. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения. Теперь тихонечко садитесь. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
| Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
| |||||||
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . | - Ребята, у нас с вами хорошее настроение, мы с вами улыбаемся друг. Посмотрите какой красивый у нас класс. - В честь какого праздника у нас в классе так красиво? Какой праздник к нам приближается? - А кто приходит на новогодний праздник? - Верно. Дед Мороз, конечно, до нас еще не добрался, пока еще рано приходить к нам в гости, но он уже собирается к нам. Ребята, мне очень хочется, чтобы когда Дед Мороз пришел к нам, то увидел как мы умеем красиво и грамотно писать. | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. - К нам приближается Новый год. - На новогодний праздник обычно приходит Дед Мороз. | Создать позитивное настроение. | |||||||||
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи Закрепление изученного материала | Минутка чистописания | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. -Сегодня, на минутке чистописания, мы будем прописывать букву Ж и букву Ша. Возьмите правильно в руки ручки. Покажите как вы их правильно держите. Вспомните правильное написание этих букв. Давайте пропишем букву Ж в воздухе. Теперь пропишем букву Ша в воздухе. Теперь пропишите эти буквы у себя в тетрадях. Ученики прописывают буквы в тетрадях. - Ребята, к этим буквам мы обязательно ещё вернёмся. - Ребята, а ещё мне хочется, чтобы когда Дед Мороз пришёл к нам в гости, мы бы показали какие мы вежливые. А какие вежливые слова знаете вы? - Молодцы! Вы помните все слова, о которых мы с вами там много говорили на наших уроках. СЛАЙД №2 | Самостоятельно выполняют письмо по образцу -Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.д. | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. | |||||||
Работа со словарем
| - Сегодня будем учиться употреблять новое слово, которым пользуются, если кого- то обидели или когда - то поступили неправильно. Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Поссорились!» Выходят 2 ученицы и показывают сценку А. Кузнецова «Поссорились!» - Что произошло с девочками? - Из – за чего произошла ссора? - Хорошо им было друг без друга? - Что посоветуете девочкам? - А как это сделать? - Запомните, извиняться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели. - Как бы вы извинились?
Продолжение стихотворения - Итак, добавляем в речевой этикет слово: ИЗВИНИ. Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитать значение этого слова. Кстати, кто мне напомнит в каком порядке располагаются слова в словаре? Ученик читает по словарю значение слова ИЗВИНИТЬ - Ребята, давайте запишем новое словарное слово ИЗВИНИ в тетради, как обычно целую строчку (3 раза). - Сколько слогов в этом слове? - На какой слог падает ударение? СЛАЙД №3 | Дают ответы на вопросы. Работают с толковым словарем.
Мы поссорились с подругой, И уселись по углам, Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» - Они поссорились. -Из – за игрушки. - Нет. Девочкам стало скучно. - Помириться. - Извиниться.
Ответы учащихся Я пойду и помирюсь! Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай, И скажу: «Играть давай!»
- Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства, неудобства Ученики записывают словарное слово в тетрадь. - В этом слове 3 слога - Ударение падает на 3-ий слог. | Метапредметные: развитие словарного запаса, диалога. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. | Развивать речь детей.
| ||||||||
Грамматическая разминка Работа по учебнику | - Ребята, у Дед Мороза есть помощник – Снеговик (на доске картинка со снеговиком). Чтобы мы сильно не скучали, пока ждем наступление Нового года, Дед мороз попросил своего помощника нас развлекать. Снеговик приготовил вам загадки: Есть копытный великан. Шея, как подъемный кран, С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый. (Жираф) Учитель открывает картинку на доске Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши) Учитель открывает картинку на доске Они на ласточек похожи, А в небе очень даже схожи. Я правду говорю, скажи! Есть – ласточки, а есть - … (Стрижи) Учитель открывает картинку на доске Кто живёт в морях холодных Среди айсбергов огромных? У них усы, как ёршики, Не боятся стужи ... (Моржики) Учитель открывает картинку на доске Колюч он, но не ёлочка, В иголках, но не сосенка, В клубок свернуться может. Конечно, это… (Ёжик) Учитель открывает картинку на доске - Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки Снеговика. - А какие звуки вы услышали в словах- отгадках чаще, чем другие? - Дайте характеристику этим звукам. НА ДОСКЕ [ж], [ш] -А еще, ребята, когда мы произносим эти звуки, то мы как будто шипим. Поэтому, эти звуки так и называют – шипящие. К шипящим звукам относятся: ж, ш, ч, щ. Это надо запомнить. Ребята, а чем отличаются звуки [ж], [ш] от букв Ж, Ша? - Ребята, на последней картинке мы видим ежа. Дайте, пожалуйста, характеристику слову ЁЖ. Сколько здесь букв и звуков. - Ребята, напомните, какие буквы могут обозначать 2 звука? - Верно, а в каких случаях? - Приведите примеры. - Ребята, Снеговик приготовил для нас не только загадки, но и задания. Он спрашивает как будет звучать слово ЁЖ во множественном числе? (Слайд 4) На экране: ЁЖ-ЕЖИ, МЫШЬ-МЫШИ, КАМЫШ-КАМЫШИ, УЖ-УЖИ, СТРИЖ-СТРИЖИ. - Ребята, какая общая орфограмма есть в этих словах? - Кто из вас помнит как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Кто сможет определить тему нашего урока? - Давайте проверим! Читаем тему урока на доске. Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ (Учитель открывает на доске тему урока) - Ребята, это новая тема? - Почему? - Когда? - Для чего же сейчас мы вновь обращаемся к данной теме? - Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Что нам надо вспомнить? - Кто из вас сможет сформулировать правило? - Молодцы! Вы абсолютно правы. А теперь через запятую запишите эти слова-отгадки, вставляя пропущенные буквы. А теперь следующее задание от Снеговика. Давайте поработаем по учебникам. Прочитайте задание в упражнении 160. Задание: Спиши. Подчеркни букву, которая написана после ж и ш. - Ребята, записываем в тетрадях упражнение 160. Работаем по рядам. Первый ряд списывает первую группу слов, второй ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу слов. Списываем слова, подчеркиваем простым карандашом по линейке знакомые нам орфограммы. - Ребята, какая же буква стоит после Ж и после Ш? С заданием вы справились. Меняемся тетрадями с соседями по парте и проверяем нет ли ошибок у вашего соседа по парте. Если ошибок у соседа нет, поставьте ему на полях +. Возвращаем себе тетради. Поднимите руку те из вас, кто заработал +. Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Ребята, Дед Мороз попросил Снеговика хорошенько подготовиться к его приходу. А Снеговик ответственно подходит ко всем его заданиям. И Снеговик решил вспомнить с вами танец маленьких утят. Встаём. Физкультминутка (Танец маленьких утят) Слайд 5 | Ученики разгадывают загадки - Чаще всего мы слышали звуки [ж], [ш] - Звук [ж]- согласный, звонкий, всегда только твердый, парный. - Звук [ш] – согласный, глухой, всегда только твердый, парный. - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. - В слове ёж 2 буквы, но 3 звука, т.к. буква Ё в начале слова даёт 2 звука. - Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука. - В начале слова, после гласной буквы, после ь или ъ. - В начале слова: яблоко, ель, юла, ёж. После гласной буквы: маяк, заяц После ь или ъ: семья, варенье, подъезд. - Во множественном числе - ЕЖИ - Во всех этих словах есть сочетания жи – ши. - Сочетания жи – ши пишем только через и. - Мы будем говорить о буквосочетаниях жи – ши. - Нет. - Мы её уже изучали. - В первом классе. - Чтобы вспомнить правильное написание в сочетаниях жи-ши. - Надо вспомнить как пишутся сочетания жи – ши - Жи-ши пиши с буквой И. . Ученики записывают в тетради слова, 1 ученик маркером вставляет пропущенные буквы на доске Самостоятельно выполняют задание - Буква И Ученики меняются тетрадями и проверяют выполненное задание. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: Вспоминают изученные правила. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. | ||||||||
Работа в группах | - Ребята, отдохнули, потанцевали и получили очередное задание от Снеговика. Работа по карточкам. Разбейтесь на группы. Группа 1
Идёт снег. С неба падают красивые _______________ (снежинки)
Группа 2 Подберите антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу)
Группа 3 Подберите синонимы с сочетаниями жи-ши
Группа 4 Соедини слоги так, чтобы получились слова
Получились слова:________________________________ Группа 5 Выберите и выпишите слова с изученными орфограммами: пушинка, мышата, вышивка, ежата, тишина, шатёр, лужица, пешеход. _____________________________________ (пушинка, вышивка, тишина, лужица) Группа 6 Выпишите из текста слова с изученными орфограммами: Мы – проворные сестрицы – Быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, в снег – бежим, Уж такой у нас режим. ___________________________________ (лежим, бежим, режим) Проверка | Ученики работают в группах, выполняют задания. | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. | ||||||||
Игра « Самый внимательный» Работа в парах | - Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием. Наш Снеговик решил проверить, усвоили ли вы тему. Он передал мне записку, в которой я вижу слова. Я буду диктовать вам эти слова, а вы будете записывать только те, в которых встречается орфограмма жи-ши. Тишина, высота, пушинка, стужа, шиповник, крыжовник, снежинка. Учитель: Давайте проверим, какие слова вы выписали (Тишина, пушинка, шиповник, снежинка). Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +. Слайд 6 Молодцы! Снеговику очень понравилось слово снежинка. Давайте поработаем в парах. Я предлагаю вам составить диалог с соседом по парте, используя слово снежинка.
- Мне очень понравились ваши диалоги. А теперь я предлагаю записать в тетрадь предложение Слайд 7 В воздухе закружились первые снежинки. - Ребята, подчеркните сочетание жи-ши в словах. - Проверяем. В каких словах вам встретилось сочетание жи-ши. - Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях +. - А теперь самостоятельно подчеркните грамматическую основу в этом предложении. Проверяем. Назовите грамматическую основу в этом предложении. Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях ещё один +. - Что такое грамматическая основа? - Ребята, вы молодцы! У вас всё получилось. | Ученики выполняют задание учителя Проверка выполненного задания. Ученики составляют свои диалоги. Ученики выполняют задание учителя. - Закружились, снежинки. - Снежинки закружились. - Это подлежащее и сказуемое. | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: учатся видеть орфограммы, определяют главные члены предложения. | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. | ||||||||
Подведение итогов урока | Рефлексия | - Ребята, на уроке труда мы с вами делали шишки из цветной бумаги. Я просила их принести сегодня на урок. Если вам понравился сегодняшний урок и вам всё было понятно, поднимите зеленую шишку. Если вы испытали трудности на уроке, что-то вам показалось сложным, поднимите желтую шишку. Если вам было очень трудно на уроке, поднимите красную шишку. Я очень рада, что вам понравился наш урок. Всем большое спасибо! Но это еще не всё. Дед Мороз уже на пути к нам. К его приходу мы должны нарядить ёлочку. Сейчас по очереди вы подойдете к нашей ёлке и украсите её, повесив одну свою шишку любого цвета. Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась. Ну теперь мы ко встрече Деда Мороза готовы. Будем ждать его в гости. Всем большое спасибо за урок. Дом. задание: Упр. 166 стр.87 | Ученики выполняют задание учителя. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют правило. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в зклассе.Тема "Звуки и буквы. Гласные звуки"
В конспекте урока использованы игры и задания из диска - приложения к учебниуку по русскому языку В.Г.Горецкого...
Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Открытый урок по русскому языку в 4А классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....
Конспект урока по русскому языку 2 класс" Согласный звук [й], буква и краткая."
Конспект урока по русскому языку....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...
Урок по русскому языку на тему: "Согласные звуки ф, Ф"
Согласные звуки ф, Ф...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правописание собственных имён существительных»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.Цель урока: формировать умения в правописании имен собственных.Задачи урока:Образовательные: 1. Обобщить знания учащихся об употреблен...