Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Волохова Александра Алексеевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_parnye_soglasnye_v_seredine_slova.odt17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дзержинский район города Волгограда

  1. МОУ гимназия №11

Конспект открытого урока русского языка

3 класс (1-4)

 (система Л.В. Занкова)

Тема: «Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами»

Автор:

Волохова Александра Алексеевна

 учитель высшей квалификационной

                                    категории МОУ гимназии №11

2016 г.

Тема: «Парные согласные в середине слова и обозначение их буквами»

Цель: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.

Задачи:

образовательные — найти способ проверки парных согласных в середине слова;

развивающая — развивать умения учащихся:

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме,

- работать в группе,

- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,

- систематизировать материал в кластер

воспитательная - воспитывать желания осмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Точечный массаж.

II. Целеполагание.

Работа с интерактивной доской. Слайд №1.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Прочитайте про себя слова, написанные на доске, сравните их и разделите на группе. Косьба, лес, флаг, шапка, когти, еж, город, снежки, певчая, сладкий, шкаф, записка.

Коля. Предлагаю разделить так: существительные — прилагательные.

Маша: слова в единственном и во множественном числе.

Петя: слова с парной согласной на конце и в середине слова.

2. Предлагаю вам поработать с группами слов, которые предложил Петя. Что знаем об этих словах?

Слайд №2

I                                                       II

косьба                                          лес

когти                                            ёж

снежки                                         город

певчие                                          мороз

сладкий                                        рукав

Парный согласный на конце слов II группы надо проверять. Для этого надо изменить слово или однокоренное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный звук. Это мы уже знаем.

I. Стадия вызова.

3. Мозговой штурм.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Давайте прочитаем слова : косьба, когти,                                          

снежки, певчие, сладкий  так, как мы их обычно произносим.

Слайд №3

[з]                                                    

косьба    

 [к]                                      

когти  

[ш]                                          

снежки  

[ф]                                      

певчие

[т]                                          

сладкий

Что заметили?

Произношение слова не всегда совпадает с написанием.

Как вы думаете почему?

Предположение — следующий за парным согласным звук оглушает или озвончает парный согласный.

Что из этого следует?

Нужно проверять парный согласный.

Предложите способы проверки.

Подберем однокоренное слово, чтобы проверяемый звук хорошо слышался.

Например, косьба — косить,

когти — коготь, коготок

снежки — снежок, снежный (н - сонорный)

певчие — певец, певунья

сладкий  - сладок, сладости, сладенький

Почему в приведенных вами проверочных словах проверяемый звук хорошо слышится?

За ним стоит гласный или сонорный звуки, они не оглушают и не озвончают впереди стоящий звук.

4. «Корзина идей».

Теперь скажите все, что вы знаете о проверке парных согласных. Постарайтесь не повторять ранее сказанного.

II. Стадия осмысления.

5. Составление кластера.

Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, попробуем составить кластер. Напишем слово Согласные в центре страницы, от него рисуем лучи в разные стороны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

6. Физическая минутка.

Упражнения на релаксацию «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).

7. Игра «Доскажи словечко»

Запишите слова, которые доскажите и напишите к ним проверочные. Слайд №4

На коньках я мчусь вперед по ногами крепкий … (Лед)

Как ни старался я не мог достать с капустою … (Пирог)

У лисички Любки остренькие … (Зубки)

У нас общие игрушки, потому что мы … (Подружки)

Закрывают дети глазки, детям снится будут … (Сказки)

В магазине на прилавке и иголки и … (Булавки)

Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем … (Грядки)

8. Самостоятельная работа по учебнику.

9. Составление синквейна.

Как итог составим синквейн по нашей теме.

- Вспомните правило составление синквейна.

1 строка - одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание темы.

2 строка -  два прилагательные, характеризующие данное понятие.

3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках темы.

4 строка -  предложение из четырёх слов, раскрывающее суть темы.

5 строка -  синоним ключевого слова.

(слайд №5)

Работа в парах.

Буквы

Согласные, парные

Найди, проверь, напиши

После согласного поставь гласный.

Орфограмма.

III. Рефлексия.

10. Заполнение таблицы.

Я знал

Узнал новое

Хочу узнать

11. Подведение итогов.

Достигли ли мы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась в памяти? Что нового узнали?

12. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс

Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...

Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных звуков в корне слова."

Конспект урока русского языка во 2 классе разработан по программе "Школа России", учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...