Русский язык 2014 - 15 уч. год 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа составлена по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС русский язык 3 класс | 95.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Королевская
средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 27.08. 2014 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Королевской сош _________ Ю. А. Ладыгин 28.08. 2014 |
Рабочая программа
Русский язык, 3 класс, начальное общее
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Кирюшина Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
пос. Королёвский 2014
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011,
примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Основными формами и средствами контроля в 3 классе являются диктанты, тесты, контрольные списывания, словарные диктанты, контрольные работы. Из 170 учебных часов на проведение письменных контрольных работ выделено 10 часов, из них:
контрольный диктант – 4 часа;
контрольное тестирование – 2 часа;
контрольная работа – 4 часа.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); - непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы раздела | Количество часов | |
Язык и речь | 2 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | ||
Слово в языке и речи | 19 | ||
Состав слова | 16 | ||
Правописание частей слова | 29 | ||
Части речи | 76 | ||
Имя существительное (30ч.) | |||
Имя прилагательное (19ч) | |||
Местоимение (5ч) | |||
Глагол (21ч.) | |||
Повторение | 14 | ||
Итого | 170 |
Поурочно – тематическое планирование
№ п\п | № раздела и темы урока п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | ||||
| |||||||||
1 | 1.1 | Наша речь и наш язык. Устная и письменная речь. | 1 | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее» | |||||
2 | 1.2 | Устная и письменная речь. | 1 | ||||||
| |||||||||
3 | 2.1 | Текст.Тема и основная мысль текста. | 1 | Объяснять формулировку: «Предложение выражает законченную мысль». Устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составлять предложения по данной схеме (модели) и записывать их. Анализировать таблицу и устанавливать: с какой интонацией можно произносить повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение; когда и какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложения, вопросительного предложения, побудительного предложения; от чего зависит выбор знака препинания в повествовательном и побудительном предложениях. Формулировать обобщённый вывод по результатам анализа таблицы. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Применять полученные знания на практике: выделять предложений в сплошном тексте, определять тип предложения по цели высказывания; определять главную мысль текста; записывать текст с расстановкой знаков препинания в нём. Высказывать свои впечатления об осени. Различать текст-описание и текст-повествование. » Составлять предложения из групп слов. Составлять тексты-описания и тексты-повествования с использованием данных слов, словосочетаний, предложений, рисунков. Определять тип текстов (текст-описание, текст-повествование). Устанавливать: предложения в тексте могут состоять из одного, двух и более слов. Использовать пословицу как заглавие к составленному или данному тексту. Толковать (объяснять) значение слов, пословиц. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |||||
4 | 2.2 | Типы текстов. | 1 | ||||||
5 | 2.3 | Предложение.Признаки предложения. | 1 | ||||||
6 | 2.4 | Р/р. Сочинение-описание по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | ||||||
7 | 2.5 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||||||
8 | 2.6 | Восклицательные и невосклицательные предложения. Обращение. | 1 | ||||||
9 | 2.7 | Р./Р. Составление рассказа по рисунку с использованием диалога, а в предложениях – обращения. | 1 | ||||||
10 | 2.8 | Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||||||
11 | 2.9 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | ||||||
12 | 2.10 | Простое и сложное предложения. | 1 | ||||||
13 | 2.11 | Словосочетание. | 1 | ||||||
14 | 2.12 | Связь слов в словосочетании. | 1 | ||||||
15 | 2.13 | Р/р.Сочинение-описание по картине В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 |
| |||||
16 | 2.14 | Проверочная работа №1. по теме «Предложение" | 1 | ||||||
| |||||||||
17 | 3.1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Объяснять, по каким признакам (лексическим и грамматическим) можно определить имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выявлять среди данных слов имена существительные, имена прилагательные, глаголы и записывать их по группам. Различать имена существительные, отвечающие на вопрос к т о? что? Различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Выявлять по вопросам кто? что? существительные в начальной форме. Выделять в тексте имена прилагательные. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой?, какая?, какое?, какие? Выделять в предложении словосочетания имени существительного с именем прилагательным. Толковать (объяснять) значение устойчивых выражений (словосочетаний): добрый молодец, боярин знатный, купец богатый, гусли яровчатые — и выявлять речевые ситуации их применения. Устанавливать значение предлогов в предложении. Подбирать предлоги, подходящие по смыслу и записывать предложения с этими предлогами. Анализировать текст и устанавливать, что предлоги относятся к существительному; предлоги — самостоятельная часть речи; предлоги пишутся отдельно от других слов. Объяснять, в каком случае слово имеет прямое значение, в каком употребляется в переносном значении на примере прилагательного красный, которое обозначает цвет, а также имеет значение «красивый». Выделять в группе слов синонимы. Составлять предложения из групп слов. Озаглавливать текст (выделять главную мысль текста). » Составлять продолжение текста по его началу. Анализировать звучащее слово: выделять в нём гласные и согласные звуки. Анализировать звучащее слово: выделять в нём ударные и безударные гласные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Формулировать вывод по результатам сравнения. Объяснять формулировку: «Безударный гласный в корне слова проверяется ударением». Находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова (работать с отдельными словами, со словами в предложении и в тексте) Толковать (объяснять) значение пословиц, выражений. Составлять предложения по рисунку. | |||||
18 | 3.2 | Синонимы и антонимы. | 1 | ||||||
19 | 3.3 | Омонимы. | 1 | ||||||
20 | 3.4 | Слово и словосочетание. | 1 | ||||||
21 | 3.5 | Фразеологизмы. | 1 | ||||||
22 | 3.6 | Р/р. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка» | 1 | ||||||
23 | 3.7 | Части речи и их признаки. Имя существительное. | 1 | ||||||
24 | 3.8 | Р/р. Сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
| |||||
25 | 3.9 | Имя прилагательное. Глагол. | 1 | ||||||
26 | 3.10 | Местоимение. | |||||||
27 | 3.11 | Имя числительное. | 1 | ||||||
28 | 3.12 | Значение имен числительных в речи. | 1 | ||||||
29 | 3.13 | Проверочная работа № 2 по теме «Части речи». | |||||||
28 | 3.12 | Однокоренные слова. | 1 | ||||||
29 | 3.13 | Гласные звуки и буквы. | 1 | ||||||
30 | 3.14 | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||||||
31 | 3.15 | Ударные и безударные гласные в корне | 1 | ||||||
32 | 3.16 | Парные согласные. | 1 | Анализировать звучащее слово: выделять в нём звонкие и глухие согласные, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце и в середине слова перед другим согласным. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных перед гласным. Обсуждать и выбирать способ проверки обозначения на письме парных согласных. Сравнивать способы проверки парных согласных в конце и в середине слова перед другим согласным (работать по таблице). Формулировать вывод по результатам наблюдений и уточнять вывод по учебнику. Применять на практике правила проверки правописания парных согласных в конце и в середине слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | |||||
33 | 3.17 | Проверочный диктант № 3 по теме «Слово и его лексическое значение» | 1 | ||||||
34 | 3.18 | Р/р. Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану. | 1 | ||||||
35 | 3.19 | Разделительный Ь. Проект «Рассказ о слове» | 1 | ||||||
| |||||||||
36 | 4.1 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Наблюдать за составом основы слов и устанавливать, из скольких частей может состоять основа слова. Объяснять по данной схеме состава слова, из скольких частей состоит его основа. Составлять самостоятельно схему (модель) основы слова. Наблюдать и устанавливать, при помощи каких частей основы образованы новые однокоренные слова. Образовывать при помощи приставок и суффиксов однокоренные слова, разбирать эти слова по составу. Устанавливать: суффикс придаёт слову оттенок значения или образует слово с новым значением. Объяснять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые однокоренные слова. Сравнивать основы однокоренных слов, устанавливать общее и различное в составе основ однокоренных слов. Сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе. Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбирать слова по составу, соотносить состав основы слова и соответствующую ей схему (модель). Толковать (объяснять) значение слов, выражений. Составлять рассказ по рисунку. Редактировать текст: восстанавливать порядок следования предложений. Чётко и правильно произносить скороговорки. Работать и группе, и паре: подготавливать самостоятельно (или совместно в группе, паре) и обсуждать (в диалоге) возможные варианты выполнения заданий, обсуждать, какое значение даёт суффикс словам | |||||
37 | 4.2 | Чередование согласных в корне. | 1 | ||||||
38 | 4.3 | Сложные слова. | 1 | ||||||
39 | 4.4 | Окончание. | 1 | ||||||
40 | 4.5 | Формы слова. Однокоренные слова. | 1 | ||||||
41 | 4.6 | Формы слова. Окончание. | 1 | ||||||
42 | 4.7 | Приставка. | 1 | ||||||
43 | 4.8 | Значения приставок. | 1 | ||||||
44 | 4.9 | Определение приставок. | 1 | ||||||
45 | 4.10 | Суффикс. | 1 | ||||||
46 | 4.11 | Значения суффиксов. | 1 | ||||||
47 | 4.12 | Р/р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||||||
48 | 4.13 | Основа слова. | 1 | Наблюдать, какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении по форме. Выделять эту часть. Сравнивать разные формы одного и того же слова и устанавливать, чем они различаются. Сравнивать разные формы одного и того же слова и выделять в них окончания. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Формулировать способ (алгоритм действия) нахождения окончания и основы слова. Формулировать вывод по результатам наблюдений с использованием терминов «основа», «окончание». Работать в паре: обсуждать (в диалоге) задание к упражнению, устанавливать, что надо знать (вспомнить) для успешного его выполнения, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы. Объяснять формулировку: «Окончание служит для связи слов в предложении». Выделять окончание и основу слова. Составлять предложения из групп слов. Составлять по рисунку предложения с данными подлежащими. Составлять текст о Москве, вставляя данное слово в нужной форме. Анализировать текст «Родина» К. Ушинского, записывать его близко к тексту, объяснять смысл выделенных в тексте предложений | |||||
49 | 4.14 | Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Проект «Семья слов» | 1 | ||||||
50 | 4.15 | Р/р. Изложение текста В.Бианки «Скворцы». | 1 | ||||||
51 | 4.16 | Проверочная работа № 4 по теме «Состав слова» | 1 | ||||||
| |||||||||
52 | 5.1 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | Разбирать слова по составу. Анализировать и сравнивать основы однокоренных слов, находить в них общее и различное. Составлять схемы (модели) основ данных слов. Объяснять, при помощи каких частей основы (суффикс, приставка) образованы новые однокоренные слова. Разбирать слова по составу и формулировать новое правило переноса: при переносе слова нельзя отрывать от корня первую букву согласного звука. Различать однокоренные и неоднокоренные слова, в которых корни пишутся одинаково. Различать близкие по смыслу, но неоднокоренные слова.Наблюдать за однокоренными словами и устанавливать, что в корне слова могут быть чередующиеся согласные и беглые гласные (о, е). Разбирать по составу слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова. Использовать термины «беглые гласные», «чередующиеся согласные». Объяснять правописание и способ проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Применять на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Находить в тексте слова, близкие по смыслу (синонимы). Составлять предложения на заданную тему. Озаглавливать текст. Записывать выборочно текст. Чётко и правильно произносить скороговорки. Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания; обсуждать и оценивать результат выполнения работы. | |||||
53 | 5.2 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | ||||||
54 | 5.3 | Правописание безударных гласных. | 1 | ||||||
55 | 5.4 | Способы проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | ||||||
56 | 5.5 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1 | ||||||
57 | 5.6 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. | 1 | ||||||
58 | 5.7 | Написание глухих и звонких согласных в корне слов. | 1 | ||||||
59 | 5.8 | Упражнения в правописании глухих и звонких согласных в корне слов. | 1 | ||||||
60 | 5.9 | Р/р. Сочинение по серии картин «Серая Шейка». | 1 | ||||||
61 | 5.10 | Правописание парных глухих и звонких согласных. | 1 | ||||||
62 | 5.11 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | Разбирать слова по составу, сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными. Произносить и слушать слова, устанавливать, все ли согласные корня произносятся. Выводить алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Формулировать способ подбора проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными. Использовать на практике подбор однокоренных слов как способ обнаружения непроизносимых согласных в корне слова и проверки их правописания. Использовать на практике правило правописания слов с непроизносимыми согласными. Толковать (объяснять) значение пословиц. Заменять словосочетания близкими по смыслу словосочетаниями. Составлять предложения из групп слов. Составлять рассказ на заданную тему. Озаглавливать текст. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление. | |||||
63 | 5.12 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |||||||
64 | 5.13 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 | ||||||
65 | 5.14 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком. | 1 | ||||||
66 | 5.15 | Упражнения в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | ||||||
67 | 5.16 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | ||||||
68 | 5.17 | Р/р. Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка». | 1 | ||||||
69 | 5.18 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | Разбирать слова по составу. Определять место безударной гласной орфограммы в слове (корень, приставка, суффикс). Наблюдать по таблице, анализировать и устанавливать: от чего зависит правописание суффиксов -ек или -ик в слове. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Строить алгоритм (способ) определения правописания безударных гласных в суффиксах -ек, -ик. Использовать правило правописания слов с безударными гласными в суффиксах -ек, -ик на практике. Озаглавливать текст. Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи) | |||||
70 | 5.19 | Суффиксы –ек, -ик. | 1 | ||||||
71 | 5.20 | Суффиксы –ок, -ёк. | 1 | ||||||
72 | 5.21 | Суффиксы –оньк, -еньк. Р/р. Изложение текста, воспринятого на слух. | 1 | ||||||
73 | 5.22 | Правописание приставок. | 1 | Разбирать слова по составу. Определять место безударного гласного в слове (корень, приставка, суффикс). Установить: гласные в приставках по-, под-, от-, о-, про-, до-: всегда ударные? всегда безударные? могут быть ударными и безударными? Устанавливать, как пишутся эти приставки с ударными, безударными гласными. Формулировать вывод о правописании этих приставок. Использовать правило правописания приставок по-, под-, от-, о-, про-, до- на практике. Разбирать по составу слова с приставками об-, от-, над-, под-, с-. Устанавливать расходится или не расходится произношение и обозначение на письме парных согласных в приставках об-, от-, над-, ПОД-, С-. Объяснять, являются ли парные согласные в приставках об-, от-, под-, над-, с- орфограммами. Формулировать правило правописания этих приставок. Использовать правило правописания приставок об-, от-, над-, под-, с- на практике. Обратить особое внимание: в словах здесь, здание, здоровье «з» — часть корня. Толковать (объяснять) значение слова (через подбор синонимов, через контекст, в котором употреблено слово, по словарю), толковать значение пословиц. Озаглавливать текст. Использовать в качестве заглавия к тексту пословицы. Определять тип текста. Записывать выборочно текст. Находить предложения в тексте, которые надо читать (произносить) с интонацией перечисления | |||||
74 | 5.23 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||||||
75 | 5.24 | Приставки и предлоги. | 1 | ||||||
76 | 5.25 | Правописание слов с разделительный твердым знаком (Ъ). | 1 | Произносить и слушать слова с разделительным твёрдым и мягким знаками. Устанавливать, в чём особенность их произнесения. Наблюдать за составом слова и устанавливать, в какой части основы слова пишется разделительный мягкий знак (ь), а в какой — разделительный твёрдый (ъ) знак. Объяснять, почему твёрдый и мягкий знаки в словах бьёт, съезд называются разделительными. Устанавливать, когда в словах после приставки перед корнем пишется разделительный твёрдый знак. Формулировать самостоятельно правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком и уточнить его по учебнику. Различать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками; использовать на практике правила их правописания. Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять рассказ, используя данные слова для справок. Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи) | |||||
77 | 5.26 | Правописание слов с Ь и Ъ. | 1 | ||||||
78 | 5.27 | Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М.Родионовой «Скворец-музыкант». | 1 | ||||||
79 | 5.28 | Разделительный Ъ. | 1 | ||||||
80 | 5.29 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||||||
| |||||||||
81 | 6.1 | Части речи. | 1 | ||||||
Имя существительное – 30 ч | |||||||||
82 | 6.2 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Наблюдать, устанавливать, что существительные могут называть предмет, явление природы, действие, признак. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Классифицировать существительные по их лексическому значению. Различать существительные по вопросам кто? и что? Различать собственные и нарицательные имена существительные. Образовывать однокоренные существительные с заданными суффиксами. Работать в паре: анализировать задание и совместно выполнять упражнение, сравнивать текст учебника и записанный текст, обсуждать особенности записанного текста. Толковать (объяснять) значение слов через подбор синонимов. Толковать (объяснять) значение пословиц. Подбирать к данным словам синонимы из текст. Выбирать существительные с определенным суффиксом и зависимости от контекста (речевой ситуации) и объяснять свой выбор. Обсуждать, какие существительные больше подходят к сказке (Иван — Иванушка, Марья — Марьюшка), выбирать и записывать эти существительные | |||||
83 | 6.3 | Начальная форма имени существительного. | 1 | ||||||
84 | 6.4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||||||
85 | 6.5 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||||||
86 | 6.6 | Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Горностай». | 1 | ||||||
87 | 6.7 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||||||
88 | 6.8 | Правописание имен собственных. Проект «Тайна имени» | 1 | ||||||
89 | 6.9 | Число имён существительных. | 1 | Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам, всегда ли существительные изменяются по числам. Наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Составлять алгоритм действий для определения рода имён существительных. Классифицировать существительные по родам. Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Определять род и число имён существительных. Толковать (объяснять) значение слов и устойчивых фразеологических выражений. Составлять рассказ по серии картинок. Определять тип теста. Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |||||
90 | 6.10 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | 1 | ||||||
91 | 6.11 | Имена существительные общего рода. | 1 | ||||||
92 | 6.12 | Род имён существительных. | 1 | ||||||
93 | 6.13 | Род имён существительных. | 1 | ||||||
94 | 6.14 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | ||||||
95 | 6.15 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | ||||||
96 | 6.16 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок. | 1 | ||||||
97 | 6.17 | Проверочный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | 1 | ||||||
98 | 6.18 | Падеж имен существительных. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | Наблюдать и устанавливать, от чего зависит изменение окончаний одного и того же существительного в разных словосочетаниях. Наблюдать (анализировать) за одушевлёнными и неодушевлёнными существительными и устанавливать, по каким вопросам изменяются одушевлённые существительные, по каким — неодушевлённые существительные. Анализировать таблицу падежей и падежных вопросов к существительным. Формулировать вывод по результатам наблюдений: как определить падеж существительного. Определять падеж существительных с помощью вопросов. Склонять данные существительные. Устанавливать самостоятельно, в каком падеже перед существительными не встречается предлог, в каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом. Наблюдать за существительными в форме именительного и винительного падежей и самостоятельно устанавливать, как различать данные падежи имён существительных, которые отвечают на один и тот же вопрос ч т о? и имеют одинаковое окончание. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Толковать (объяснять) значение пословиц. » Составлять предложения по рисунку. Разбирать существительное как части речи (морфологический разбор) | |||||
99 | 6.19 | Р/р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | ||||||
100 | 6.20 | Именительный падеж. | 1 | ||||||
101 | 6.21 | Родительный падеж. | 1 | ||||||
102 | 6.22 | Дательный падеж. | 1 | ||||||
103 | 6.23 | Винительный падеж. | 1 | ||||||
104 | 6.24 | Творительный падеж. | 1 | ||||||
105 | 6.25 | Предложный падеж. | 1 | ||||||
106 | 6.26 | Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга». | 1 | ||||||
107 | 6.27 | Косвенные падежи. | 1 | ||||||
108 | 6.28 | Упражнение в склонении имен существительных. | 1 | ||||||
109 | 6.29 | Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Зимняя» страничка». | 1 | ||||||
110 | 6.30 | Р/р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | ||||||
111 | 6.31 | Проверочный диктант № 7 по теме «Склонение имен существительных» | 1 | ||||||
Имя прилагательное – 19 ч | |||||||||
112 | 6.32 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Выделять имена прилагательные в тексте. Сравнивать и различать имена прилагательные и существительные, называющие признаки. Анализировать, сравнивать тексты с прилагательными и без них и характеризовать роль прилагательных в нашей речи. Выделять словосочетания прилагательных с существительными в предложении. Разбирать прилагательные по составу. Уточнять, какое значение придает суффикс -еньк- прилагательным. Анализировать текст А.Н.Толстого о русском языке. Объяснять, какие прилагательные использовал писатель, чтобы показать яркость, меткость, красоту, богатство и задушевность русского языка. Сравнивать «строгие» тексты и эмоционально-окрашенные. Объяснять, какой из текстов выразительнее и точнее и почему. Работать в паре: договариваться об организации работы, обсуждать (в диалоге) выполненную работу | |||||
113 | 6.33 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | ||||||
114 | 6.34 | Сложные имена прилагательные. | 1 | ||||||
115 | 6.35 | Текст – описание. Р/р. Сочинение –описание растения в научном стиле. | 1 | ||||||
116 | 6.36 | Р/р. Сопоставление текста и репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | ||||||
117 | 6.37 | Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. | 1 | Наблюдать, анализировать и устанавливать: изменяются ли прилагательные по числам; что изменяется в прилагательном при изменении числа (формы числа прилагательного). Различать существительные, называющие признак, и прилагательные, называющие признаки предметов. Наблюдать, анализировать и устанавливать: от чего зависят род и число прилагательного в предложении (в словосочетании). Формулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять в процессе наблюдений и анализа, почему окончания прилагательных в единственном числе называются родовыми. Применять полученные знания на практике: определять род и число имени прилагательного; разбирать прилагательные по составу; составлять словосочетания прилагательных с существительными; подбирать прилагательные, близкие и противоположные по значению. Толковать (объяснять) значение пословиц, значение слова по словарю. » Составлять предложения из групп слов и словосочетаний. Сравнивать тексты, разные по эмоциональной окраске | |||||
118 | 6.38 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | ||||||
119 | 6.39 | Родовые окончания имен прилагательных | 1 | ||||||
120 | 6.40 | Упражнения в изменении имён прилагательных по родам. | 1 | ||||||
121 | 6.41 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||||||
122 | 6.42 | Р/р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. | 1 | ||||||
123 | 6.43 | Падеж имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | Составлять словосочетания прилагательных с существительными в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяется прилагательное в словосочетании с существительным при изменении падежа существительного. Применять полученные знания на практике: склонять имена прилагательные; определять род, число и падеж прилагательного в предложении. Устанавливать, можно ли проверять правописание падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. Продолжать высказывания, данные в учебнике. » Использовать в практической деятельности способ проверки правописания падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. Разбирать имя прилагательное как часть речи (морфологический разбор). Озаглавливать текст. Анализировать текст-описание. Работать в паре: предлагать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы | |||||
124 | 6.44 | Склонение имен прилагательных. | 1 | ||||||
125 | 6.45 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||||||
126 | 6.46 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||||
127 | 6.47 | Обобщение о роде и числе имени прилагательного. | 1 | ||||||
128 | 6.48 | Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины Ф.Ф.Серова «Девочка с персиками» | 1 | ||||||
129 | 6.49 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||||||
130 | 6.50 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||
Местоимение – 5 ч | |||||||||
131 | 6.51 | Местоимение. Личные местоимения. | 1 | Различать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа в предложении (в тексте). Наблюдать за личными местоимениями и устанавливать, изменяются ли они по числам. Формулировать вывод по результатам наблюдений: «Личные местоимения по числам не изменяются» Наблюдать и устанавливать, может ли глагол не только называть действие предмета, но и указывать на лицо, которое совершает это действие. Определять форму лица и числа глагола по личному местоимению, с которым он сочетается (может сочетаться). Определять время, лицо и число глагола. Использовать термины: «настоящее время», «будущее время», «прошедшее время». Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять предложения (тексты) на заданную тему с использованием глаголов | |||||
132 | 6.52 | Лицо и число личных местоимений. | 1 | ||||||
133 | 6.53 | Изменение местоимений 3 лица по родам. | 1 | ||||||
134 | 6.54 | Роль местоимений в предложении. Р/р. Составление письма | 1 |
| |||||
135 | 6.55 | Проверочная работа №9 по теме «Местоимение» | 1 | ||||||
Глагол – 21 ч | |||||||||
136 | 6.56 | Глагол как часть речи. | 1 | Выделять глаголы в предложении (в тексте), ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение. Наблюдать и различать глаголы, называющие действие предмета, и существительные, называющие действие. Объяснять, как различать глаголы и существительные, называющие действие. Наблюдать за лексическим значением глаголов и устанавливать, что глаголы могут называть состояние предмета и изменение признака предмета. Наблюдать за глаголами, называющими изменение признака предмета. Объяснять, как различать прилагательные и глаголы, называющие изменение признака предмета. Выделять в предложении (в тексте) и записывать глаголы, обозначающие действия предмета и изменение признака предмета. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Использовать термин «неопределённая форма глагола».Изменять данную форму глаголов на неопределённую форму. Распознавать в предложении (в тексте) глаголы в неопределённой форме. Дифференцировать глаголы в неопределённой форме, отвечающие на вопросы что делать? или что сделать? Использовать на практике правило правописания глаголов с не. Выделять в тексте слова, на которые падает логическое ударение. Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять текст, который можно закончить одной из пословиц (работать в паре). Озаглавливать текст. Использовать глаголы-синонимы при работе с текстом | |||||
137 | 6.57 | Образование глаголов из слов других частей речи. | 1 | ||||||
138 | 6.58 | Употребление глаголов в речи. | 1 | ||||||
139 | 6.59 | Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | ||||||
140 | 6.60 | Формы глагола. Неопределённая форма глагола. | 1 | ||||||
141 | 6.61 | Употребление глаголов в неопределённой форме. | 1 | ||||||
142 | 6.62 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Наблюдать и устанавливать, изменяются ли глаголы по числам. Различать формы числа данных глаголов. Применять полученные знания на практике: определять форму числа глагола, изменять глаголы по числам. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Озаглавливать текст. Работать в паре: объяснять значение пословиц, обсуждать составленные варианты текста, выполнять упражнение письменно, проверять работу друг у друга, обсуждать и оценивать результаты выполнения работы | |||||
143 | 6.63 | Р/р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | 1 | ||||||
144 | 6.64 | Времена глагола. | 1 | Наблюдать и устанавливать, может ли глагол не только называть действие предмета, но и обозначать время действия предмета — настоящее, будущее, прошедшее. Находить глаголы в предложении (в тексте) и устанавливать, какое время действия они обозначают. Наблюдать и устанавливать, изменяются ли глаголы по временам. Устанавливать, все ли глаголы имеют три формы времени. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Распознавать простое и сложное будущее время. Определять время глагола. Изменять глаголы по временам. Использовать в предложении (в тексте) глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени. Толковать значение образных выражений с описанием речевой ситуации, в которой они используются (могут использоваться). Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст | |||||
145 | 6.65 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||||||
146 | 6.66 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||||||
147 | 6.67 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | 1 | ||||||
148 | 6.68 | Р/р. Выборочное подробное изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». | 1 | ||||||
149 | 6.69 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||||||
150 | 6.70 | Р/р. Составление предложений и текста. Родовые окончания глаголов. | 1 | ||||||
151 | 6.71 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | Сравнивать и различать правописание одинаково звучащих (и пишущихся) предлогов и приставок. Наблюдать за глаголами и устанавливать: не с глаголами пишется раздельно. Формулировать правило правописания не с глаголами. Объяснять, почему глаголы ненавидеть, негодовать, нездоровиться пишутся с не слитно. Толковать (объяснять) значение пословиц, устойчивых фразеологических выражений. Находить в предложениях слова, близкие по смыслу (синонимы). Составлять по рисункам предложения и тексты. Использовать на практике правило правописания не с глаголами. Работать в паре: рассматривать рисунки, обсуждать тему текста, составлять по рисункам свои предложения, обсуждать и выбирать наиболее удачные предложения и составлять из них текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке». | |||||
152 | 6.72 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | ||||||
153 | 6.73 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||
154 | 6.74 | Проверочная работа №10 по теме «Глагол» | 1 | ||||||
155 | 6.75 | Итоговый контрольный диктант № 11. | 1 | ||||||
156 | 6.76 | Р/р. «Конференция» на тему «Части речи в русском языке». | 1 | ||||||
| |||||||||
157 | 7.1 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 | ||||||
158 | 7.2 | Р/р. Изложение по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу». | 1 | ||||||
159 | 7.3 | Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». | 1 | ||||||
160 | 7.4 | Итоговое контрольное тестирование № 12 за курс 3 класса. | 1 | ||||||
161 | 7.5 | Работа над ошибками. Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | ||||||
162 | 7.6 | Повторение о составе слова. Разбор слов по составу. | 1 | ||||||
163 | 7.7 | Комплексная контрольная работа. | 1 | ||||||
164 | 7.8 | Р/р. Изложение по тексту из газеты | 1 | ||||||
165 | 7.9 | Повторение о главных и второстепенных членах предложения | 1 |
| |||||
166 | 7.10 | Повторение о звуках и буквах. Алфавит. | 1 |
| |||||
167 | 7.11 | Повторение изученных орфограмм | 1 |
| |||||
168 | 7.12 | Виды предложений | 1 |
| |||||
169 | 7.13 | Однородные члены предложения | 1 |
| |||||
170 | 7.14 | Знаки препинания | 1 |
| |||||
Итого | 170 |
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание | |||
Книгопечатная продукция | ||||
1. . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2013. 4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011.. 5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2013 6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2012 7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) 9. Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г (Стандарты второго поколения) | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ. В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности. Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме. | |||
Печатные пособия | ||||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку(в том числе и в цифровой форме). | ||||
Технические средство обучения | ||||
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. | ||||
Экранно-звуковые пособия | ||||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. | CD-R Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной. Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. | |||
Оборудование класса | ||||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2
Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...