Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).

В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, устный диктант с исрользованием карточек, музыкальная физкультминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-1_rya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Ш К О Л А  №  2 7 7

Кировского  района   Санкт-Петербург, 198215, пр. Ветеранов, д.14. тел/факс (812) 377-36-05,

e-mail: Sc277@Kirov.spb.ru,  ИНН: 7805149292 КПП 780501001

        

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОГО МЕТОДА

Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».

Класс: 4-1.

Учитель: Сехина М. Л.

Санкт-Петербург

2019

2019

Санкт-Петербург

2019

Предмет: Русский язык.

Клласс: 4-1

Тип урока: комбинированный

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».

Цель

Создать условия для повторения по теме «Личные местоимения»

Задачи

Образовательные: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, речь, способствовать развитию моторики, закреплять навык правильного употребления звука щ.  

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

-  Регулятивные УУД: 

  • Умение определять цель деятельности на уроке, успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: 

  • Умение извлекать информацию из (схем, иллюстраций, текстов, таблиц), на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи;

(Метапредметные)

Регулятивные:

Научится принимать и сохранять результат своих действий, воспринимать оценку своей работы учителем,

Познавательные:  

Научиться осуществлять поиск источника, понимать обозначения знаков, символов, строить ответы в устной форме.

Основные понятия

 Местоимение, орфограмма, грамматическая основа предложения

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

Мультимедийный проектор, компьютер.

-

Организация пространства

Фронтальная работа.  

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I. Организационный момент.

II      Пальчиковая гимнастика.

III      Актуализация знаний, чистописание.

IV Работа по теме урока

Практикум по речевому этикету

V  Гимнастика для глаз

VI      Устный диктант

VII   Физкультминутка

VIII  Письмо по памяти

 

IX          Рефлексия

VIII Домашнее задание

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,                                   Работаю нашей довольны остались.                                 Пусть этот урок нас порадует всех                                           И каждый из нас ощутит свой успех.

На окно скорее глянь:                                                             Здесь у нас цветет герань.                                                             А здесь красавец бальзамин,                                  Амариллис рядом с ним.                                                             Фуксия, бегония -                                                                       Мы все названья помним!                                                               Мы взрыхлим цветы, польем,                                                Пусть подрастают день за днем!

Приготовились к минутке чистописания.

Скажем хором девиз.

 яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

        Я думаю, что вы можете назвать тему урока

Давайте вместе осуществим целеполагание.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

А какие задачи мы поставим перед собой?

1)Давайте попробуем выяснить, какую роль выполняют местоимения в речи.

  1. Откройте учебник страница 52.Упражнение 108.

Прочитайте про себя, вслух.

Что вы представили, читая эти строки?

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются? Называют ли они конкретное лицо? А на кого они указывают?

Прочитайте в учебнике вывод.

Давайте узнаем, что обозначает слово «личный». А в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

  1. Упражнение 109 стр.52

Почему эти местоимения называются личными?

Возьмите полоску, попробуйте найти слово.

А что означает это слово? Прочитайте.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету.Давайте составим диалог.  Какое личное местоимение вы употребите, если обращаетесь  к однокласснику. А если обращаетесь ко взрослому человеку? А всегда ли вы взрослых называете на вы? Я вам хочу сказать ещё одно правило. Если вы пишите письмо взрослому человеку, не родственнику, то местоимение Вы следует писать с прописной, т.е. с заглавной буквы.

Упражнение 110 стр.53

Отгадайте загадки. Выпишите местоимения, а рядом напишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

Подчеркните орфограммы.

Она хвостиком виляет,

Сама зубаста, а не лает.

Просыпается весной хозяин лесной.

В избушке снеговой почивает он зимой.

Лежит клубок – колючий бок.

Он ночами охотится за мышами.

Само с кулачок,

Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
Откусишь - сладко…

В огороде – огурцы, а в гнезде пищат - ….

 В  каком местоимении два звука, но одна буква?

Какое личное местоимение читаем одинаково слева направо и справа налево?

 Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящий согласный и ь знак, превращается в маленького грызуна?

А теперь догадайтесь, какие местоимения спрятались в отгадках.

В странах, весях, городах,

В королевствах,

Во дворцах

Жили – были короли.

И царицы, и цари

Восседали в чём на троне

В золотой своей

Маленькие кони

Добрые тихони,

Кушают с ладони

Все зовут их …

Денежный знак, изготовленный из металла, определённой формы, веса и достоинства.

Я, ты, он,она –

Вместе целая страна

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

О чём говорится в этой песне?

А что такое Родина для вас?

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь.

Орфограммы, грамматическая основа.

Дайте характеристику предложению.

Подчеркните  местоимения.

Взаимопроверка.

Я надеюсь, что , когда вы станете взрослыми, вы не только получите хорошее образование, но и будете любить свою родину и свой прекрасный город Санкт-Петербург, который является важным историческим, научным и культурным центром России. И всегда будете следить за своей речью и будете употреблять только культурные, вежливые слова.

 Диктант с сигнальными карточками

  1. Местоимение – это часть речи.
  2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, они, ах, ты
  3. Он – это местоимение.
  4. Местоимения не указывают на предмет и не называют его.
  5. Личные местоимения заменяют имена существительные.

Оцените свою работу на уроке.

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? Что на уроке для вас было самым интересным?

Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.  А  сейчас я вам прочитаю четверостишие, а вы попробуйте узнать, из какого оно стихотворения.

На верблюде он поехал —

Люди давятся со смеха:

— Эйтоварищвы откуда?

Вы раздавите верблюда!

Найдите строчки из этого стихотворения на стр.53.Назовите номер упражнения.

Первое и второе предложения – это ваше домашнее задание.

 Упражнение 111(1 и 2 предложения) стр.53

Правило стр.52

Урок окончен.

 

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Раскрывают ладошку.

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

   

 Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

МЕСТОИМЕНИЕ

 

Ответы детей.

Один ученик читает стихотворение вслух.

Ответы детей.

 

Дети в толковом словаре читают значение слова «личный»

Ответы детей.

Этикет

Дети пишут в тетрадях.

Ты

Диалог между детьми.

Дети выполняют зарядку для глаз.

Щука

Медведь

Ёж

Яблоко

Птенцы

Короне

Пони

Монета

Дети под музыку выполняют упражнения.

О Родине

Ответы детей

Дети пишут в тетрадях

Дети проверяют тетради друг у друга

Учащиеся показывают зелёный квадрат, если высказывание правильное.

Если учащиеся не согласны с высказыванием, то показывают красный квадрат.

«Дядя Стёпа» С. В. Михалков.

 

 

IV. Закрепление.

Работа с доской обычной (ошибки в окончаниях)

Обратите внимание на доску, что не так с этими словосочетаниями…

Верно, так давайте поставим прилагательные в правильный род. И так, имя… прочитай первое словосочетание.

Имя... выходи к доске.

Следующий идёт... имя.

Известный фамилия (какая?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какая? (окончание АЯ).

-Значит и в прилагательном будет окончание АЯ.

-Значит, как мы скажем?

-ИзвестнАЯ фамилия.

ИзвестнАЯ фамилия

Известный имя (какое?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какое? (окончание ОЕ).

-Значит и в прилагательном будет окончание ОЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ИзвестнОЕ имя.

ИзвестнОЕ имя

Вечерний небо (какое?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какое? (окончание ОЕ).

-Но мы знаем, что ОЕ пишется только под ударением. А НЕ ПОД ударением ЕЕ.

-Значит и в прилагательном будет окончание ЕЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ВечернЕЕ небо.

ВечернЕЕ небо

Вечерний закат (какой?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какой? (окончание ОЙ).

-Но мы знаем, что ОЙ пишется только под ударением. А НЕ ПОД ударением ИЙ, ЫЙ.

-Значит и в прилагательном будет окончание ИЙ.

-Значит, как мы скажем?

-ВечернИЙ закат.

ВечернИЙ закат

Электрический часы (какие?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какие? (окончание ИЕ).

-Значит и в прилагательном будет окончание ИЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ЭлектрическИЕ часы.

ЭлектрическИЕ часы

Электрический энергия (какая?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какая? (окончание АЯ).

-Значит и в прилагательном будет окончание АЯ.

-Значит, как мы скажем?

-ЭлектрическАЯ энергия.

ЭлектрическАЯ энергия.

Вы хорошо справились с заданием. Молодцы.

 

Дети: прилагательные имеют не правильный род.

VII. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов:

  1. Ребят о чём мы сегодня говорили?..

  1. Как определить род имён прилагательных?

  1. Что такое прилагательное?..

  1. Как узнать окончание имён прилагательных?..

ДЗ:

Стр. 9 упражнение 13.

Откроите учебники на странице 9, посмотрите на 13 номер. В этом номере вам нужно будет подобрать к существительному прилагательное в скобках.

Например: (Болотный, болотистый) край

(КРАЙ как правило БОЛОТИСТЫЙ, т.е усеянный болотами, но не как не БОЛОТНЫЙ, болотным может быть ЦВЕТ, ЗАПАХ и т.д.)

Поэтому вы записываете это так: БОЛОТИСТЫЙ КРАЙ, БОЛОТНЫЙ… ну например ЗАПАХ.  

И так с каждым словосочетанием. Поняли?

Например: (Стекольный, стеклянный) завод.

(ЗАВОД не может быть весь из стекла, поэтому он СТЕКОЛЬНЫЙ, т.е на данном заводе делают стекло, а СТЕКЛЯННЫМ может быть СТАКАН).

 

Дети: об изменении имён прилагательных по родам.

Дети: найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определить род имени существительного, какой род у существительного, такой же у прилагательного.

Дети: это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Дети: задаём вопрос от имени существительного, к прилагательному, какое окончание в вопросе такое и в слове.

Дети: Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс

Интерактивная презентация к уроку русского языка 2 класс Гармония....

Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии.с учётом особенностей детей....

Презентация к уроку русского языка 3 класс.Личные местоимения.

Презентация к уроку русского языка 3 класс.Личные местоимения....

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...

Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица

Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...