Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Федулова Светлана Николаевна

 

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

 

Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

Ход урока.

1. Орфографическая минутка.

-Спишите, исправив ошибки. Определите род, число и падеж прилагательных, выделите окончания.

О неувядающий красе, в бескрайним море, о вечерний красоте, о ранним детстве, о спящим младенце, о сияющий луне.

2. Введение в тему.

-Прочитайте текст. (На доске)

Я увидел её. Она росла в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Теперь после рубки леса она оказалась на свету. Каждый сук её стал расти кверху. Под ней был шалашик.

-Можете ли вы определить, о каком дереве идёт речь?

-Почему?

-Чем интересны подчёркнутые слова?

-Вместо какой части речи употреблены эти слова?

-Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

3. Упражнение в нахождении местоимений в тексте.

Упр.1 стр.26

-Прочитайте предложения и назовите в них личные местоимения.

-Можно ли по личным местоимениям я, ты, он, она, оно, мы, вы, они узнать, о ком идёт речь?

-Давайте «расшифруем» слово местоимение. (вместо имени)

        М     →         имя

-Объясните значение слов:

Полыхнуло – пылало ярко, горело вспышками.

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

4. Первичное закрепление.

Упр.2 (коллективно)

-Выпишите из первого предложения каждой пары выделенное существительное, рядом с ним напишите указывающее на него местоимение.

-Сделайте вывод, местоимение называет предмет или только указывает на него? На предмет какого рода указывают местоимения оно, она, он?

5. Физкультминутка.

6. Работа по теме урока.

Упр.3.

-Прочитайте отрывок из басни Крылова.

-Укажите, какие слова принадлежат автору басни, какими словами передаётся прямая речь?

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Почему слова Осёл и Соловей написаны с большой буквы?

-На кого указывают личные местоимения я, ты?

-Спишите текст, подчеркните личные местоимения.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.

-Подумайте, на один или много предметов указывают личные местоимения я, ты, он, она, оно?

-Прочитайте сведения о языке на стр.28.

7. Творческий тест.

-Выберите нужное местоимение.

Вчера я дежурил в классе. Вместе со …  а)я               дежурила Катя.

                                                                           б)ты

            в)мной        

Я вытер доску и парты. Доска у …   а)оно                так и блестела.

            б) я

            в) меня

Класс у  …  а)нас        был в образцовом порядке.

          б) мы

          в) неё

8. Итог урока.

-С какой частью речи вы познакомились сегодня на уроке?

-Почему эта часть получила такое название?

-Назовите личные местоимения единственного числа.

Домашнее задание.

Составить 5 предложений с местоимениями.

Конспект русского языка «Личные местоимения».

Цели урока: ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указывают. Обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.

Ход урока.

1. Орфографическая минутка.

-Вставьте пропущенную безударную гласную, докажите свой выбор.

Зап…вать в хоре

Зап…вать м…л…ком

Ув…дать издали

Ув…дать без влаги

2.Актуализация знаний.

-Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.

-Разделите эти местоимения на две группы.

-На один или много предметов указывают местоимения из первой группы? Из второй?

-Сделайте вывод.

3. Продолжение наблюдений за местоимениями.

Упр.5

-Прочитайте пересказ отрывка из басни Крылова «Щука и Кот».

-Найдите в тексте местоимения.

-Определите, на кого в тексте указывают личные местоимения мы, вы, они.

-Запишите имена существительные щуки, кошки, а рядом с ними – личные местоимения, которые на них указывают.

-На один или много предметов указывают личные местоимения мы, вы, они?

-Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с.29.

Упр.6.

-Рассмотрите таблицу в упр. 6.

-Назовите личные местоимения единственного числа.

-Назовите личные местоимения множественного числа.

-Изменяются ли местоимения по числам?

-Прочитайте сведения о языке на стр. 30.

-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

-Какие имена существительные заменяют местоимения: он, она, оно?

-Закройте учебники и восстановите таблицу в тетрадях.

На доске опорные слова:

Личные местоимения

                Ед. ч.                                                                  Мн. ч.

1-е лицо  …                                                                           …

2-е лицо  …                                                                           …

3-е лицо  …                                                                           …

4. Физкультминутка.

5. Закрепление.

Упр.7 (устно)

-Прочитайте и отгадайте загадку.

-Назовите личные местоимения, которые отвечают на вопрос кто?

-Определите лицо и число этих местоимений.

Упр.8 (устно)

-Прочитайте строки из стихотворения.

-Объясните знаки препинания в выделенных предложениях.

-Назовите все существительные из текста, вместо которых можно употребить личные местоимения он? Оно? Они?

-Укажите лицо и число личных местоимений.

6. Упражнение в определении числа и лица личных местоимений.

Выборочный диктант.

-Запишите местоимения, определите лицо и число.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» - спросил я у друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

Взаимопроверка.

7. Итог урока.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья.

В каждом мы –

Сто тысяч Я.

                        (Р. Рождественский)

-Назовите местоимения.

-Какие местоимения отсутствуют в этих строчках?

-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

-Продолжите предложение: личные местоимения по числам…

Домашнее задание: упр.10. Списать, вставляя пропущенные буквы, устно объясняя орфограммы. Указать лицо и число личных местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема "Безударные личные окончания глаголов".

Тип урока: урок изучения нового материалаИспользуемое оборудование: картины о Родине (слайды), стихотворение (слайд), картина зимний пейзаж (слайд), тест (слайд), таблица спряжений, карточк...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

Тип урока: урок – закрепление и обобщение  знаний по теме.Разработанный вариант урока направлен на реализацию таких свойств, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его эта...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Конспект урока по русскому языку с использованием игрового материала "Полет в космос"...

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...