Учебный курс "Развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Учебный курс "Развитие речи" 3 класс разработан на основе методических рекомендаций "Школа развития речи" Т.Н.Соколовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_razvitie_rechi.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Развитие речи» 3 класс
Школа развития речи
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь» и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
- Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
- Общая характеристика курса
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической
комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,
адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс «Развитие речи» спланирован на 1 год в часах внеурочной деятельности: 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.
- Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: | ||
У учащихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка. |
Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. | К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; - типы текстов; уметь: - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); - выразительно читать небольшой текст по образцу; -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ; -быть хорошим слушателем; - определять лексическое значение слова; - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - редактировать предложения; - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; - сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи; |
Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться словарями, справочниками; - строить рассуждения. | ||
Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
5. Содержание программы курса «Развитие речи».
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематическое планирование курса
3 класс
№ п/п | Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово | |||
1. | Слово, его лексическое значение. | 1 | Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
2. | Загадка. Признаки предмета. | ||
3. | Многозначные и однозначные слова. | 1 | |
4. | Синонимы. Обучение письму изложения. | 1 | |
5. | Работа с деформированным текстом – подбор синонимов. | 1 | |
6. | Упражнение в подборе антонимов, синонимов, омонимов. | 1 | |
7. | Фразеологизмы. | 1 | |
Текст, предложение, словосочетание. | |||
8. | Обучение сочинению. Вступление, концовка. | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
9. | Обучение свободному диктанту. Характеристика текста. | 1 | |
10. | Обучение анализу произведения. | 1 | |
11. | Свободный диктант с творческим заданием. | 1 | |
12. | Жанр – легенда. Обучение составлению краткого плана текста. | 1 | |
13. | Связь между предложениями в тексте | 1 | |
14. | Связь между частями текста | 1 | |
15. | Работа с деформированным текстом | 1 | |
16. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
17. | Текст. Опорные слова. | 1 | |
18. | Составление текста по опорным словам. | 1 | |
19. | План. Составление плана. | 1 | |
20. | Виды плана | 1 | |
21. | Редактирование текста | 1 | |
22. | Типы текста. Описание | 1 | |
23. | Текст – сравнительное описание | 1 | |
24. | Типы текста. Повествование | 1 | |
25. | Типы текста. Рассуждение | 1 | |
26. | Стиль речи. | 1 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
27. | Сравнения. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
28. | Олицетворение. | 1 | |
29. | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
30. | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
31. | Откуда приходят слова. | 1 | |
32. | Этимология. | 1 | |
33. | Топонимы. | 1 | |
34. | Устаревшие слова. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Урок по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
quot;Звук и буква Х"...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с у...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 2 класс.
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с у...