Конспект урока по русскому языку , тема "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Предлоги».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

УУД:

регулятивные:

 - саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;

 - сравнение способа действия и его результата, коррекция;

познавательные:

 - общеучебные (умение структурировать знания)

 - логические (наблюдение, сравнение, доказательство, подведение под понятие ),

коммуникативные:

 - планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие.

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа со словами:
  • прочитайте слова.

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.          .

а). Орфографическая зарядка.

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).

б). Разделить слова на группы.

  • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
  • Сколько будет групп? Какие?
  • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 кол. – имена существительные, 2 кол. – имена прилагательные, 3 кол. – глаголы. Выделите орф-мы. (один ученик у доски)

Проверка

  • Докажите, что в 1 столбике записаны имена существительные.
  • Докажите, что во 2 столбике записаны имена прилагательные.
  • Докажите, что в 3 столбике записаны глаголы.
  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
  • Какое слово оказалось лишнее? Почему?
  • Кто знает, как можно назвать слово под?
  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Наверное, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? постановка целей урока

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.

2. Восприятие темы.

1). Посмотрите на  экран. Кого видите?  СЛАЙД

  •  Где находится белка? Заяц? Медведь? Лиса?
  • Описывая местонахождение каждого животного, вы употребили слова: за, на, около, под, у …
  • А если мы употребляем их в речи, значит, это часть речи. И эта часть речи называется… (предлог).

        Слова к, на, с, от… - предлоги.

  • Игра на внимательность «РУЧКА» Делается вывод: для чего нужны предлоги.

Мы сделали первое открытие.

2).  Послушайте текст. Постарайтесь услышать предлоги и запишите их в тетрадь.

(Я  читаю текст.Один ученик пишет у доски.)

Зимним днём лесник шёл ПО тропе. Вдруг НА поляну прыгнул пушистый заяц. У сосны птицы искали корм. Лесник насыпалВ кормушку крупу, семена. Зимой птицам нужна наша помощь!

  • Далее осуществляется проверка.
  • Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
  • Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.

Выполнить задание на слайде из упр. 185 с. 109 с записью в тетради

  • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
  • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Image4853               карточка на доску.

Мы сделали второе открытие.

3). Работа с текстом из упр 183 с.108

  • Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Почему?
  • Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
  • Чего не хватает в тексте?
  • Давайте вставим предлоги.
  • Установилась ли связь слов в предложениях?
  • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
  • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Image4854     карточка.

  • Мы сделали третье открытие.
  • Вернемся к нашим предложениям. Кроме предлогов, какие части речи использованы?
  • Обратите внимание на написание предлогов с ними.
  • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Image4859        карточка.

  • Мы сделали четвертое открытие.

4) С какими частями речи в предложении употребляются предлоги ( дети называют словосочетания) ВЫВОД: предлоги связаны с именем существительным

  • Мы сделали пятое открытие. (карточка на доску)

Попробуйте объединить все открытия, совершенные на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (в парах????) после подтвердить свои открытия по правилу учебника с. 109

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ упр. 184 с. 108 с комментированием

5)Создание «ситуации несостоятельности»

  • На доске написаны предложения. Сравните их между собой.

(пропущены предлоги, предложения одинаковые)

Книга лежит ……. столе. Книга лежит ….. столе.

  • А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть?

(пропущены разные предлоги)

6) создание «ситуации успеха»

  • Запишите предложения, вставьте разные предлоги.

(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)

  • Что заметили?

(изменился смысл)

  • Какую же еще роль выполняют предлоги в речи?

(от них зависит смысловая нагрузка предложения)

  • Мы сделали еще одно открытие.

ПРЕДЛОГИ ИЗМЕНЯЮТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

V. Итог урока.

  1. Обобщение знаний о предлоге.
  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
  • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы узнали еще одну часть речи – предлог.
  1. Рефлексия. на слайде  ТЕСТ-ОПРОС

  1. Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

  1. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

  1. Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

  1. В каких предложениях есть предлоги?
    А.
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.

Дополнительно

1). Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Работа на листках

Я предлагаю задания на выбор.

  • Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

  • Второе задание  - посложнее - объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

  • Третье задание - самое сложное, но интересное -  в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустоввы скочил рябчик. Мяч за бросиливсетку ворот.

  • Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.
  • Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.
  • Кто выбрал 3-е задание? Проверка.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде.Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....