Конспект урока по русскому языку , тема "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_po_teme_predlog_-_kopiya_2_1421240205_57262.docx | 136.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Предлоги».
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
- Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
- Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
УУД:
регулятивные:
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
- сравнение способа действия и его результата, коррекция;
познавательные:
- общеучебные (умение структурировать знания)
- логические (наблюдение, сравнение, доказательство, подведение под понятие ),
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Работа со словами:
- прочитайте слова.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. .
а). Орфографическая зарядка.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
б). Разделить слова на группы.
- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
- Сколько будет групп? Какие?
- Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 кол. – имена существительные, 2 кол. – имена прилагательные, 3 кол. – глаголы. Выделите орф-мы. (один ученик у доски)
Проверка
- Докажите, что в 1 столбике записаны имена существительные.
- Докажите, что во 2 столбике записаны имена прилагательные.
- Докажите, что в 3 столбике записаны глаголы.
- Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
- Кто знает, как можно назвать слово под?
- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
- Наверное, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? постановка целей урока
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Работа над новым материалом.
- Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.
2. Восприятие темы.
1). Посмотрите на экран. Кого видите? СЛАЙД
- Где находится белка? Заяц? Медведь? Лиса?
- Описывая местонахождение каждого животного, вы употребили слова: за, на, около, под, у …
- А если мы употребляем их в речи, значит, это часть речи. И эта часть речи называется… (предлог).
Слова к, на, с, от… - предлоги.
- Игра на внимательность «РУЧКА» Делается вывод: для чего нужны предлоги.
Мы сделали первое открытие.
2). Послушайте текст. Постарайтесь услышать предлоги и запишите их в тетрадь.
(Я читаю текст.Один ученик пишет у доски.)
Зимним днём лесник шёл ПО тропе. Вдруг НА поляну прыгнул пушистый заяц. У сосны птицы искали корм. Лесник насыпалВ кормушку крупу, семена. Зимой птицам нужна наша помощь!
- Далее осуществляется проверка.
- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.
Выполнить задание на слайде из упр. 185 с. 109 с записью в тетради
- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
карточка на доску.
Мы сделали второе открытие.
3). Работа с текстом из упр 183 с.108
- Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Почему?
- Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
карточка.
- Мы сделали третье открытие.
- Вернемся к нашим предложениям. Кроме предлогов, какие части речи использованы?
- Обратите внимание на написание предлогов с ними.
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
карточка.
- Мы сделали четвертое открытие.
4) С какими частями речи в предложении употребляются предлоги ( дети называют словосочетания) ВЫВОД: предлоги связаны с именем существительным
- Мы сделали пятое открытие. (карточка на доску)
Попробуйте объединить все открытия, совершенные на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (в парах????) после подтвердить свои открытия по правилу учебника с. 109
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ упр. 184 с. 108 с комментированием
5)Создание «ситуации несостоятельности»
- На доске написаны предложения. Сравните их между собой.
(пропущены предлоги, предложения одинаковые)
Книга лежит ……. столе. Книга лежит ….. столе.
- А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть?
(пропущены разные предлоги)
6) создание «ситуации успеха»
- Запишите предложения, вставьте разные предлоги.
(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)
- Что заметили?
(изменился смысл)
- Какую же еще роль выполняют предлоги в речи?
(от них зависит смысловая нагрузка предложения)
- Мы сделали еще одно открытие.
ПРЕДЛОГИ ИЗМЕНЯЮТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
V. Итог урока.
- Обобщение знаний о предлоге.
- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
- Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
- Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы узнали еще одну часть речи – предлог.
- Рефлексия. на слайде ТЕСТ-ОПРОС
- Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
- Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
- Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
- В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Дополнительно
1). Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Работа на листках
Я предлагаю задания на выбор.
- Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
- Второе задание - посложнее - объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
- Третье задание - самое сложное, но интересное - в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустоввы скочил рябчик. Мяч за бросиливсетку ворот.
- Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.
- Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.
- Кто выбрал 3-е задание? Проверка.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде.Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....