Конспект урока по русскому языку:" Главные и второстепенные члены предложения".
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.
2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_i_vtorostepennye_chleny.docx | 26.09 КБ |
glavnye_i_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.
2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.
Планируемые результаты:
предметные:
обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;
метапредметные (УУД):
личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
познавательные:
пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;
коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой деятельности под руководством учителя).
- Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
- Актуализация опорных знаний.
- На слайде:
Игра « Найдите лишнее слово»
Прилагательное
Существительное
Глагол
Подлежащее
Местоимение
Докажите, что именно это слово лишнее. (Лишнее слово подлежащее, все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее главный член предложения)
СЛАЙД 2: (На уроке вспомним)
какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными
Будем учиться:
- находить в предложении грамматическую основу;
- разбирать предложение по членам предложения;
- различать распространенные и нераспространенные члены предложения;
- определять какой частью речи выражены главные и второстепенные члены
СЛАЙД 3:
Чистописание
Напишите соединение заглавной буквы Ж со строчной буквой ж и слоги жи же.
На другой строчке запишите слова жёлтый ежи предложение.
Запомните написание словарного слова предложение, разделите эти слова на слоги, в словах желтый и ежи объясните правописание выделенных букв. Составьте с этими словами предложение.
- Работа по теме урока.
- Вы знаете, что в предложении есть слова без которого оно не может существовать. Мы их называем основой предложения- это главные члены предложения. А ещё их называют подлежащим и сказуемым.
СЛАЙД 4: Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое
СЛАЙД: 5
Подлежащее
Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы: кто? Что? Подчеркивается _________ .
СЛАЙД: 6
Сказуемое
Обозначает: Что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________
_________________
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Правило на странице 61.
СЛАЙД: 7
Рассмотрим предложение.
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.
О ком говорится в этом предложении?
- В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи- это подлежащее, подчеркнем одной чертой, что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали- это сказуемое подчеркнем двумя чертами.
(Запишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое)
СЛАЙД: 8
Обратите внимание одно и тоже можно назвать по разному:
ежи шуршали
Грамматическая основа предложения ---- Главные члены предложения----- Подлежащее и сказуемое
СЛАЙД: 9
А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого?
Страница 62. Правило.
Члены предложения не входящие в грамматическую основу являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.
ежи (какие?) веселые
шуршали( где?) в лесу
шуршали (чем?) листьями
листьями ( какими?) сухими
Рассуждайте так. Слово веселые второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставим вопрос от сказуемого. Слова в лесу и листьями –это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Затем ставим вопрос от второстепенного члена предложения. Слово сухими второстепенный член предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.
( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами)
СЛАЙД: 10
Нал..тел сильный вет..р.
(С) д…рев..ев пол..тели ж..лтые лист..я.
Лист..я закруж..лись (в) воздухе.
( Спишите текст вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм)
СЛАЙД: 11 (Проверьте себя)
СЛАЙД: 12 (физкультминутка)
СЛАЙД: 13
Корабль мчится. Космический корабль мчится к Венере.
Сравните предложения. Что в них общего? Чем они различаются? С помощью каких членов предложения мы узнали о каком корабле идет речь и куда он мчится?
Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым? Какое распространенным?
Делаем вывод, предложения по составу могут быть распространенными и нераспространенными.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов называются распространенными.
( Запишите распространенное предложение и разберите его по членам предложения, обратите внимание, разобрать предложение по членам предложения- это значит найти его главные и второстепенные члены предложения.
Чтобы определить второстепенный член предложения надо:
- Определить грамматическую основу предложения
- Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего
- Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого
- Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов предложения
СЛАЙД: 15
Составьте из слов распространенное предложение. Запишите и разберите составленное предложение по членам предложения. Покажите стрелками связь слов в предложении.
(Винни-Пух , в гостях, утром, у Кролика, однажды, побывал)
Взаимопроверка (работа в парах).
СЛАЙД: 16
САМООЦЕНКА.
Однажды утром Винни-Пух побывал в гостях у Кролика.
(Грамматическая основа Винни-Пух - это подлежащее, побывал- сказуемое. Ставим вопрос от главных членов предложения и определяем второстепенные
- побывал (когда?) однажды
- побывал ( когда?) утром
- побывал ( где?) в гостях
-в гостях ( у кого?) у кролика
( Слова в предложении связаны по смыслу. Для того, чтобы найти слова, которые связаны по смыслу ставьте вопрос от одного слова к другому.)
СЛАЙД: 16
(Составьте предложения. Для этого расставьте слова согласно вопросам. Подчеркните подлежащее и сказуемое.)
Когда? Кто? Что делает? Что?
пчелы, мёд, собирают, летом
Какие? Кто? Что делают? Как?
работают, труженицы, маленькие, без устали
Взаимопроверка (работа в парах).
СЛАЙД: 16
Самостоятельные части речи работают в предложениях членами предложения.
Не путай части речи с членами предложения!
Части речи Члены предложения
существительное подлежащее
глагол сказуемое
прилагательное второстепенные
местоимение члены предложения
и другие
СЛАЙД: 17
Рабочая тетрадь, страница 41, упражнение 37.
СЛАЙД: 18 ( работа в парах)
( Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. Укажите ,какой частью речи выражено подлежащее. Обратите внимание, подлежащее не всегда выражено существительным. Например….)
Шашки
Шашки появились в Египте.
Они имеют очень древнюю историю.
Игра проникла в разные страны. Её правила изменились.
СЛАЙД: 19
А сейчас мы поиграем!!!!!!!
- Рефлексия.
Игра «Веришь- не веришь» ( погадаем на ромашке)
- Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.
-Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти его главные члены.
- Предложение может быть без второстепенных членов.
- Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов предложения.
- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
- Подлежащее всегда выражено существительным.
- Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения, такое предложение называется распространенным.
Д/з: стр. 61-63- правила, стр.63 упр. 53.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите лишнее слово Прилагательное Существительное Глагол Подлежащее Местоимение
Вспомним какие члены предложения называются главными , а какие второстепенными Будем учиться: находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения ; различать распространенные и нераспространенные предложения; определять какой частью речи выражены главные члены предложения.
Чистописание
Подлежащее Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы: кто? что? Подчеркивается : _________ .
Сказуемое Обозначает: что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: .
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.
ежи шуршали Грамматическая основа предложения Главные члены предложения Подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения Дополняют и поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями. ежи (какие?) веселые шуршали ( где?) в лесу шуршали (чем?) листьями листьями ( какими?) сухими
Нал..тел сильный вет ..р. (С) д…рев..ев пол.. тели ж.. лтые лист..я. Лист..я закруж .. лись (в) воздухе.
Проверь себя Налетел сильный ветер. С деревьев полетели жёлтые листья. Листья закружились в воздухе.
Физкультминутка
Виды предложений по составу нераспространённые распространённые Корабль мчится . Космический корабль мчится к Венере.
Определение второстепенных членов предложения Определить грамматическую основу предложения Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов предложения
Составьте предложение Винни-Пух в гостях у Кролика побывал однажды утром
Проверь себя Однажды утром Винни – Пух побывал в гостях у Кролика. побывал (когда?) однажды побывал ( когда?) утром побывал ( где?) в гостях -в гостях ( у кого?) у Кролика
Составьте предложения пчелы, мёд, собирают, летом работают, труженицы, маленькие, без устали когда? что делают ? кто? какие? что делают? кто? что? как?
Части речи Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Члены предложения Подлежащее Сказуемое Второстепенные члены предложения
Шашки Шашки появились в Египте. Они имеют очень древнюю историю. Игра проникла в разные страны. Её правила изменились.
Веришь- не веришь
Домашнее задание Стр. 61- правило, стр. 63 упр. 53.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку. Главные и второстепенные члены предложения.
Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от ...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Второстепенный член предложения - определение"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Второстепенный член предложения - определение"...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....
Конспект урока по русскому языку "Что такое второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку "Что такое второстепенные члены предложения" 2 класс...
Конспект урока в 3 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" (Программа "Начальная школа 21 века")
Данный урок смоделирован в рамках системно-деятельностного подхода с учетом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОС. На всех этапах урока предполагается во...
конспект урока по русскому языку 3 класс Второстепенные члены предложения. Определение.
Урок русского языка...