Зачётная работа по русскому языку. Проект урока.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Воронина Ольга Борисовна

Проект урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" УМК "Школа России". Урок разработан в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект урока по русскому языку176.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки проведения курсов: 01.02 - 12.02. 2016 год)

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?»

Учебный предмет: Русский язык

Выполнил учитель начальных

классов МБОУ «Пожарская СОШ филиал Яновская ООШ»

Сергачского района, с. Яново

Воронина Ольга Борисовна

Квалификационная категория:

1 категория

Стаж работы учителем

начальных классов 30  лет

Контактный телефон:

89506206453

                                                         

Сергач.

2016 год


Проект урока

  • Учебный предмет: Русский язык 
  • УМК  «Школа России»
  • Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
  • Тип урока: изучение нового материала 
  • Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

  • Ожидаемые результаты:

        Предметные:

Научатся:

        - выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

- образовывать новые слова с заданными  суффиксами и определять их значение.

 Метапредметные: 

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

 Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  Личностные: 

- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014год, методическое пособие.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку  учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и  усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»

  • Этапы урока и хронометраж:

Этапы

Цель

Время

  1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность

3 мин

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий

7 мин

  1. Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

5 мин

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению  

10 мин

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Усвоение нового способа действий

5 мин

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

7 мин

  1. Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

5 мин

  1. Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

3 мин

  • Содержание урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Начнём урок. Чтобы все у нас сегодня получилось, как вы думаете, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте друг другу удачи!

Приветствуют учителя и друг друга, называют качества  (старание, усердие, внимательность, взаимопомощь и поддержка)

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действий

1. Каллиграфическая минутка. Вспомним точку начала движения при написании строчных букв л, м, я и пропишем соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.

2.Словарная работа.

Поработаем над словом «ученик». Почему оно словарное?

Вспоминают написание, место и способ соединения, проговаривают вслух, записывают.

Рассуждают и доказывают, формулируют мнение и аргументируют его.

Познавательные: логические – анализ  наблюдение, сравнение.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

                                                           

     

3.      

4.      

Выявление места и причины затруднения

Построение  проекта выхода из затруднения

Отгадайте загадку:

«Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт».

- Как называют ученика, который посещает школу?

- Что вы можете сказать об этих словах? Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.

- Выделите известные вам части слова в этих словах.

Работа в парах.

- Какие возникли трудности?

- Почему вы её  не обозначили?

Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения.

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы  слов на доске.

Медведь – медведица – медвежонок.                                                                           Волк – . . . – волчонок.  

Тигр - . . . -   . . .

Орёл – орлица - . . .

. . . – зайчиха - . . .

. . . – лосиха - . . .  

- В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова?                                                                                         Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка вы сегодня откроете?

1.Работа по учебнику

Стр.89 «Сведения о языке» - работа с правилом

 Беседа по вопросам:

- Как называется часть слова, которая стоит за корнем?

- Для чего служит суффикс?

Физкультминутка

Записывают:

школа

школьник.

Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.

Есть часть -ник, которую никак не обозначили.

Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Познакомиться с новой частью слова.

Читают и записывают.

Медведь – медведица – медвежонок.                                                                           Волк – . . . – волчонок.  

Тигр - . . . -   . . .

Орёл – орлица -

. . . – зайчиха - .

. . . – лосиха - . . .  

Это родственные слова

Часть слова –онок, –ёнок-

находится между корнем и окончанием,

с помощью них образуются новые слова

Читают.

Суффикс

Суффикс служит для образования новых слов.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: постановка и решение проблемы, логические -построение логической цепи рассуждений, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.

6.

7.

8.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия  учебной

деятельности

Работа по учебнику.

Стр.89. Упр.165 (фронтальная работа, устно)

- Прочитайте задание к упражнению165.

- Какое значение имеют эти суффиксы?

- Где живут южане, северяне, горожане?

- Какое же значение имеют суффиксы – ан,  -ян, -анин?

- Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Работа по карточкам.

Создание алгоритма.

Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.90.

 Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Выполнение упр.167, стр.90

Спишите. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

Что нового узнали?

- Что для вас было самым сложным?

- О чём расскажите дома?

Поблагодарите друг друга за работу на уроке.

Урок окончен.

Читают

Отвечают

Эти суффиксы называют людей по месту их жительства

Создают алгоритм

- Сначала обозначаем в слове окончание, потом – корень.

Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.

Сравнивают

Решают типовые задания с использованием изученного алгоритма.

Списывают, выполняют задание используя алгоритм.

Эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение

Отвечают на вопросы кто? что?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение осознанного.

Личностные: самоопределение, учебное сотрудничество

Познавательные: логические-

анализ, обобщение

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль.

Личностные: самоопределение

Познавательные: логические -  сравнение, анализ, классификация.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений;

Познавательные: общеучебные -рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Самоанализ урока

          Данный урок  является первым в системе уроков по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» раздела «Состав слова. Словообразование».

Его цель –  знакомство учащихся с суффиксом как частью слова. До этого урока учащиеся уже познакомились с такими частями слова как корень, окончание и приставка, их изучение является пропедевтическим к изучению суффикса, и должно помочь учащимся в восприятии и усвоении данного материала.  На последующих уроках учащиеся продолжат знакомство с данной темой, рассмотрят другие ее аспекты.

            Структура урока, его этапы были разработаны с учетом требований ФГОС.

            По типу данный урок является уроком изучения нового материала.  Он включал в себя 8 этапов: 1) мотивация к учебной деятельности, 2) актуализация опорных знаний, 3) постановка учебной задачи, 4) открытие нового знания, 5) первичное закрепление во внешней речи, 6) самостоятельная работа с самопроверкой, 7) включение в систему знаний и повторение, 8) рефлексия деятельности. На каждом этапе была поставлена цель и задачи, которые нашли свое отражение в ходе урока. Кроме того задания на каждом этапе были направлены на формирование того или иного вида УУД.

Помимо этого, урок был направлен и на решение следующих задач:  

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- создание условий для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- обогащать и усложнять словарный запас;

- создание условий для работы в парах, в группах, умение  вести учебный диалог, развитие учебного сотрудничества.

              Урок был подготовлен с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Материал урока оказался  доступным и интересным для них, благодаря использованию различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной; использование знаково-символических средств на этапах открытия нового знания и первичного закрепления обеспечивает осознанное восприятие материала. На уроке применяется частично-поисковый, а также исследовательский методы обучения. Использование таких методов способствует формированию познавательной мотивации, прочному усвоению знаний, развитию мышления учащихся. Во избежание перегрузки и переутомления учащихся в урок были включены физ. паузы.

             Выбранные методы, средства и формы обучения  помогли решить поставленные цели и задачи на достаточном уровне и получить соответствующие результаты.  На будущее можно продумать более интересные виды работ, больше применять совместных видов деятельности, чаще вовлекать детей в исследовательскую деятельность,  по необходимости используя ТСО.

Список литературы

  1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом ФГОС: Методическое пособие /Под редакцией Н.Н. Деменевой.- М:АРКТИ, 2014.- с. 152 (Начальная школа)
  2. Учебник «Русский язык» 1 часть, 3 класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014 год.
  3. Абрамов. Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
  4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992.
  5. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 3 кл./ Под ред. А.Б. Воронцова. -М., 2011
  6. Система контроля и оценки в начальной школе.- Н. Новгород, 2007
  7. Онищук, В.А. Урок в современной школе.- М.,1981
  8. Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Васильева, Л.С.,Саратов, «Лицей», 2009
  9. Электронное интерактивное приложение.

Оценка проекта урока

Бланк №1

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

п\

Самооцен

Оценка

п

ка

преподавателя

учителя

НИРО

1

Сложность

содержания,  его  соответствие

возможностям учащихся

3

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

Творческий  или  репродуктивный  характер

учебных  заданий,  их  целесообразность  и

2

обоснованность

4

Развивающая направленность заданий

3

5

Логика построения урока

2

6

Формы учебной

работы, их разнообразие и

оптимальность выбора

2

7

Методы обучения и методические приемы,

2

целесообразность их выбора

8

Характер используемой наглядности

2

9

Целесообразность    и    функциональность

используемых средств обучения

2

10

Осуществление

дифференцированного

подхода

к

учащимся,

учет

их

2

индивидуальных особенностей

11

Формирование мотивационного компонента

2

учебной деятельности

12

Постановка  учебных  задач.  Организация

2

целеполагания

13

Формирование познавательных УУД

2

14

Формирование регулятивных УУД

2

15

Формирование коммуникативных УУД

2

Всего баллов

32

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

п/п

Самооценка

Оценка

учителя

преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение

правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока,

наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность

выставления учителем баллов за свой конспект)

2

в

        Всего

14

Технические требования

Зачётная работа выполнялась на листах А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, межстрочный интервал 1,5, все поля  2 см, страницы пронумерованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Урок русского языка "Проект - семья слов"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК  "Школа России"....

Зачётная карточка по русскому языку по теме "Главные члены предложения"

Карточка для проверки знаний  по теме " Главные члены предложения"...

Конспект к уроку русского языка "проект "Зимняя страничка" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Проект "Зимняя страничка""Проводится в конце изучения раздела об имени существительном. Ребята работают весь урок в группах,...

Урок русского языка Проект "Зимняя страничка"

Технологическая карта урокаЭтапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.) -Поприветствуйте друг друга и пожелаем себе успеха на ур...

Проект для 4 класса (образец работы ученика) по русскому языку ,логопедическому уроку на тему - "Корень"(часть слова)

Про  корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором бы этот гласный оказался под ...