Зачётная работа по русскому языку. Проект урока.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Проект урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" УМК "Школа России". Урок разработан в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект урока по русскому языку | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
(сроки проведения курсов: 01.02 - 12.02. 2016 год)
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме: «Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?»
Учебный предмет: Русский язык
Выполнил учитель начальных
классов МБОУ «Пожарская СОШ филиал Яновская ООШ»
Сергачского района, с. Яново
Воронина Ольга Борисовна
Квалификационная категория:
1 категория
Стаж работы учителем
начальных классов 30 лет
Контактный телефон:
89506206453
Сергач.
Проект урока
- Учебный предмет: Русский язык
- УМК «Школа России»
- Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
- Тип урока: изучение нового материала
- Задачи урока:
- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
- Ожидаемые результаты:
Предметные:
Научатся:
- выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
- образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014год, методическое пособие.
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»
- Этапы урока и хронометраж:
Этапы | Цель | Время |
| Включение в учебную деятельность | 3 мин |
| Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий | 7 мин |
| Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | 5 мин |
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 10 мин |
| Усвоение нового способа действий | 5 мин |
| Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели | 7 мин |
| Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | 5 мин |
| Самооценка результатов деятельности | 3 мин |
- Содержание урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД | |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Начнём урок. Чтобы все у нас сегодня получилось, как вы думаете, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте друг другу удачи! | Приветствуют учителя и друг друга, называют качества (старание, усердие, внимательность, взаимопомощь и поддержка)
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действий | 1. Каллиграфическая минутка. Вспомним точку начала движения при написании строчных букв л, м, я и пропишем соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя. 2.Словарная работа. Поработаем над словом «ученик». Почему оно словарное? | Вспоминают написание, место и способ соединения, проговаривают вслух, записывают. Рассуждают и доказывают, формулируют мнение и аргументируют его. | Познавательные: логические – анализ наблюдение, сравнение. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. |
3. 4. | Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения | Отгадайте загадку: «Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт». - Как называют ученика, который посещает школу? - Что вы можете сказать об этих словах? Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение. - Выделите известные вам части слова в этих словах. Работа в парах. - Какие возникли трудности? - Почему вы её не обозначили? Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? - Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения. - Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы слов на доске. Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок. Тигр - . . . - . . . Орёл – орлица - . . . . . . – зайчиха - . . . . . . – лосиха - . . . - В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? -Так какую же тайну языка вы сегодня откроете? 1.Работа по учебнику Стр.89 «Сведения о языке» - работа с правилом Беседа по вопросам: - Как называется часть слова, которая стоит за корнем? - Для чего служит суффикс? Физкультминутка | Записывают: школа школьник. Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение. Есть часть -ник, которую никак не обозначили. Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Познакомиться с новой частью слова. Читают и записывают. Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок. Тигр - . . . - . . . Орёл – орлица - . . . – зайчиха - . . . . – лосиха - . . . Это родственные слова Часть слова –онок, –ёнок- находится между корнем и окончанием, с помощью них образуются новые слова Читают. Суффикс Суффикс служит для образования новых слов. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: постановка и решение проблемы, логические -построение логической цепи рассуждений, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. 6. 7. 8. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности | Работа по учебнику. Стр.89. Упр.165 (фронтальная работа, устно) - Прочитайте задание к упражнению165. - Какое значение имеют эти суффиксы? - Где живут южане, северяне, горожане? - Какое же значение имеют суффиксы – ан, -ян, -анин? - Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Работа по карточкам. Создание алгоритма. Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.90. Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. Выполнение упр.167, стр.90 Спишите. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс? - На какой вопрос отвечают эти слова? Что нового узнали? - Что для вас было самым сложным? - О чём расскажите дома? Поблагодарите друг друга за работу на уроке. Урок окончен. | Читают Отвечают Эти суффиксы называют людей по месту их жительства Создают алгоритм - Сначала обозначаем в слове окончание, потом – корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом. Сравнивают Решают типовые задания с использованием изученного алгоритма. Списывают, выполняют задание используя алгоритм. Эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение Отвечают на вопросы кто? что? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение осознанного. Личностные: самоопределение, учебное сотрудничество Познавательные: логические- анализ, обобщение Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль. Личностные: самоопределение Познавательные: логические - сравнение, анализ, классификация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений; Познавательные: общеучебные -рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
Самоанализ урока
Данный урок является первым в системе уроков по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» раздела «Состав слова. Словообразование».
Его цель – знакомство учащихся с суффиксом как частью слова. До этого урока учащиеся уже познакомились с такими частями слова как корень, окончание и приставка, их изучение является пропедевтическим к изучению суффикса, и должно помочь учащимся в восприятии и усвоении данного материала. На последующих уроках учащиеся продолжат знакомство с данной темой, рассмотрят другие ее аспекты.
Структура урока, его этапы были разработаны с учетом требований ФГОС.
По типу данный урок является уроком изучения нового материала. Он включал в себя 8 этапов: 1) мотивация к учебной деятельности, 2) актуализация опорных знаний, 3) постановка учебной задачи, 4) открытие нового знания, 5) первичное закрепление во внешней речи, 6) самостоятельная работа с самопроверкой, 7) включение в систему знаний и повторение, 8) рефлексия деятельности. На каждом этапе была поставлена цель и задачи, которые нашли свое отражение в ходе урока. Кроме того задания на каждом этапе были направлены на формирование того или иного вида УУД.
Помимо этого, урок был направлен и на решение следующих задач:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- создание условий для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- обогащать и усложнять словарный запас;
- создание условий для работы в парах, в группах, умение вести учебный диалог, развитие учебного сотрудничества.
Урок был подготовлен с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Материал урока оказался доступным и интересным для них, благодаря использованию различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной; использование знаково-символических средств на этапах открытия нового знания и первичного закрепления обеспечивает осознанное восприятие материала. На уроке применяется частично-поисковый, а также исследовательский методы обучения. Использование таких методов способствует формированию познавательной мотивации, прочному усвоению знаний, развитию мышления учащихся. Во избежание перегрузки и переутомления учащихся в урок были включены физ. паузы.
Выбранные методы, средства и формы обучения помогли решить поставленные цели и задачи на достаточном уровне и получить соответствующие результаты. На будущее можно продумать более интересные виды работ, больше применять совместных видов деятельности, чаще вовлекать детей в исследовательскую деятельность, по необходимости используя ТСО.
Список литературы
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом ФГОС: Методическое пособие /Под редакцией Н.Н. Деменевой.- М:АРКТИ, 2014.- с. 152 (Начальная школа)
- Учебник «Русский язык» 1 часть, 3 класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014 год.
- Абрамов. Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992.
- Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 3 кл./ Под ред. А.Б. Воронцова. -М., 2011
- Система контроля и оценки в начальной школе.- Н. Новгород, 2007
- Онищук, В.А. Урок в современной школе.- М.,1981
- Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Васильева, Л.С.,Саратов, «Лицей», 2009
- Электронное интерактивное приложение.
Оценка проекта урока
Бланк №1 | |||||||||
№ | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |||||||
п\ | Самооцен | Оценка | |||||||
п | ка | преподавателя | |||||||
учителя | НИРО | ||||||||
1 | Сложность | содержания, его соответствие | |||||||
возможностям учащихся | 3 | ||||||||
2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |||||||
3 | Творческий или репродуктивный характер | ||||||||
учебных заданий, их целесообразность и | 2 | ||||||||
обоснованность | |||||||||
4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |||||||
5 | Логика построения урока | 2 | |||||||
6 | Формы учебной | работы, их разнообразие и | |||||||
оптимальность выбора | 2 | ||||||||
7 | Методы обучения и методические приемы, | 2 | |||||||
целесообразность их выбора | |||||||||
8 | Характер используемой наглядности | 2 | |||||||
9 | Целесообразность и функциональность | ||||||||
используемых средств обучения | 2 | ||||||||
10 | Осуществление | дифференцированного | |||||||
подхода | к | учащимся, | учет | их | 2 | ||||
индивидуальных особенностей | |||||||||
11 | Формирование мотивационного компонента | 2 | |||||||
учебной деятельности | |||||||||
12 | Постановка учебных задач. Организация | 2 | |||||||
целеполагания | |||||||||
13 | Формирование познавательных УУД | 2 | |||||||
14 | Формирование регулятивных УУД | 2 | |||||||
15 | Формирование коммуникативных УУД | 2 | |||||||
Всего баллов | 32 | ||||||||
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2 | |||
№ | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
п/п | Самооценка | Оценка | |
учителя | преподавателя | ||
НИРО | |||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение | ||
правил оформления зачетной работы | 3 | ||
2 | Качество диагностического блока проекта | 2 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, | ||
наличие сведений об оборудовании урока | 2 | ||
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность | ||
выставления учителем баллов за свой конспект) | 2 | ||
в Всего | 14 |
Технические требования
Зачётная работа выполнялась на листах А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, межстрочный интервал 1,5, все поля 2 см, страницы пронумерованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Тестовая контрольная работа по русскому языку для 2 класса как эффективная форма оценки достижения планируемых результатов в ООП НОО»
Содержание 1. Актуальность темы.2. Цели и задачи проекта.3. Методы и формы работы...
Урок русского языка "Проект - семья слов"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК "Школа России"....
Зачётная карточка по русскому языку по теме "Главные члены предложения"
Карточка для проверки знаний по теме " Главные члены предложения"...
Конспект к уроку русского языка "проект "Зимняя страничка" (3 класс УМК "Школа России")
Ниже представлен конспект к уроку русского языка "Проект "Зимняя страничка""Проводится в конце изучения раздела об имени существительном. Ребята работают весь урок в группах,...
Урок русского языка Проект "Зимняя страничка"
Технологическая карта урокаЭтапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.) -Поприветствуйте друг друга и пожелаем себе успеха на ур...
Проект для 4 класса (образец работы ученика) по русскому языку ,логопедическому уроку на тему - "Корень"(часть слова)
Про корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором бы этот гласный оказался под ...