Урок русского языка "Проект - семья слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК  "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя начальных классов

МКОУ «Верещагинская СШ»

Моор Ирины Акимовны

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 14 урок)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

Урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

Технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

 Методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный  метод, частично-поисковый метод ,  методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: 

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Компьютер, мультимедиа проектор, мультимедийная слайдовая презентация.
  • Толковый словарь, орфографический словарь.
  • Чистые листы А4 по количеству учеников.

Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности ( группы родственных слов).

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике.

Развивающая цель: формирование способности к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствование исследовательских навыков.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных и личностных УУД: умение вести диалог, слушать напарника, представить свои результаты работы,  осознание  значимости своей работы, уважение  к семье, к русскому языку, воспитание доброты.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир

                                                                                           Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,

наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу,

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать  их значимость  в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом. 

Анализировать  модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;
  • работать с толковым и орфографическим словарями 

1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах;
  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы  на отдельных этапах урока;
  • ориентироваться в учебнике ;

2.Познавательные

  • пользоваться  приемами анализа и синтеза  при работе над словами;
  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку 

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. 

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмонациональный настрой

Прочитайте, пожалуйста, дружно девиз нашего урока:

Слайд  2

Прозвенел с перемены звонок.

Нас ждёт интересный и полезный урок!

Будем мы писать красиво,

Будем думать, рассуждать,

Проблемы  все решать

И друг друга выручать!

-Ребята, вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Вспомните притчу , в которой ученик хотел проверить своего учителя, зажав бабочку в ладонях? Что учитель ответил на вопрос ученика «Какая бабочка в моих руках: мёртвая или живая?»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 

- Ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность. 

-Проверьте готовность к уроку.  Сегодня вам нужны: (учебник, тетрадь, ручка, чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.)

Читают хором.

Отвечают.

Поднимают руки.

Отвечают.

- «Всё в твоих руках»

Личностные: самоопределение

2.Предпроектный этап

(вхождение в проектную деятельность)

2.1.Самоопределение к деятельности.

 

Разгадайте ребус.  Слайд 3

- Это слово каждый знает!

Ни на что не променяет.

К цифре 7 добавлю «я»

Что получится,?   (семья)

-Что такое  семья?

Видео (инсценированное стихотворение)

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит  Во! – семья.
(Мелвин  Шварц)

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

Спасибо. Конечно же, каждый из нас должен с уважением,  заботой,  пониманием, с любовью относиться к своей семье. Быть надёжным, ответственным, честным.

- Где еще в природе  встречается  семья?

( Слайды 4 -6)

- А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?

Попробуйте предположить, какая сегодня тема урока. ( Слайд 7)

 

 - Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока.

- Определите ,что вы будете сегодня делать?

- Предположите, какой будет урок?

-Почему вам предложили именно такой проект?

- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект « Семья слов»?

- Перед вами план работы на уроке. (Фиксация на доске) - карточка Прочитайте «цепочкой»

 Но хочу  сказать, если вы не успеете справиться с планом работы, не огорчайтесь, доделаете дома и на следующем уроке представите. Наша главная цель урока –  хорошо подготовиться к проекту.

- Желаю вам хорошо поработать на уроке.

Дети отгадывают

-Семья

Дают определение семьи.

Высказывают отношение к своей семье.

Делятся опытом ( птичья семья, лисья семья, муравейник)

Делают предположения.

(Родственные слова – семья слов)

Делают предположения.

Открывают учебник на странице 101,читают:

«Наши проекты. Семья слов.»

-Будем работать над проектом Семья слов

-Интересный, необычный, познавательный.

- Мы закончили раздел «Состав слова»

- Что такое  однокоренные  слова, знать части слова, уметь определять состав слова.

1. Подготовка к проекту.

2. Создание проекта.

3. Защита проекта.

4. Оценка проекта 

Познавательные УУД

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез

Регулятивные УУД

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

2.2.Повторение и систематизация знаний

  Начнем подготовку к проекту

1.-Проверим ваши знания по теме «Состав слова».

- Скажите, какие слова называются однокоренными?

Слайд 8 Отгадайте, какое слово лишнее?

Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.

Печурка, печь, печка, печать.

Шиповник, шипы, шипит.

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Гусь, гусыня, гусиный, густой.

 Слеза, слезла, слезинка, прослезился.

Проверка, коррекция, рефлексия. Слайд 9.

- Проверьте по слайду группы однокоренных слов, которые вы должны были записать.

- Что такое корень слова?

- Что надо помнить, когда записываете однокоренные слова?

Оцените свою работу в тетради.

-Молодцы, я вижу,  вы знаете, что такое родственные слова и готовы к следующему заданию

Учащиеся вспоминают понятие родственные  слова:

Однокоренные слова- это слова ,которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Выполняют  самостоятельно задание, записывают группы однокоренных слов.

Проверяют по слайду

Повторяют правило : Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Корень слова всегда пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня.

Корректируют ошибки.

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД 

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем  и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными  отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

  Фронтальная  работа

- Сколько слов можно образовать от одного корня?

2.Изучите задание №1 на стр 101.

- Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Кто согласен, с тем, что это родственные слова?

- Докажите.

- Ещё раз внимательно прочитайте слова и назовите те, которые вам не понятны по лексическому значению.  

- Что делать, если вы не знаете значение слова?

-Обратим внимание на слова, лесовод,  лесник,  лесостепь  ( Слайды 10 - 12 )

- Можно ли все  слова на рисунке назвать семьей?

- Почему?

- Выполните задание  №2 (с. 101)

Проверка. Прочитайте свои предложения.

- Какие предложения понравились вам? Какие надо исправить?

( частично-поисковый, проблемный диалог)

Проверьте  и оцените  работу друг друга в тетрадях.

- Много. Для каждого слова свое количество.

Дети анализируют задание

Рассматривают рисунок , читают внимательно слова.

Отвечают.

Обосновывают.

Называют непонятные слова.

- Посмотреть в толковом словаре или в Интернете, или спросить у взрослого.

-Да

- Это родственные слова (однокоренные)

-Дети самостоятельно составляют предложения с любым родственным словом.

Желающие читают предложения.

Оценивают.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Учатся находить информацию в толковом словаре.

Регулятивные УУД

Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем  и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными  отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Физминутка

-Представим, что мы  в лесу.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Учащиеся выполняют упражнения

3.Послушайте внимательно следующее задание. (На слайде 13  и на столах – схемы)

- Выберите слова  с картинки (с. 101), которые подходят к данным схемам. Запишите их.

- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

Давайте, вспомним алгоритм разбора слова по составу. Поворачивается к доске, удивляется…

- Вы, представляете, я, готовясь к уроку, смоделировала алгоритм разбора слова на доске? Но модель почему-то рассыпалась???. Давайте, расставим карточки по местам. Выстраивание алгоритма разбора слова на доске - (моделирование) 

Один ученик – у доски, остальные на местах.

Проверка.

- Молодцы! Спасибо! Вы настоящие друзья! Теперь я уверена, что вы успешно выполните задание.

Выполнение задания « Подберите слова» Слайд 13

Работа в парах

Проверка по слайду 13.  

Рефлексия. Корректировка. Оценка.

- Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса ,основы и окончания.

Уметь разбирать слово по составу

Сопоставляют свои решения.

Самостоятельная работа в парах.

Проверяют по слайду 13, корректируют, комментируют. Оценивают.

Познавательные УУД

Общеучебные:

Моделирование.

Осознанное построение речевого высказывания в устной  форме.

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Регулятивные УУД                      

Учатся принимать учебную задачу.  Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

контроль, коррекция ,оценка.

Коммуникативные УУД

Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

2.3 Подведение итогов на этапе обобщения знаний в разделе «Состав слова»

 

Обращается к плану.

 - Мы закончили 1 этап работы на уроке. Как бы вы оценили результаты своего труда на этом  этапе?

Корректирует оценки учеников.

Оценивают (выводят средний балл предыдущих оценок)

Регулятивные УУД                      

Учатся принимать учебную задачу.  Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности .

Физминутка ДОБРОТА

  Обращает внимание детей к плану урока. Прежде, чем перейти нам к следующему этапу урока,  посмотрите , как можно создать семью слов с помощью компьютера.

Слайд 14.

Выполняют гимнастику для глаз в занимательной форме.

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными

3.Создание продукта проектной деятельности  

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для успешной работы?  (Цель, задачи, форма работы, план)

Слайд 15.

Цель: Составить семью слов в виде дерева.

Задачи:  Проявить знания,  фантазию, занимательность, старательность.

Форма работы: индивидуальная или в паре

Как хотите работать: самостоятельно, в паре?

План работы над проектом.

1.  Нарисовать дерево;

2.  Записать однокоренные слова;

3.  Интересно представить свою работу.

- Нарисуйте свое дерево с однокоренными словами.

- Как надо работать,  чтобы в словах не было ошибок?

Определяют цель, задачи, план работы над проектом.

Соотносят со слайдом, корректируют свои ответы.

Дети выбирают форму работы.

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

-Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем.

Познавательные УУД

Решение проблемы творческого характера

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

4.Защита проекта (предполагается на следующем уроке)

- Кто готов защитить свой проект?

Рефлексия. 

- Дайте оценку своему проекту и проектам одноклассников.

Желающие защищают свои проекты.

Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

5.Итог урока. Рефлексия

Домашнее задание (предполагается)

- Подведём итог урока:  Обращается к плану урока 

- Кто из вас готов перейти к следующему пункту плана?  Просигнальте.

- Сделайте  вывод по достижению цели урока.

- Дома доделаете  проект и подготовите  защиту.

- Продолжите предложения

Слайд 16

Сегодня на уроке:

Мне больше всего понравилось…

Для меня было трудным …

Мне запомнилось …

Теперь я могу…

Поднимают руки.

- Цель достигнута.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Семья слов» Урок русского языка в 3 классе Подготовила: Моор Ирина Акимовна, учитель начальных классов

Слайд 2

Прозвенел с перемены звонок. Нас ждёт интересный И полезный урок! Будем мы писать красиво, Будем думать, рассуждать, На вопросы отвечать И друг друга выручать! Наш девиз:

Слайд 3

Разгадайте ребус 7я семья

Слайд 4

Птичья семья

Слайд 5

Лисья семья

Слайд 6

Муравьиная семья

Слайд 7

Тема урока: проект «Семья слов»

Слайд 8

Печь, печурка, печка, печатать. Шиповник, шипы, шипит. Поле, полочка, полевой, полюшко. Слеза, слезла, слезинка, прослезился. Какое слово лишнее? Запишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Слайд 9

Проверка. Печь, печурка, печка. Шиповник, шипы. Поле, полевой, полюшко. Слеза, слезинка, прослезился.

Слайд 10

Лесовод – специалист по лесоводству.

Слайд 11

Лесник - лесной сторож, работник лесного хозяйства.

Слайд 12

Лесостепь – область, в которой чередуются лесные и степные участки.

Слайд 13

Какие слова на рисунке подходят к этим схемам? Запишите их. Лесной, лесок, лесище, лесистый, лесник. Перелесок. Лес. Лесовод, лесостепь.

Слайд 14

Семья слов Добро доброта добрый добренький доброжелательность подобреть задобрить Ребята, желаю вам успехов в проекте!

Слайд 15

Цель проекта – с оставить семью слов в виде дерева. Задачи: проявить знания, фантазию, занимательность, старательность, творчество. Форма работы: индивидуальная или в паре. План работы над проектом. Нарисовать дерево. Записать однокоренные слова. Интересно представить свою работу.

Слайд 16

Итог урока Мне больше всего понравилось… Для меня было трудным … Мне запомнилось … Теперь я могу…

Слайд 17

Использованы ресурсы сети Интернет Лист тетради - https://www.labirint.ru/screenshot/goods/358053/1 / http://kinderinfo.ru/stixi-pro-semyu-dlya-detej / картинка семья http://perepel-krym.ru/affiche/master-klassy-v-den-semi-lyubvi-i-vernosti-v-alupkinskom-dvortse / дерево добра https:// infourok.ru/konspekt-organizovannoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti -лисья семья http://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/uchimsya-sovetovatsya-s-drugimi-u-muravev-1030 / муравьи http:// 900igr.net/prezentacija/biologija/prirodnye-zony-kazakhstana-lesostep-i-step-136091/lesostep-13.html - картинка лесостепь https://yarreg.ru/articles/15919 / - картинка лесовод http:// vel-sk.happydust.ru/forma-lesnika-foto.xml - картинка лесник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Семья слов" 3 класс ВП Канакина

Технолгическая карта урока русского языка " Семья слов"...

Проект "Семья слов"

Проект "Семья слов" 3 класс-проектная деятельность во второй половине дня-ФГОС...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Проект "Семья слов"

Проект "Семья слов"...

Конспект урока на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"

В нанном материале приводится конспект урока  на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"...

Проект "Семья слов"

Цель: создание модели "семьи" однокоренных словЗадачи:1. Научиться образовывать однокоренные слова при помощи изменения разных частей слова;2. Научиться составлять схемы однокоренных слов;3....

Проект "Семья слов" (3 класс)

Создание проекта...