Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Поляхова Ольга Ивановна

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

 

Задачи урока:

1.      Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.      Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.      Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.      Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коспект открытого урока35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»

Поляхова Ольга Ивановна,

учитель нач. классов

МКОУ СОШ №1 г. Россошь

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование для учителя:

  • Доска
  • Экран
  • Презентация к уроку
  • Карточки

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,         начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие по станциям Грамотных наук. Итак, начнем наш урок. 

Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.  

Станция «Отгадай-ка».

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Что это? (зима)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З»)

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока. Словарный диктант.

– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

http://festival.1september.ru/articles/566046/1.gif

  1. Не снег и не лед, 
    А серебром деревья уберет. (Иней)
  2. Назовите-ка, ребятки, 
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
  3. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
  4. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)
  5. В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)

http://festival.1september.ru/articles/566046/2.gif

  1. У избы побывал – 
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)
  2. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)
  3. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)
  4. Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)
  5. Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
  6. Перед корнем подставляем 
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока.

Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

Дети:

– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Учитель: Чему мы будем учиться на уроке?

Дети: правильно писать предлоги и приставки!

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Станция «Поиграй-ка»

Учитель:

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

  • Повязка на рукаве – …
  • Шаг без шума – …
  • Переход под землей – …
  • Камни под водой – …
  • Совет без пользы – …
  • Годы до войны – …
  • Значок на груди – …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

ЗАДАНИЕ:

  • (за)горой
  • (на)льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (зав)ывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • (с)катиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • (с)горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Руки за спинку, головки назад

Глазки пускай в небо глядят

Головки опустим – на парту гляди

И снова на верх – где снежинка летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова писать. Не много ещё.

  1. Станция «Грамотей-ка»
  1. – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

  1. Работа с учебником (стр. 132, упр. 259)

Учитель: Выполняем упражнение. Прочитайте предложение:

- Что Вы заметили в предложении?

- Есть ли предлог?

- А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?

Дети: Да, можно (доказывают).

Учитель: Напишите в тетради преобразованное предложение.

- Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.

- Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

- Выпишите словосочетания.

3) Работа по вариантам:

1-й Вариант – 2 и 3 предложение;

2-й Вариант – 4 и 5 предложение.

8. Закрепление пройденного материала.

Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 
3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.


Зимой русский лес сказочен и чудесен. 
Снег украшает пушистые ветки деревьев. 
Смолистые шишки висят на елях. 
В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы. 
Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…
Попр…сился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шу…ку.
Без иголки, без портного
Шу…ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строки предложения. 
Подчеркните предлоги и приставки.


Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Карточка 4

Выделите приставки в словах. 

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. 
Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, 
прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. 
Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого 
зверька запасена в кладовой. (7 слов)

  1. Работа по культуре речи

Станция «Проверяй-ка»

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

– Докажи правильность своего ответа.

– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

– Объясни пропущенные орфограммы.

– Какую шубку стал примерять заяц?

– Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

– В чём смысл этого текста?

– Для чего нужны кормушки?

– На каких уроках мы об этом говорили?

– У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

– Как зимует белка?

– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

10. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

  1. Тест

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

- Прочти слово из обведенных букв.  (пять)- Молодцы

12.  Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу.

– Какую тему мы изучали на уроке?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

Закончите предложение:

 - «Сегодня я узнал …»

- «У меня получилось …»

- «Было трудно …»

- «Было интересно …»

- «Теперь я умею …»

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене, 
В очерке найти приставку мне 
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок,  и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.

Спасибо за работу, урок окончен

13 Домашнее задание (диференцированное)

1. Упр.260

2. Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Цель урока: Научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжить работу над развитием речевой деятельности. Задачи урока:Обучающая: Закреплять умения в ...

Открытый урок по русскому языку по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безударными  гласными в корне; развитие творческого  мышления....

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".

Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку....

Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс

Открытый урок, 3 класс.Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение» ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.Цель. Совершенствование умения проверять и...