Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коспект открытого урока | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»
Поляхова Ольга Ивановна,
учитель нач. классов
МКОУ СОШ №1 г. Россошь
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование для учителя:
- Доска
- Экран
- Презентация к уроку
- Карточки
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие по станциям Грамотных наук. Итак, начнем наш урок.
Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З»)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока. Словарный диктант.
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
- Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней) - Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) - Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
- У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз) - Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки) - Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже. А лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) - Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь) - Рядом с дворником всегда.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата) - Перед корнем подставляем
Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока.
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Чему мы будем учиться на уроке?
Дети: правильно писать предлоги и приставки!
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
- Усвоение новых знаний и способов действий
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
- Повязка на рукаве – …
- Шаг без шума – …
- Переход под землей – …
- Камни под водой – …
- Совет без пользы – …
- Годы до войны – …
- Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
ЗАДАНИЕ:
- (за)горой
- (на)льду
- (по)бежать
- (под)сосной
- (за)мерзнуть
- (зав)ывает
- (под)снегом
- (на)мело
- (с)катиться
- (во)дворе
- (на )горе
- (под)снежник
- (по)крывает
- (на)мело
- (за)окном
- (на)катке
- (за)морозить
- (с)горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!
6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».
Станция «Отдыхай-ка».
(гимнастика для глаз)
Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в небо глядят
Головки опустим – на парту гляди
И снова на верх – где снежинка летит?
Глазами повертим, поищем её
И снова писать. Не много ещё.
- Станция «Грамотей-ка»
- – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
- Работа с учебником (стр. 132, упр. 259)
Учитель: Выполняем упражнение. Прочитайте предложение:
- Что Вы заметили в предложении?
- Есть ли предлог?
- А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?
Дети: Да, можно (доказывают).
Учитель: Напишите в тетради преобразованное предложение.
- Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.
- Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.
- Выпишите словосочетания.
3) Работа по вариантам:
1-й Вариант – 2 и 3 предложение;
2-й Вариант – 4 и 5 предложение.
8. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, |
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. |
Карточка 3
Составьте из слов каждой строки предложения. |
Карточка 4
Выделите приставки в словах. |
- Работа по культуре речи
Станция «Проверяй-ка»
(Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– Докажи правильность своего ответа.
– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 3
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
10. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
- Тест
Выбери правильное утверждение, обведи букву:
П. Приставки со словами пишутся слитно
Г. Приставки со словами пишутся раздельно
Я. Приставка служит для образования новых слов
Л. Приставка служит для связи слов в предложении
К. Предлоги пишутся слитно со словами
Т. Предлоги пишутся раздельно со словами
Ь. Предлог – часть речи
Я. Предлог – часть слова
- Прочти слово из обведенных букв. (пять)- Молодцы
12. Подведение итогов.
Наш урок подошел к концу.
– Какую тему мы изучали на уроке?
- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?
- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
Закончите предложение:
- «Сегодня я узнал …»
- «У меня получилось …»
- «Было трудно …»
- «Было интересно …»
- «Теперь я умею …»
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок, и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.
Спасибо за работу, урок окончен
13 Домашнее задание (диференцированное)
1. Упр.260
2. Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Открытый урок по русскому языку на тему "Правописание парных согласных на конце слова" - 2 класс, школа россии
Урок открытия новых знаний...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"
Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Цель урока: Научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжить работу над развитием речевой деятельности. Задачи урока:Обучающая: Закреплять умения в ...
Открытый урок по русскому языку по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развитие творческого мышления....
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".
Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока по расскому языку....
Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс
Открытый урок, 3 класс.Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение» ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.Цель. Совершенствование умения проверять и...