Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок, 3 класс.
Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение»
ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.
Цель. Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать речь и орфографическую зоркость.
Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданием.
Структура урока
- Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
- Мозговой штурм. Работа в парах.
- Определение темы и задач урока
- Активизация знаний. Работа в группах с карточками.
- Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными. Поиск решения учебной проблемы.
- Динамическая физкульт. минутка.
- Работа по теме урока.
- Повторение ранее изученного
- Работа в группах.
- Домашнее задание.
- Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга. С каким настроением мы начинаем урок? Если с хорошим настроением, то покажите «плюс», если с плохим-покажите «минус». Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение другим.
Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
- Интересным
- Познавательным
- Развивающим
- Плодотворным
-Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
- Активные
- Думающие
- Работоспособные
- Внимательные
- Творческие
- Дисциплинированные
-Вы готовы быть такими?
-В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
2. Мозговой штурм (работа в парах). Слайд
- Главная часть слова (корень)
- Опасное место в слове (орфограмма)
- Пятая буква алфавита (буква «д»)
- Звуки, который могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
- Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
- Какие буквы не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)
- На какие две группы можно разделить буквы И, Л, О, Д, А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)
- В каком суффиксе есть беглая гласная (суффикс ЕК)
3. Определение темы и задач урока
-Открыли тетради, написали сегодняшнее число, классная работа.
-Запишите слова под диктовку:
Зима, СОЛНЦЕ, сосулька, снежок.
- Что вы заметили, какое слово лишнее? (все существительные с безударной гласной в корне и одно слово с непроизносимой согласной). Как проверить его написание? Какое правило вы знаете? ( Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо — СОЛНЕЧНЫЙ или правописание слова смотрим смотрим в орфографическом словаре).
-Определите тему нашего урока. ( Ответ: тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимой согласной» ( открыть запись на доске).
- Какие задачи мы ставим перед собой. ( Будем совершенствовать умение проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.)
4. Активизация знаний. (работа в группах - раздать карточки по группам)
Задание 1: узнай слово с непроизносимым согласным по его значению.
Задание 2: выдели непроизносимую согласную
Задание 3: запиши проверочное слово
1 группа: Постоянно завидующий человек. (завистник)
2 группа : Любящий повелевать (властный)
3 группа: Тот, кто принимает в чем-либо участие (участник)
4 группа : Речь, которая звучит, произносится ( устная)
5 группа : Белая бабочка ( капустница)
6 группа : Внутренний орган человека, перекачивающий кровь (сердце)
Представитель от каждой группы озвучивает ответ.
-Какие мы знаем еще слова, в которых не надо писать непроизносимые согласные? Для этого мы с вами выучили стихотворение, сейчас мы его повторим:
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный.
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный-
Этих слов не забывайте,
букву «Т» в них НЕ вставляйте.
5. Работа по теме урока. ( Запись слов с комментированием)
Есть согласные-плутовки.
До чего шалуньи ловки.
Их не слышишь, а пиши.
Проверяй, да не спеши.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
-Я буду диктовать вам слова с непроизносимой согласной, а вы сначала пишете проверочное слово, а потом проверяемое.
… - местный (место)
… - честный (честь)
… - здравствуй (здравие)
… - звездный (звезда)
… - радостный (радость)
6. Физкульт. минутка.
7. Работа по теме урока.
-Задание по рядам. На слух определить слова с непроизносимым согласным звуком.
1 ряд.
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
От чего же он дрожит?
2 ряд.
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива.
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый.
3 ряд
День рожденья-день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе.
( Ребята, в слово ЧУДЕСНЫЙ просится звук Т, но буква не пишется, так как в проверочном слове этой буквы нет)
8. Повторение ранее изученного.
-Полный фонетический разбор слова ( один ученик у доски)
Слово ЯРОСТНЫЙ [йарасный]- 3 слога
Я-[й ] -согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.
- [а]- гласн, ударн.
Р-[р]- согл., звонк., непарн.; тверд., парн.
О-[а]- гласн, безударн.
С-[с]- согл., глух, парн.; тверд., парн.
Т-[-]
Н-[н]- согл., звонк, непарн., тверд, парн.
Ы-[ы]- гласн, безударн.
Й-[й]- согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.
8 букв, 8 звуков.
9. Работа в группах. Слайд.
-Сейчас отправимся в гости к Снежной Королеве и побываем в её залах, где она приготовила для вас задание. Не забываем про правила работы в группах. У каждой группы будет свое задание.
1 группа: Составить из букв слово : С, Н, Е, И, К, Г, О, В ( снеговик)
2 группа : Подобрать проверочное слово к слову с непроизносимым согласным : Прелестный ( прелесть)
3 группа : Подобрать к слову синоним, близкое по значению слово с непроизносимым согласным : Огромный ( гигантский)
4 группа: Подобрать к слову антоним : До свидания ( Здравствуйте)
5 группа: Отгадайте ребус : Метла ( «а» уберется) и Ель= Метель.
- Сейчас к доске подходят командиры групп и аргументируют правильность своих ответов.
10. Домашнее задание
- В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами.
11. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.
- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? (изучали правописание слов с непроизносимой согласной)
- А теперь каждый проанализирует свою работу на уроке по всем пунктам.
- Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.
- Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.
- Когда была работа в группах помогал подбирать проверочный слова.
- Внимательно слушал учителя и одноклассников.
- Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.
-На доске вы видите снеговика, если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепите зеленые снежинки на снеговика. Если не до конца понятно, есть сомнения-значит желтые снежинки. Если вам надо еще поработать над темой, значит на снеговика прикрепите красные снежинки.
-Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._neproiznosimye_soglasnye.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок, 3 класс.
Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение»
ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.
Цель. Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать речь и орфографическую зоркость.
Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданием.
Структура урока
- Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
- Мозговой штурм. Работа в парах.
- Определение темы и задач урока
- Активизация знаний. Работа в группах с карточками.
- Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными. Поиск решения учебной проблемы.
- Динамическая физкульт. минутка.
- Работа по теме урока.
- Повторение ранее изученного
- Работа в группах.
- Домашнее задание.
- Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга. С каким настроением мы начинаем урок? Если с хорошим настроением, то покажите «плюс», если с плохим-покажите «минус». Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение другим.
Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
- Интересным
- Познавательным
- Развивающим
- Плодотворным
-Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
- Активные
- Думающие
- Работоспособные
- Внимательные
- Творческие
- Дисциплинированные
-Вы готовы быть такими?
-В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
2. Мозговой штурм (работа в парах). Слайд
- Главная часть слова (корень)
- Опасное место в слове (орфограмма)
- Пятая буква алфавита (буква «д»)
- Звуки, который могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
- Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
- Какие буквы не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)
- На какие две группы можно разделить буквы И, Л, О, Д, А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)
- В каком суффиксе есть беглая гласная (суффикс ЕК)
3. Определение темы и задач урока
-Открыли тетради, написали сегодняшнее число, классная работа.
-Запишите слова под диктовку:
Зима, СОЛНЦЕ, сосулька, снежок.
- Что вы заметили, какое слово лишнее? (все существительные с безударной гласной в корне и одно слово с непроизносимой согласной). Как проверить его написание? Какое правило вы знаете? ( Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо — СОЛНЕЧНЫЙ или правописание слова смотрим смотрим в орфографическом словаре).
-Определите тему нашего урока. ( Ответ: тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимой согласной» ( открыть запись на доске).
- Какие задачи мы ставим перед собой. ( Будем совершенствовать умение проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.)
4. Активизация знаний. (работа в группах - раздать карточки по группам)
Задание 1: узнай слово с непроизносимым согласным по его значению.
Задание 2: выдели непроизносимую согласную
Задание 3: запиши проверочное слово
1 группа: Постоянно завидующий человек. (завистник)
2 группа : Любящий повелевать (властный)
3 группа: Тот, кто принимает в чем-либо участие (участник)
4 группа : Речь, которая звучит, произносится ( устная)
5 группа : Белая бабочка ( капустница)
6 группа : Внутренний орган человека, перекачивающий кровь (сердце)
Представитель от каждой группы озвучивает ответ.
-Какие мы знаем еще слова, в которых не надо писать непроизносимые согласные? Для этого мы с вами выучили стихотворение, сейчас мы его повторим:
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный.
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный-
Этих слов не забывайте,
букву «Т» в них НЕ вставляйте.
5. Работа по теме урока. ( Запись слов с комментированием)
Есть согласные-плутовки.
До чего шалуньи ловки.
Их не слышишь, а пиши.
Проверяй, да не спеши.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
-Я буду диктовать вам слова с непроизносимой согласной, а вы сначала пишете проверочное слово, а потом проверяемое.
… - местный (место)
… - честный (честь)
… - здравствуй (здравие)
… - звездный (звезда)
… - радостный (радость)
6. Физкульт. минутка.
7. Работа по теме урока.
-Задание по рядам. На слух определить слова с непроизносимым согласным звуком.
1 ряд.
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
От чего же он дрожит?
2 ряд.
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива.
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый.
3 ряд
День рожденья-день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе.
( Ребята, в слово ЧУДЕСНЫЙ просится звук Т, но буква не пишется, так как в проверочном слове этой буквы нет)
8. Повторение ранее изученного.
-Полный фонетический разбор слова ( один ученик у доски)
Слово ЯРОСТНЫЙ [йарасный]- 3 слога
Я-[й ] -согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.
- [а]- гласн, ударн.
Р-[р]- согл., звонк., непарн.; тверд., парн.
О-[а]- гласн, безударн.
С-[с]- согл., глух, парн.; тверд., парн.
Т-[-]
Н-[н]- согл., звонк, непарн., тверд, парн.
Ы-[ы]- гласн, безударн.
Й-[й]- согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.
8 букв, 8 звуков.
9. Работа в группах. Слайд.
-Сейчас отправимся в гости к Снежной Королеве и побываем в её залах, где она приготовила для вас задание. Не забываем про правила работы в группах. У каждой группы будет свое задание.
1 группа: Составить из букв слово : С, Н, Е, И, К, Г, О, В ( снеговик)
2 группа : Подобрать проверочное слово к слову с непроизносимым согласным : Прелестный ( прелесть)
3 группа : Подобрать к слову синоним, близкое по значению слово с непроизносимым согласным : Огромный ( гигантский)
4 группа: Подобрать к слову антоним : До свидания ( Здравствуйте)
5 группа: Отгадайте ребус : Метла ( «а» уберется) и Ель= Метель.
- Сейчас к доске подходят командиры групп и аргументируют правильность своих ответов.
10. Домашнее задание
- В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами.
11. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.
- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? (изучали правописание слов с непроизносимой согласной)
- А теперь каждый проанализирует свою работу на уроке по всем пунктам.
- Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.
- Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.
- Когда была работа в группах помогал подбирать проверочный слова.
- Внимательно слушал учителя и одноклассников.
- Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.
-На доске вы видите снеговика, если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепите зеленые снежинки на снеговика. Если не до конца понятно, есть сомнения-значит желтые снежинки. Если вам надо еще поработать над темой, значит на снеговика прикрепите красные снежинки.
-Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Правописание парных согласных на конце слова" - 2 класс, школа россии
Урок открытия новых знаний...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"
Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...
Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....
Урок по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова." 4 коррекционный класс (8 вида)
Урок разработан для учащихся 4 коррекционных классов (8 вида). Урок изучения нового материала....
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в конце слова" (2 класс)
Тип данного урока рефлексия, основная цель, которого состоит в продолжении изучения слов с парной согласной в конце слова, в отработке навыков по поиску и исправлению своих ошибок. В ходе урока формир...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".
План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....
УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносим...