Этап урока | Деятельность учителя | Деятельности ученика |
1. Организационный момент | Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
|
|
2.Чистописание | На доске написаны строчные гласные буквы (а, о, и, е, ё, я)
- Назовите похожий элемент. - Запишите гласные буквы в тетрадь.
| Дети называют похожие элементы. Записывают гласные в тетрадь. |
3.Актуализация знаний | - Что можно сказать об этих буквах? - На какие группы можно разделить?
- Что такое ударение? - Какой слог называют ударным? безударным? Столы – стол, сосна – сосны, река - реки. | - Обозначают гласные звуки. - Гласные буквы, которые могут обозначать 1 звук, 2 звука. - Гласные, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных - Есть гласная, которая всегда ударная, остальные могут стоять как в ударном положении, так и в безударном.
- Выделение в слове голосом гласного с большей силой. - Слог, в котором гласный ударный, называется ударным. - - Слог, в котором гласный безударный, называется безударным.
|
4.Постановка учебной задачи
| Хочу вам рассказать историю. Витя написал своему другу Саше записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем». Саша прочитал записку и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал Витя. – Саша принесёт». Пришёл Саша, а в руках у него….»
- Закончите рассказ.
- Задание давала 1, а выполнили его по-разному. - Что не знал Витя? - Какой будет тема нашего урока?
Какие цели поставим перед собой?
- На какие вопросы будем учиться отвечать на уроке?
На доске остается запись и знак вопроса: С м..чом –
|
Дети придумывают разные варианты конца рассказа.
- Правила написания о безударных гласных. - Будем выяснять, как правильно писать гласные буквы, если на них не падает ударение. - Правописание безударных гласных. - Должны научиться правильно писать слова с безударной гласной.
Что Где надо проверять? Как
|
|
Поиск решения | - Ответим на 1 вопрос, что надо проверять.
Записаны слова в 2 столбика: С..ды – Р..ка - | М..ря – П..ля- |
- Прочитайте слова. Сравните слова в столбиках. ( Возле таблицы №1 ставит а, о, и, е, я) - Рассмотрите слова. Прочитайте их ещё раз. Что заметили?
(Возле таблицы № 1 учитель рисует корень слова, ребёнок у доски выделяет его в словах). - Ваши предложения, как выбрать букву гласного.
- Так. Хорошо. Что ещё? - Молодцы. (Возле таблицы №1 учитель добавляет лист с записью) - Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.
- Приведите свои примеры слов.
- Мы почти восстановили алгоритм проверки безударной гласной. ( На парте у каждого и на доске плакат)
- Вернёмся к началу урока. Как должен был написать слово Витя, чтобы Саша его правильно понял? С м..чом - мяч | - Проверять буквы гласных звуков, на которые не падает ударение.
Что? Гласные: а,о,и,е,я. Где надо проверять? В корне. Как? Подбирать однокоренные слова с ударными проверяемыми гласными.
|
- Мы не знаем, какие гласные писать о или а; е или и.
- Буквы пропущены в корне слов.
- Подобрать однокоренное проверочное слово. - Надо поставить букву под ударение.
Читает стихотворение подготовленный ученик. - Безударный гласный звук, Разберёшься с ним не вдруг: Гора, моря, трава, дела - Как правильно писать слова? - Чтобы не было сомнения, Ставьте звук под ударение: Горы, море, травы, дело, А теперь пишите смело!
У доски работает ученик, дети пишут в тетради. Выделяют корень, подчеркивают буквы. С..ды–сад, р..ка – реки, м..ря- море, п..ля - поле.
Алгоритм 1.Произнеси слово. 2.Поставь ударение, определи безударный гласный. 3.Определи корень 4.а) Если безударный гласный в корне слова, подбери проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный был под ударением. б). Если безударный гласный в другой части слова, посмотри в словаре или воспользуйся помощью учителя. |
|
Первичное закрепление Работа в группах. | На листочке для каждой группы записан корень. Детям нужно найти его «родственников». Задание выполняется на листе и в тетради. После проверки, учитель даёт задание подчеркнуть те слова, которые могут быть проверочными. - Как это сделать?
| - вод- ,- гор - , - коз- , - свист - , - стрел - - сов–
- Пользуемся алгоритмом. |
Самостоятельная работа. | - На доске предложения. Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово: На берегу растёт с_сна, а рядом с нею сосны. Горит красивая зв_зда, а рядом с нею звёзды. На траве лежит р_са,а рядом с нею росы. Запишите любое предложение в тетрадь. Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте. Прочитайте. Трава, травка, травы. Леса, лесной лес. Гора, горка, пригорок - Рассмотрите. Что заметили?
- Придумайте задание.
|
- Это группы родственных слов. Дети записывают любое предложение, выделяя безударную гласную.
Дети называют проверочные слова, повторяют алгоритм проверки безударных гласных. |
Итог. | - Вернёмся к вопросам о правописании безударного гласного в корне слова, которые мы задавали в начале урока. Задайте их друг другу в парах. | Дети работают в парах, задают друг другу вопросы (что? где? как?) Повторяют алгоритм. |
Рефлексия. | Похвалите себя те, у кого больше нет вопросов о том, как проверять буквы безударных гласных в корне слова. А если у кого-то ещё остались вопросы, не волнуйтесь, мы продолжим изучать этот материал.
|
|
Домашнее задание. | Придумать и записать группы родственных слов с корнем - стен -, лист -,- вод, проверочные слова подчеркнуть. |
|