Сборник "Увлекательная фонетика" для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Чернецкая Анна Владиславовна

Для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

Увлекательная фонетика

Министерство образования и науки Челябинской  области

ГБОУ  СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

«Занимательная фонетика»

Сборник упражнений для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте  (УМК  «Школа России»)

                                                                                       Составитель: Чернецкая А.В.

Челябинск, 2015

Чернецкая А.В.

«Занимательная фонетика». Сборник упражнений для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте  (УМК «Школа России»). – Челябинск, 2015.-  с.

Сборник содержит упражнения для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте в 1 классе.

Материал сборника адресован учителям начальных классов и студентам школьного отделения педагогического колледжа.

Содержание

                                                                                                                                            стр.

Предисловие……………………………………………………………………………………………..3

Занимательный материал……………………………………………………………………………….4

Гласные звуки……………………………………………………………………………………………8

Согласные звуки………………………………………………………………………………………...12

Ударение………………………………………………………………………………………………...16

Слог……………………………………………………………………………………………...............20

Список литературы…………………………………………………………………………………......24

Предисловие

Материал сборника «Увлекательная фонетика» предназначен для использования в период обучения грамоте с целью закрепления фонетических понятий младшими школьниками.

Фонетические знания  очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфографических нормах. Как сформировать фонетическое представление учащихся так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема, над которой работает каждый учитель начальной школы.

Этот сборник позволяет учащимся качественно освоить раздел русского языка «Фонетика»: научиться различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, владеть навыком правильной постановки ударения.

В состав сборника включены компетентностно – ориентированные задания. Эти задания имеют не только учебное, но и жизненное обоснование  и не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?». Предлагаемые задания должны стать личностно значимыми для ребенка. Только тогда они станут интересными для него и цели учителя не будут чужды ученику.

Первый раздел данного сборника «Занимательные материалы» содержит сказки, стихотворения, загадки о фонетических понятиях. Эти материалы целесообразно предлагать детям на уроке для прослушивания или заучивания с целью развить интерес к данной теме. «Занимательные материалы» помогут учащимся лучше ознакомиться с фонетическими понятиями и разовьют в ребятах интерес.

Второй раздел «Гласные звуки» представляет компетентностно – ориентированные упражнения, которые направлены на закрепление учащимися гласных звуков.

Третий раздел сборника «Согласные звуки» содержит ряд упражнений, направленных на закрепление учащимися согласных звуков.

Четвертый раздел «Ударение» содержит упражнения, которые направлены на закрепление такого фонетического понятия  как ударение.

Пятый раздел данного сборника «Слог» содержит задания, направленные на закрепление учащимися фонетического  понятия «слог».

Составитель надеется, что данная разработка будет способствовать закреплению фонетических понятий у учащихся начальной школы и получит широкое применение в практической деятельности учителя.

Гласные и согласные звуки

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и. Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки, которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки. Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше. Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з. Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки. Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика. Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь? », «Да» - ответили синие. «Хорошо! » - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны? ». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ.  И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!

Гласные и согласные

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Шипеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

О гласных и согласных

Поспорили однажды звуки:

Кто всех важнее и главней?

Пропели гласные: "А ну-ка,

Перекричать ты нас сумей!

Мы голосить умеем славно,

И голос - кровный наш отец.

И тренируются исправно

На нас певица и певец.

А если вдруг вы заблудились,

Не обойтись вам без "АУ",

А если чем-то поразились,

То восклицаете вы: "УУУ!"

Ребенок плачет в колыбели,

Кричит: "УА-УА-УА",

Вы покачать его сумели,

При этом напевая: "А-А-А".

Но тут согласные вмешались:

"Нас больше! Значит, мы главней-

Они свистели и кусались,

Потом шипели, словно змей.

Они фырчали и рычали,

Жужжали шершнем и шмелем,

Шуршали прелыми листами

И громыхали, будто гром.

Но согласитесь, что без гласных

Согласным тоже никуда!

Решили все единогласно.

Что быть им- не разлей вода!

Из букв союз скрепили слоги,

А слоги выросли в слова.

Ведь буквы все - без слов убоги,

А так – о них идет молва.

Слова для нас сияют светом.

В них вечность и короткий миг,

Они по-разному при этом

Обогащают наш язык!

Стихотворение про ударение

В стране слогов и слов порядок строг:

Во всяком слове есть ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что наделяют голосом его:

Как будто молоточком ударяют -

И в каждом слове это повторяют.

Гласные звуки

        1.Стимул:

  Федя Мошкин  утверждает, что это гласные звуки. А как думаешь ты?

   [а], [о], [у], [э], [ы]

   Задание:

   Прав ли Федя?

   Бланк ответа:

1да

2нет

         Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

1.да

+

2.нет

   2.Прочти текст и выполни задания к нему.

Букет

Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.

            1)Какой звук буква «ё» обозначает в слове «Алёша»?

            2)Какой звук буква «ё» обозначает в слове «щёки»?

             3)Выпишите из слова «мимозы» те гласные звуки, которые делают  согласные звуки твердыми.

             4) Выпишите из слова «лился» те гласные звуки, которые смягчают согласные звуки.

             

              Бланк ответа:

1

2

3

4

 

               Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – о баллов.

1

2

3

4

[о]

[о]

[о], [ы]

[и], [я]

        3.Стимул:

     Первоклассник Петя Петров очень торопился на футбол, поэтому сделал в работе много ошибок. Помогите Пете выполнить работу правильно.

   Задание:

   Выпишите номера тех слов, в которых рядом находятся два гласных звука:

               1.мороз,

               2.оазис,

               3.урок,

               4.союз.

               Бланк ответа:

                Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

2, 4

       

        4.Стимул:

    В лесной школе звери  выполняли задание, но у них возникли трудности.

    Задание:

    Ребята, помогите им. Поменяйте какой-либо гласный звук, чтобы изменилось значение слова.    Запишите измененные слова.

          Дом, жар, белка, кисть.

          Бланк ответа:

Дом

Жар

Белка

Кисть

          Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Дом

Жар

Белка

Кисть

Дым

Жир

Булка

Кость

       5. Стимул:

          Мальвина задала Незнайке задание, но, к сожалению, он затрудняется.

          Задание:

          Помоги ему. Исправь неверные высказывания.

      1)В слове «математика» три гласных звуков.

      2)В слове «мармелад» один гласный  звук.

      3)В слове «музыка» два гласных звука.

      4)В слове «кот» два гласных звука.

      Бланк ответа:

1

2

3

4

     Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

1

2

3

4

5

3

3

1

               6.Стимул:

                 Медведь приготовил для Маши много увлекательных заданий. Они выполнила все задания, кроме одного. У неё возникли трудности.

                Задание:

                Прочти стихотворение и запиши, какой гласный звук повторяется во всех словах.

                Астра, азбука, айва

                Начинается на А,

                И кончается на А –

                Астра, азбука, айва.

                Бланк ответа:

                 Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

[а]

Согласные звуки.

                 1.Стимул:

          Карлсон и Малыш поспорили. Карлсон утверджает, что [ф], [в], [г], [ж], [з], [ч] – гласные звуки. А малыш говорит, что это согласные звуки.

        Задание:

        Кто прав?

        Бланк ответа:

Карлсон

Малыш

                   Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

Карлсон

Малыш

+

             

                   2.Прочти текст и выполни задания к нему.

Ворона и лужа

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!

1)Определите количество  мягких согласных звуков в слове «кусочки».

2)Определите количество твердых согласных звуков в слове  «ворона».

3)Определите количество глухих согласных звуков в слове «долбить».

             

            Бланк ответов:

1

2

3

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – з балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

1

2

3

3

3

1

     

         3.Стимул:

          Ивану Царевичу нужно выполнить задание для того, чтобы спасти Василису – Премудрую от Бабы-Яги. К сожалению, Иван затрудняется и просит о помощи. Помогите Ивану спасти Василису Премудрую.

         Задание:

         Выпишите номера тех слова, в которых рядом стоят два согласных звука:

 1.ребята,

 2.хлеб,

 3.ветер,

 4.гвоздь.

            Бланк ответа:

           

           Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0  баллов.

2, 4

            4.Стимул:

             Маша Копейкина едет на олимпиаду. Там будет предложено много интересных заданий. Вот одно из них. Маша затрудняется. Помоги ей справиться с заданием.

              Задание:

  Поменяй  какой-либо согласный звук, чтобы изменилось значение слова. Запишите полученные слова.

 Дом, пень, прут, пол.

 Бланк ответа:

Дом

Пень

Прут

Пол

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Дом

Пень

Прут

Пол

Том

День

Пруд

Кол (дол)

            5.Стимул:

             Красная шапочка задала Серому Волку задание. Волк не может выполнить задание.

            Задание:

            Ребята, помогите ему. Исправьте неверные высказывания.

1)В слове «школа» два согласных звука.

2)В слове «лес» один согласный звук.

3) В слове «шалаш» четыре  согласных шипящих звука.

Бланк ответа:

1

2

3

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

1

2

3

3

2

2

Ударение

          1.Стимул:

            В лесной школе звери учатся указывать ударные гласные. Они просят тебя о помощи.

           Задание:

           Прочти слова и выпиши ударные гласные.

           1)паруса,

           2)земля,

           3)река,

           4)Россия.

           

            Бланк ответа:

Паруса

Земля

Болото

Россия

           Инструмент проверки(ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Паруса

Земля

Река

Россия

а

я

а

и

           2.Стимул:

             Катя Петрова указала ударные гласные.

             Задание:

             Проверь, все ли правильно выполнила Катя. Исправь ошибки.

             1)сова,

             2)кружка,

             3)мельница,

             4)урок.

             

           Бланк ответа:

Баранка

Кружка

Мельница

Урок

             Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Баранка

Кружка

Мельница

Урок

А

у

е

о

             3.Стимул:

              Мальвина задала Буратино задание, но он не может с ним справиться.

             Задание:

             Ребята, помогите Буратино. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на второй слог.

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

          Бланк ответа:

        Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

Проснулись, цветов, ромашки, цветёт, летают, они.

         4.Стимул:

          Крокодил Гена решил выполнить очень интересное задание, но не может с ним справиться.

         Задание:

         Помогите Крокодилу Гене правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на последний слог.

Бобры

       Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.

       Бланк ответа:

       Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов , несоответствие ключу – 0 баллов.

Бобры, живут, на реке, они, у бобров, из стволов.

      5.Стимул:

        Лисичка сказала, что не съест Колобка, если он правильно выполнит задание.

        Задание:

        Ребята, помогите Колобку спастись от Лисы. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на первый слог.

На реке

      Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.

      Бланк ответа:

       Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу - 12, несоответствие ключу – 0 баллов.

Люба, Маша, были, маленькие, в небе, коршун, он, девочки, Ваня, тоже, стал, выпустил.

Слог

   1.Стимул:

     Учительница 1класса задала ребятам задание. Маша выполнила его.

     Задание:

     Проверь, верно ли Маша разделила слова на слоги. Исправь ошибки.

     1)ба-рабан,

     2)мед-ве-дь,

     3)маль-чи-к,

     4)тет-ра-дь.

      Бланк ответа:

1

2

3

4

 

     Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу - 0 баллов.    

1

2

3

4

Ба-ра-бан

Мед-ведь

Маль-чик

Тет-радь

   

       2. Стимул:

          Задание:

          Ребята, помогите Дюймовочки правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите слова, в которых три слога.

Осень.

Пришла  осень.  Ветер  срывает  листья  с  берёз.  Часто  идёт  дождь.  С  полей  убрали  хлеб.  Сад  и  огород  опустели.  В  саду  сняли  душистые  яблоки  и  груши. На  огородах  собрали  большой  урожай  овощей.   Морковь  и  капусту  убрали  в  подвал.  Засолили  огурцы  и  помидоры.    

         Бланк ответов:                  

 

        Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 9 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

Срывает, убрали, огород, яблоки, собрали, урожай, овощей, капусту, огурцы.

         3.Стимул:

          Скоро Алёша Сидоров поедет на олимпиаду по русскому языку. Там будем много интересных заданий. Попробуй выполнить одно из них.

           Задание:

          Прочти текст и выпиши те слова, в которых один слог.

Чук

          У  Катюши  жили  пёс  Чук  и  кошечка  Пушинка.  У  неё  родились  котята.  Кошка  ушла.  Стал  Чук  играть  с  котятами.  Малыши  влезут  ему  на  спину  и  пищат.  Пёс  рад.  Вернулась  мать  и  заурчала.  Чук  уполз  под  крыльцо.  Скучно  пёсику  без  маленьких  котят.                

          Бланк ответа:

 

      Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 5 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

Чук, пёс, стал, рад, мать.

         4.Стимул:

         Костя Морозов выполнил задание по русскому языку. Родители были на работе, поэтому задание Кости никто не проверил.

       Задание:

      Проверь домашнее задание Кости Морозова. Исправь ошибки.

      1)В слове «крокодил» четыре слога.

      2)В слове «костяника» три слога.

      3)В слове «черешня» один слог.

      4)В слове «чемпион» два слога.

       Бланк ответа:

1

2

3

4

     Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

1

2

3

4

3

4

3

3

      5.Стимул:

        Юре Камушкину задали задание, которое он, к сожалению, выполнить не смог.

        Задание:

       Помоги Юре справиться с заданием. Необходимо составить наибольшее количество слов из следующих слогов: но, ра, та, би, ка, ло, на, де. Слово должно состоять из двух слогов.

       Бланк ответа:

       Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу -3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Нора, рана, дело.

      6. Стимул:

         Вовке из Тридевятого царства нужно выполнить задание. Он затрудняется.

         Задание:

         Помоги Вовке. Прочти загадку, отгадай её. Найди в загадке  слово, в котором есть слог из одной буквы. Запиши его.

          Девочка Алёнушка

          Посадила солнышко.

          Летом выросло на грядке

          Золотое солнышко.

          Бланк ответа:

Отгадка

Слово, в котором есть слог из одной буквы

         Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

Отгадка

Подсолнух

Слово, в котором есть слог из одной буквы

Алёнушка

Список литературы

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 2001. – С. 7 – 37.
  2. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки [Текст] / Л.Я. Гадасина. – М.: Детство – Пресс, 2002. – 93 с.
  3. Зубарева Н.С. Формирование орфографической грамотности младшего школьника как условие реализации требований ФГОС НОО [Текст] / Н.С. Зубарева. – Челябинск, 2014. – С. 13 – 15.
  4. Имамова З.Х.  Компетентностно – ориентированные задания / З.Х. Имамова // Начальная школа. – 2003. - № 9. – С. 35 – 37.
  5. Постникова И.И. Фонетика – это интересно [Текст] / И.И. Постникова. – М.: Просвещение, 2001, - 95 с.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение фонетического анализа в период обучения грамоте"

Значение фонетического анализа для обучения письму и чтению....

ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В докладе освещается одна из проблем, которая изучалась в рамках дипломного исследования на тему: «Преемственность и перспективность в формировании фонетических умений и навыков детей в дошкольном и н...

Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".

Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...

Курсовая "Проектная задача для формирования фонетических навыков на уроках обучения грамоте"

ВведениеАктуальность проблемы исследования. Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Уроки обучения грамоте содержат огромные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного от...

Тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период

В данной разработке содержатся  тексты для чтения  в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период....

План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения Букварный период Закрепление звуков [к] [к`], буквы К

Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Припоминание звуков, изученных раннее.Выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Учить пис...

Конспект урока чтения (период обучения грамоте) в 1 классе Тема: « Повторение и закрепление"

Работа над развитием речи учащихся; обогащение словарного запаса учащихся, развитие фонематический слуха, воображения, логического мышления.работу по формированию навыка чтения работу по формиров...