ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
статья (русский язык, 1 класс) на тему
В докладе освещается одна из проблем, которая изучалась в рамках дипломного исследования на тему: «Преемственность и перспективность в формировании фонетических умений и навыков детей в дошкольном и начальном образовании». Хорошо известным является факт, что освоение такого раздела, как фонетика, вызывает у младших школьников серьёзные затруднения. Реализация принципа преемственности и перспективности рассматривается в дипломной работе как одно из важнейших условий повышения эффективности формирования фонетических умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_ovladeniya_foneticheskimi_umeniyami_v_period_obucheniya_gramote.docx | 126.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Забродина Наталья Анатольевна
ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В докладе освещается одна из проблем, которая изучалась в рамках дипломного исследования на тему: «Преемственность и перспективность в формировании фонетических умений и навыков детей в дошкольном и начальном образовании». Хорошо известным является факт, что освоение такого раздела, как фонетика, вызывает у младших школьников серьёзные затруднения. Реализация принципа преемственности и перспективности рассматривается в дипломной работе как одно из важнейших условий повышения эффективности формирования фонетических умений учащихся.
Цель исследования: выяснить направления и методические условия реализации преемственности и перспективности в формировании фонетических умений детей в период подготовки к школе и в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
- Определить теоретические основы исследования.
- Выяснить затруднения младших школьников в овладении фонетическими умениями в период обучения грамоте.
- Выявить методические условия реализации преемственности и перспективности в формировании фонетических умений.
В докладе рассматриваются проблемы овладения фонетическими умениями в период обучения грамоте, которые выявлялись на этапе констатирующего эксперимента. Одной из задач эксперимента было выяснение сформированности следующих фонетических умений:
- умения определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков;
- умения выделять согласный звук из слова;
- умения делить слова на слоги;
- умения определять последовательность и количество звуков в слове.
Эксперимент проводился в 1 классе школы № 332. В эксперименте приняло участие 25 человек. Для обследования учащихся использовались устный и письменный опросы.
Первые четыре задания были направлены на выявление умения определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков. Учитель произносил слова-стимулы, а учащиеся выбирали ответы из предложенных вариантов, которые предъявлялись в виде картинок.
Формулировки заданий:
Задание 1. Подбери к слову рак такие слова, чтобы они отличались одним согласным звуком (на картинках: мак и сук).
Задание 2. Подбери к слову мышка такие слова, чтобы они отличались одним гласным звуком (на картинках: мишка и мушка).
Задание 3. Подбери к слову том такие слова, чтобы они отличались одним согласным звуком (на картинках: дом и дым).
Задание 4. Подбери к слову сам, такие слова, чтобы они отличались одним гласным звуком (на картинках: сыр, сом).
Для выявления остальных умений предлагалось по одному заданию.
Задание 5 (умение выделять согласный звук из слова): Назови предмет и укажи первый звук слова (на картинках: ножницы, ведро).
Задание 6 (умение определять последовательность и количество звуков в слове): В словах торт, нос, дом, роза назовите по очереди все звуки, входящие в эти слова и посчитайте их количество.
Задание 7 (умение делить слова на слоги): Распредели слова в 3 столбика так, чтобы в первом столбике были слова из одного слога, во втором – из двух слогов и в третьем – из трёх слогов.
Это задание выполнялось учащимися в письменной форме. Пример обработки результатов выполнения одного из заданий (задания № 4).
Таблица 1
Ошибки при определении смыслоразличительной роли
согласных звуков
Количество учащихся | Количество слов – стимулов | Количество возможных ошибок (100%) | Количество допущенных ошибок | Количество допущенных ошибок (% от числа возможных) |
25 | 8 | 8х25=200 | 54 | 27% |
Результаты выполнения всех остальных заданий обрабатывались аналогично. Для выявления наиболее сложных умений результаты выполнения всех заданий представлены в диаграммах № 1- 4.
Диаграмма 1А
Ошибки при определении смыслоразличительной роли гласного звука
Диаграмма 1Б
Ошибки при определении смыслоразличительной функции согласного звука
Диаграмма № 2
Ошибки при выделении согласного звука
Диаграмма № 3А
Ошибки при определении последовательности звуков в словах
Диаграмма № 3Б
Ошибки при определении количества звуков в словах
Диаграмма № 4
Ошибки при делении слов на слоги
Результаты выполнения заданий, представленные на диаграммах, свидетельствуют о том, что наибольшие трудности у учащихся возникли при делении слов на слоги (при выполнении данного задания допущено 29% ошибок от числа возможных).
Вызвало трудности задание, в котором надо было продемонстрировать умение определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков. Наибольшее количество ошибок допущено в заданиях, связанных с согласными звуками (28%).
Ещё стоит обратить внимание на то, что учащимися недостаточно усвоено умение устанавливать последовательность звуков в слове и определять их количество. Результаты выполнения данного задания отражены в диаграммах 3А и 3Б.
Наименьшее количество ошибок (18% от числа возможных) было допущено при выполнении задания, направленное на выявление умения определять последовательность звуков в словах.
Сопоставить результаты выполнения всех заданий можно с помощью гистограммы.
Гистограмма 1.
Проблемы овладения фонетическими умениями
в период обучения грамоте
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили установить, что к числу наиболее трудных для овладения младшими школьниками фонетических умений можно отнести такие умения, как умение определять смыслоразличительную функцию согласного звука и умение делить слова на слоги. Данные констатирующего эксперимента будут учтены при определении содержания экспериментального обучения, направленного на формирование фонетических умений детей в период подготовки к школе и в период обучения грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение фонетического анализа в период обучения грамоте"
Значение фонетического анализа для обучения письму и чтению....
Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.
Формирование начальных представлений о слове...
Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".
Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...
«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».
МАтериал для участия на всероссийском конкурсе "Учитель года"....
«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».
Методический семинар для участия на кокурсе "Учитель года"....
Сборник "Увлекательная фонетика" для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте
Для учителей начальных классов...
Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте
Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....