ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
статья (русский язык, 1 класс) на тему

Забродина Наталья Анатольевна

В докладе освещается одна из проблем, которая изучалась в рамках дипломного исследования на тему: «Преемственность и перспективность в формировании фонетических умений и навыков детей в дошкольном и начальном  образовании». Хорошо известным является факт, что освоение такого раздела, как фонетика, вызывает у младших школьников серьёзные затруднения. Реализация принципа преемственности и перспективности рассматривается в дипломной работе как одно из важнейших условий повышения эффективности формирования фонетических умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Забродина Наталья Анатольевна

ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В докладе освещается одна из проблем, которая изучалась в рамках дипломного исследования на тему: «Преемственность и перспективность в формировании фонетических умений и навыков детей в дошкольном и начальном  образовании». Хорошо известным является факт, что освоение такого раздела, как фонетика, вызывает у младших школьников серьёзные затруднения. Реализация принципа преемственности и перспективности рассматривается в дипломной работе как одно из важнейших условий повышения эффективности формирования фонетических умений учащихся.

Цель исследования: выяснить направления и методические условия реализации преемственности и перспективности в формировании фонетических умений детей в период подготовки к школе и в период обучения грамоте.

Задачи исследования:

  • Определить теоретические основы исследования.
  • Выяснить затруднения младших школьников в овладении фонетическими умениями в период обучения грамоте.
  • Выявить методические условия реализации преемственности и перспективности в формировании фонетических умений.

В докладе рассматриваются         проблемы овладения фонетическими умениями в период обучения грамоте, которые выявлялись на этапе констатирующего эксперимента.  Одной из задач эксперимента было выяснение сформированности следующих фонетических умений:

  • умения определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков;
  • умения выделять согласный звук из слова;
  • умения делить слова на слоги;
  • умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Эксперимент проводился в 1 классе школы № 332. В эксперименте приняло участие 25 человек. Для обследования учащихся использовались устный и письменный опросы.

        Первые четыре задания были направлены на выявление умения определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков. Учитель произносил слова-стимулы, а учащиеся выбирали ответы из предложенных вариантов, которые предъявлялись в виде картинок.

Формулировки заданий:

Задание 1. Подбери к слову рак такие слова, чтобы они отличались одним согласным звуком (на картинках: мак и сук).

Задание 2. Подбери к слову мышка такие слова, чтобы они отличались одним гласным звуком (на картинках: мишка и мушка).

Задание 3. Подбери к слову том такие слова, чтобы они отличались одним согласным звуком (на картинках: дом и дым).

Задание 4. Подбери к слову сам, такие слова, чтобы  они отличались одним гласным звуком (на картинках: сыр, сом).

Для выявления остальных умений предлагалось по одному заданию.

Задание 5 (умение выделять согласный звук из слова): Назови предмет и укажи первый звук слова (на картинках: ножницы, ведро).

Задание 6 (умение определять последовательность и количество  звуков в слове): В словах торт, нос, дом, роза назовите по очереди все звуки, входящие в эти слова и посчитайте их количество.

Задание 7 (умение делить слова на слоги): Распредели слова в 3 столбика так, чтобы в первом столбике были слова из одного слога, во втором – из двух слогов и в третьем – из трёх слогов.

Это задание выполнялось учащимися в письменной форме. Пример обработки результатов выполнения одного из заданий (задания № 4).

Таблица 1

Ошибки при определении смыслоразличительной роли

согласных звуков

Количество учащихся

Количество слов – стимулов

Количество возможных ошибок (100%)

Количество допущенных ошибок

Количество допущенных ошибок (% от числа возможных)

25

8

8х25=200

54

27%

Результаты выполнения всех остальных заданий обрабатывались аналогично. Для выявления наиболее сложных умений результаты выполнения всех заданий представлены в диаграммах № 1- 4.

Диаграмма 1А

Ошибки при определении смыслоразличительной роли гласного звука

                                                                         

Диаграмма 1Б

Ошибки при определении смыслоразличительной функции согласного  звука

Диаграмма № 2

Ошибки  при выделении согласного звука

                Диаграмма № 3А

Ошибки при определении последовательности звуков в словах

                                                                        

Диаграмма № 3Б

Ошибки при определении количества звуков в словах

                                                                                

Диаграмма № 4

Ошибки при делении слов на слоги

        

Результаты выполнения заданий, представленные на диаграммах, свидетельствуют о том, что наибольшие трудности у учащихся возникли при делении слов на слоги (при выполнении данного задания допущено  29% ошибок от числа возможных).

        Вызвало трудности задание, в котором надо было продемонстрировать умение определять смыслоразличительную роль согласных и гласных звуков. Наибольшее количество ошибок допущено в заданиях, связанных с  согласными звуками (28%). 

        Ещё стоит обратить внимание на то, что учащимися недостаточно  усвоено умение устанавливать последовательность звуков в слове и определять их количество. Результаты выполнения данного задания отражены в диаграммах 3А и 3Б.

        Наименьшее количество ошибок (18% от числа возможных) было допущено при выполнении задания, направленное на выявление умения определять последовательность звуков в словах.

        Сопоставить результаты выполнения всех заданий можно с помощью гистограммы.

Гистограмма 1.

Проблемы овладения фонетическими умениями

 в период обучения грамоте

        

        Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили  установить, что к числу наиболее трудных для овладения младшими школьниками фонетических умений можно отнести такие умения, как умение определять смыслоразличительную функцию согласного  звука и умение делить слова на слоги. Данные констатирующего эксперимента будут учтены при определении содержания экспериментального обучения, направленного на формирование фонетических умений детей в период подготовки к школе и в период обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение фонетического анализа в период обучения грамоте"

Значение фонетического анализа для обучения письму и чтению....

Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.

Формирование начальных представлений о слове...

Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".

Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

МАтериал для участия на всероссийском  конкурсе "Учитель года"....

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

Методический семинар для участия на кокурсе "Учитель года"....

Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте

Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....