Проверяемая безударная гласная в корне слова. Упражнения.
тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему
Представлены различные виды упражнений .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnaya_glasnaya._uprazhneniya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Различные виды упражнений
Ученику!
Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква
Здесь поможет нам наука
Чтоб развеять все сомненья!
1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик
2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция).
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
- отр...cль, сокр..щать, р...скошный
- предст...влять, предназн..чение, дек...рация
- пригл...шать, уг...сать, выр...сти
- д..роженька, ф..нтазия, л...боратория
4. Спиши. Замени одним словом.
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Ночная птица – …
Домик крота –…
Мальчик, который учится в школе – …
5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
Качает ветвями косматыми седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.
Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А станет св_тло,
Л_тит в дупло.
9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
1 уровень.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
2 уровень.
Корм – … (глагол)
Ночь – … (имя прилагательное)
Скрип – … (глагол)
След – … (глагол)
Косит – … (имя существительное)
Горы – … (имя прилагательное)
Шалость – … (глагол)
3 уровень.
Корм – …
Ночь – …
Скрип –…
След – …
Косит – …
Горы – …
Шалость – …
10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.
11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.
12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.
13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.
14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.
15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.
16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.
17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.
18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну.
Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
Курить – здоровью вр_дить.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Славу легче добыть, чем сохр_нить.
Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
***
Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.
19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.
А)
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.
В)
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.
20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.
Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, о прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.
21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.
Мама простыни стирала
И на речке пол_скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол_скала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на крыше мой флажок
Разв_вает ветерок.
К старости наш дедушка очень пос_дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.
22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:
клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.
23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).
Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.
24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.
*25. ЗАПОМНИ!
Иногда при написании слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.
- Б_юкать, об_ятельный – бАять;
- д_лина - дОл (ровный, равнина); НО д_леко - дАль;
- пт_нец, пт_нцы - птЕнчик, НО пт_целов - птИцы;
- бл_год_рить – блАго+дар;
- прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
- возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
- до свИдания – вИдеть;
- ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
- обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение - лИк, лИца;
- к_рыто, к_ра – кОрка;
- нас_кoмoe – насЕчка;
- напр_женный, упряжь - прЯжка;
- неут_мимый – тОмный, истОма;
- осв_домить – вЕдать;
- ош_ломить - шлЕм (шЕлом);
- ос_нить – сЕнь;
- изобр_жать, обр_з - безобрАзие;
- пл_мянник – плЕмя;
- преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
- всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
- подч_ненный, ч_новник – чИн;
- п_рчатка – пЕрст;
- пл_шмя – плАха;
- сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
- состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
- подл_нный – той же длины (длИнный);
- см_калка – намЁк;
- сокр_венный – сокрОвище;
- вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Ресурс содержит словосочетания слов с проверяемыми безударными гласными....
Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...
Конспект урока по трусскому языку «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»» в 3 классе
На уроке ребята совершат путешествие на корабле в страну Знаний. Побывают на разных остравах, попадут в плен к пиратам .Пройдя все испытания, окажутся в городе Умников и Умниц....
"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"
В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...
Тема урока: «Проверяемая безударная гласная в корне слова. Подбор проверочных слов»
Цель урока: формирование умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание....
«Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»
Тема: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова» УМК: «Школа России» 2 класс...
Урок русского языка во2 классе по теме " Упражнение в написании проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок по закреплению знаний по теме " Безударные гласные в корне слова"...