Повторение изученного о словах. «Что я знаю о словах?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, программа "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Калинской Светланы Геннадьевны, учителя начальных классов

Место работы МБОУ СОШ №1 г. Биробиджана

УМК: «Гармония»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 2 класс.  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Рабочая тетрадь: «К тайнам нашего языка», часть 3.  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Тема урока: Повторение изученного о словах. «Что я знаю о словах?»

Задачи: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Строение слов»; помочь учащимся осознать признаки однокоренных слов и тренироваться в их определении.

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять общий способ действия для выделения в словах корня; обнаруживать орфограммы, определять их разновидность, использовать способ ухода от ошибок – письмо «с окошками»;

Метапредметные:

Познавательные: осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя; наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу; планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) причины трудностей и способы их преодоления.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: представления о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля над ней; удовлетворение от сознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений; положительное отношение к учению.

Средства обучения: электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: материал для учителя. (Сайт издательства: www/kniga21vek.ru)

п/п

Ход урока

Формирование УУД

коммуника-

тивные

познаватель-

ные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к  учебной деятельности

Введение  темы урока

Вызвать интерес к уроку и готовность к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

Тема урока – окошко для взгляда вперёд,

Посмотри и подумай,

Что тебя ждёт?

(Учащиеся читают тему урока «Что я знаю о словах?» и определяют задачу урока – вспомнить, что мы знаем о словах; уточнить, как устроены слова)

Участие в обсуждении проблемного вопроса.

Осуществлять анализ языкового материала

Внесение корректив в действия.

Использование жизненного опыта в разрешении проблемной ситуации.

II

Фиксация затруднения в учебном действии.

Создать условия для осознания темы урока.

- На какие три группы можно разделить слова? (Слова – названия, слова – указатели, слова – помощники)

- Что главное в словах- названиях? (Его значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов, нет речи. От значения часто зависит, как сказать и написать слово)

- Какие слова называют родственными? Как их называют по-другому? Почему? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень)

- Какой секрет письма есть у родственных слов? (Корни родственных слов пишутся одинаково; опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами)

- Как узнать, однокоренные ли слова? Как в слове найти корень? (1.Объяснить слова с помощью одного и того же слова. 2.Выделить корень)

- Как звучала задача, которую мы поставили в начале урока?

- Что мы знаем о словах, обобщите  ответы.

Формулирование и аргументирование собственного мнения.

Обобщать полученные знания.

Учитывать  выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность

Удовлетворение от осознания своего знания.

Физминутка

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения.

Учащиеся выполняют физминутку под музыкальное сопровождение.

III

Реализация проекта

Организовать фиксацию преодоления затруднения:  умение обнаруживать орфограммы, определять их разновидность, использовать способ ухода от ошибок – письмо «с окошками»

- Посмотрите на доску и скажите, что перед вами: отдельные слова или предложения? Как докажите?

Привет весне! Встречайте весну! У нас весеннее настроение.

- Какого предложения по цели здесь нет?

- Сделайте таким последнее предложение

- Сравните выделенные слова, что выскажите о них?

- Что эти слова называют?

- На какие вопросы отвечают?

- Какая часть хранит их общее значение?

- Где родственные слова?

- Где изменение одного слова?

- Как это доказать?

- Запишите  первое предложение по памяти

- Сколько орфограмм отметили?

Умение выражать свои мысли, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Извлечение нужной информации из текстов.

Владеют приемами анализа, выборочного письма.

IV

Включение в систему знаний и повторение

Физминутка

Повторить и систематизировать знания по теме «Строение слов»; закрепить умение выполнять общий способ действия для выделения в словах корня.

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения.

1.Работа по учебнику

Стр. 100, упр. 499

- Выполните самостоятельно первую часть задания

- Кто готов закончить слова Насти?

Вторую часть задания выполняют фронтально у доски, используя электронное сопровождение.

    ʹ              ʹ               ʹ

Море, моряк, морской.

2.Работа в ТПО

Стр. 3, упр.500

- Все ли слова однокоренные? Как это узнаете?

- В однокоренных словах отметьте корень, а над другими словами поставьте знак -.

Работу выполняют самостоятельно.

Взаимопроверка.

Учащиеся выполняют физминутку под музыкальное сопровождение.

3.Фронтальная работа

Стр. 100, упр. 501

- Прочитайте первый текст, назовите  однокоренные слова.

- Что можете сказать о втором тексте?

- Какое задание предлагают выполнить авторы учебника?

- Назовите в первом тексте синонимы (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись)

- Где уточним значение одного из слов? (В толковом словаре)

Хихикать – смеяться, тихо или скрытно, исподтишка.

- Как вы думаете, что значит смеяться исподтишка?

- Являются ли синонимы родственными словами? Почему? Ведь у них общее значение?

- Спишите второй отрывок, отмечая орфограммы.

Самостоятельная работа детей.

- Найдите три изменения одного слова и выделите окончание. (В маленьком, маленький, с маленьким)

- Найдите антонимы. Укажите их. (Маленький – большой)

- Как звучала вторая задача урока? (Уточнить, как устроены слова)
- Кто подведёт итог выполненной нами работы?

Задание на дом: ТПО, стр. 3, упр. 502

Умение создавать устное высказывание

Умение сотрудничать

Соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.

Владение общими способами решения конкретных лингвистических задач

Самоопределение и самоконтроль

Мотивация к решению учебной проблемы

Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач

Используют жизненный опыт, развивают кругозор

V

Итог урока и рефлексия.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Как звучала тема урока?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Смогли ли мы реализовать поставленные задачи?

- Какие трудности возникли? Почему?

- Что надо сделать, чтобы следующий урок был более успешным?

Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Обосновывают и оценивают собственную деятельность, отделяют знания от незнания, прогнозируют будущую деятельность.

Контроль результатов своей деятельности.

Владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности выражают желание осваивать новые действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученных орфограмм. Разборы слов и предложений.

Программа "Школа-2100". Цели: закрепить умение проверять слова с изученными орфограммами; повторить разборы слов, предложений....

Урок литературного чтения в 1 классе.Тема. Повторение изученных букв.Чтение слов, предложений.

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Гармония". На уроке прослеживается совместная деятельность учителя и обучающихся, прописываютя в конспекте урока УУД, формируемые на каждом этапе. Все этапы ...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

На уроке обучающиеся обобщают и закрепляют знания о изученных буквах....