Тематическое планирование внеурочной деятельности Язык-мой друг 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

         Программа курса «Язык мой друг мой»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 

            Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

            Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_moy_drug_4_kl.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Программа курса «Язык мой друг мой»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

        Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

        Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов -  33учебные  недели.

4 класс – 33 часа.

        Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

        Задачами  курса  являются обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, Синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

        Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся,  подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного  класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

            Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

                Ожидаемый результат:

-овладение родным языком на более высоком уровне;

-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

 

1.Уроки творчества (составление  рассказов,   рисование рисунков, плакатов).

2.  Викторины, конкурсы, кроссворды.

3. Выставки работ.

4. Участие в школьных и городских конкурсах по прикладному искусству.

5. Экскурсия в библиотеку г. Лобня.

6. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.  

 

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

Речь.

9

Личностные: 

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные: 

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

-  коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-  внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка результатов работы.

Познавательные:  

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

- стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия.

Слово. Предложение. Текст.

12

Стили текста.

4

Тезисы. Конспект. Анотация.

8

        Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Речь.

1

Речь. Общее понятие о культуре речи.

1

Повторение о видах речи.Презентация.

01.09.(вт)

2

Основные качества речи: правильность, точность, богатство.

1

Дети учатся правильно,точно строить устные предложения, тексты.

08.09.

3-4

Фразеологизмы.

2

Знакомство с фразеологизмами

15.09.

22.09.

5

Диалектизмы.

1

Знакомство с диалектизмми

29.09.

6

Сравнение, эпитеты,олицетворение

1

Дети учатся находить сжодство  и различия в понятиях

06.10.

7

Метафора

1

13.10

8

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

Развивают кругозор, умение объяснять мысл.

20.10.

Итого за 1 четверть

8

Примечание

9

Сочинение по пословице.

1

Дети развивают умение придумывать и записывать сюжеты.

10.11.

Слово. Предложение. Текст.

10

Знания и умения всегда найдут применение. Работа над ошибками в сочинении.

1

17.11.

11

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Дети знакомятся со стилями речи.

24.11.

12

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Дети пробуют написать тексты в разных стилях.

01.12.

13

Рифма.

1

08.12.

14

Диалог и монолог.

1

15.12.

15-16

Драматическая импровизация.

2

22.12.

17

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

Знакомство с композицией текста и ее особенностями.

29.12.

Итого за 2 четверть

9

Примечание

18

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

12.01.

19

Творческая работа. Дела мастера боится.

1

19.01.

20-21

Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Творческая работа.

2

26.01.

02.02.

Стили текста.

22

Публицистический стиль.

1

Дети пробуют написать тексты в новом стиле.

09.02.

23

Газетно-публицистический стиль.

1

16.02.

24

Деловая игра «Верстка газеты»

1

Оформление школьной газеты

01.03.

Итого за 3 четверть

7

7

Примечание

25

Официально-деловой стиль.

1

29.03.

Тезисы. Конспект. Анотация.

26

Тезисы. Конспект.

1

Знакомство с конспектированием.

05.04.

27

Аннотация.

1

Дети учатся писать аннотацию по произведению

12.04.

28

Я пишу письмо.

1

19.04.

29

Личный дневник.

1

Знакомятся с назначением и оформлением личного дневника

26.04.

30

Сочинение «Мои любимые стихи»

26.04.

31

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Дети пробуют социнять сценарии.

10.05

32

Конкурс на лучшее название конфет.

1

Проектная деятельность детей.

17.05

33

Олимпиада.

17.05

Итого за 4 четверть

6

Примечание

И того за год

30

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Рабочие тетради для учащихся в 2-х частях, Москва 2006, РОСТкнига.
  2. Методическое пособие для учителя, Москва 2006Ю РОСТкнига.

3.Школа развития речи.Автор Т.Н. Соколова.

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Презентации.
  2. Аудиозаписи.

 

Оборудование:

1. Видеопроектор.

2. Интерактивная доска.

3.  Компьютерная техника

4.  Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 5. Экспозиционный экран.

Предполагаемая результативность курса:

1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.

 Прогнозируемые результаты

            В результате прохождения программы «Язык мой друг мой» у четвероклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.          

   Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:

-  действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

   Обучающий получит возможность для формирования:

-  личностного самоопределения

- развития Я- концепции

- смыслообразования

- мотивации

- нравственно-эстетического оценивания

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

Обучающийся получит возможность:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 2 класс

       Программа курса «Умелые ручки»  для учащихся 2  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 2 класс

       Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух»  для учащихся 2  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеуроч...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки 4 класс

Программа курса «Веселые нотки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное полож...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 4 класс

       Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеуроч...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 4 класс

Программа курса «Умелые ручки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положе...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Юный эколог 4 класс

      Программа курса «Юный эколог»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в нач...