Тематическое планирование внеурочной деятельности Язык-мой друг 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа курса «Язык мой друг мой» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_drug_4_kl.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса «Язык мой друг мой» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).
Продолжительность занятия – 45 минут.
В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов - 33учебные недели.
4 класс – 33 часа.
Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, Синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Ожидаемый результат:
-овладение родным языком на более высоком уровне;
-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1.Уроки творчества (составление рассказов, рисование рисунков, плакатов).
2. Викторины, конкурсы, кроссворды.
3. Выставки работ.
4. Участие в школьных и городских конкурсах по прикладному искусству.
5. Экскурсия в библиотеку г. Лобня.
6. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.
Учебно-тематический план или Структура курса
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
Речь. | 9 | Личностные: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные: - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка результатов работы. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: - стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия. | ||
Слово. Предложение. Текст. | 12 | |||
Стили текста. | 4 | |||
Тезисы. Конспект. Анотация. | 8 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
Речь. | ||||||
1 | Речь. Общее понятие о культуре речи. | 1 | Повторение о видах речи.Презентация. | 01.09.(вт) | ||
2 | Основные качества речи: правильность, точность, богатство. | 1 | Дети учатся правильно,точно строить устные предложения, тексты. | 08.09. | ||
3-4 | Фразеологизмы. | 2 | Знакомство с фразеологизмами | 15.09. 22.09. | ||
5 | Диалектизмы. | 1 | Знакомство с диалектизмми | 29.09. | ||
6 | Сравнение, эпитеты,олицетворение | 1 | Дети учатся находить сжодство и различия в понятиях | 06.10. | ||
7 | Метафора | 1 | 13.10 | |||
8 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Развивают кругозор, умение объяснять мысл. | 20.10. | ||
Итого за 1 четверть | 8 | |||||
Примечание | ||||||
9 | Сочинение по пословице. | 1 | Дети развивают умение придумывать и записывать сюжеты. | 10.11. | ||
Слово. Предложение. Текст. | ||||||
10 | Знания и умения всегда найдут применение. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | 17.11. | |||
11 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Дети знакомятся со стилями речи. | 24.11. | ||
12 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Дети пробуют написать тексты в разных стилях. | 01.12. | ||
13 | Рифма. | 1 | 08.12. | |||
14 | Диалог и монолог. | 1 | 15.12. | |||
15-16 | Драматическая импровизация. | 2 | 22.12. | |||
17 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | Знакомство с композицией текста и ее особенностями. | 29.12. | ||
Итого за 2 четверть | 9 | |||||
Примечание | ||||||
18 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | 12.01. | |||
19 | Творческая работа. Дела мастера боится. | 1 | 19.01. | |||
20-21 | Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Творческая работа. | 2 | 26.01. 02.02. | |||
Стили текста. | ||||||
22 | Публицистический стиль. | 1 | Дети пробуют написать тексты в новом стиле. | 09.02. | ||
23 | Газетно-публицистический стиль. | 1 | 16.02. | |||
24 | Деловая игра «Верстка газеты» | 1 | Оформление школьной газеты | 01.03. | ||
Итого за 3 четверть | 7 | 7 | ||||
Примечание | ||||||
25 | Официально-деловой стиль. | 1 | 29.03. | |||
Тезисы. Конспект. Анотация. | ||||||
26 | Тезисы. Конспект. | 1 | Знакомство с конспектированием. | 05.04. | ||
27 | Аннотация. | 1 | Дети учатся писать аннотацию по произведению | 12.04. | ||
28 | Я пишу письмо. | 1 | 19.04. | |||
29 | Личный дневник. | 1 | Знакомятся с назначением и оформлением личного дневника | 26.04. | ||
30 | Сочинение «Мои любимые стихи» | 26.04. | ||||
31 | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Дети пробуют социнять сценарии. | 10.05 | ||
32 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | Проектная деятельность детей. | 17.05 | ||
33 | Олимпиада. | 17.05 | ||||
Итого за 4 четверть | 6 | |||||
Примечание | ||||||
И того за год | 30 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
- Рабочие тетради для учащихся в 2-х частях, Москва 2006, РОСТкнига.
- Методическое пособие для учителя, Москва 2006Ю РОСТкнига.
3.Школа развития речи.Автор Т.Н. Соколова.
Видео-, аудиоматериалы:
- Презентации.
- Аудиозаписи.
Оборудование:
1. Видеопроектор.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютерная техника
4. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
5. Экспозиционный экран.
Предполагаемая результативность курса:
1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Прогнозируемые результаты
В результате прохождения программы «Язык мой друг мой» у четвероклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Обучающий получит возможность для формирования:
- личностного самоопределения
- развития Я- концепции
- смыслообразования
- мотивации
- нравственно-эстетического оценивания
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 2 класс
Программа курса «Умелые ручки» для учащихся 2 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 2 класс
Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух» для учащихся 2 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеуроч...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки 4 класс
Программа курса «Веселые нотки» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное полож...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 4 класс
Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеуроч...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 4 класс
Программа курса «Умелые ручки» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положе...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Юный эколог 4 класс
Программа курса «Юный эколог» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в нач...