Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа курса «Умелые ручки» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 68 часов).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki_4kl.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса «Умелые ручки» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 68 часов).
Продолжительность занятия – 45 минут.
В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов - 33учебные недели.
4 класс – 66 часов.
Цель:
- создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу внеурочной деятельности: «Умелые ручки»;
- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Закрепление уже приобретенных ранее знаний, умений, навыков работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином.
5. Формирование у школьников навыков проектной деятельности;
развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.
6. Мотивирование учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1.Уроки творчества (составление рассказов, рисование рисунков, плакатов).
2. Викторины, конкурсы, кроссворды.
3. Выставки работ.
4. Проведение «минуток» по технике безопасности.
5. Участие в школьных и городских конкурсах по прикладному искусству.
6. Экскурсия в художественную галерею г. Лобня.
7. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.
Учебно-тематический план или Структура курса
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1 | Природный материал | 8 | Личностные: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные: - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка результатов работы. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: - стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия. | |
2 | Оригами | 8 | ||
3 | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. | 20 | ||
4 | Работа с тканью. | 14 | ||
5 | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. | 10 | ||
6 | Плетение и конструирование из бумаги и полуфабрикотов. | 6 | ||
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Природный материал | |||||
1-2 | Работа с природным материалом. Аппликация из крылаток. | 2 | Беседа о том, что мы делали в 1 классе, чему мы будем учиться теперь. Повторение правил по ТБ. Изготовление аппликации из крылаток. | 01.09(вт 04.09(пт | |
3-4 | Обучение составлению композиции из семян. Аппликация из семян. | 2 | Что такое аппликация? Какие семена вы знаете? Анализ образца. Повторение правил по ТБ. Практическая работа. | 08.09. 11.09. | |
5-6 | Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбор листьев для композиции. | 2 | Беседа о удивительном мире природы. Анализ образца. Правила подбор листьев для композиции. Знакомство с планом работы. Практическая работа. | 15.09. 18.09. | |
7-8 | Повторение и закрепление правил изготовления аппликации из листьев, повторение понятий симметрии и асимметрии. Аппликация «Лес» | 2 | Понятие «симметрия», правила изготовления симметричных поделок. Беседа «Что нам дарит листопад?» Анализ работы. Подбор парных листьев для работы. Повторение правил по ТБ. Практическая работа. | 22.09. 25.09. | |
Оригами | |||||
9-10 | Работа с бумагой. Виды разметки. Оригами. | 2 | Повторение видов разметки. Рассказ о складных игрушках оригами. Изучение условных знаков, принятых в оригами. Изготовление квадратов для оригами. | 29.09. 02.10. | |
11-12 | Оригами «Кораблик» | 2 | Обучение разбираться в схемах оригами. Знакомство с базовыми формами оригами. Разбор в базовой форме «треугольник» и помощь детям сложить на её основе кораблик. | 06.10. 09.10. | |
13-14 | «Повторяем оригами». Самостоятельная работа. Игрушка «Тюльпан» | 2 | Повторение изготовления квадратов разного размера. Повторение базовых форм. Помощь учащимся самостоятельно изготовить оригами по схемам. Изготовление игрушек « Тюльпан», « Собачка» | 13.10. 16.10. | |
15-16 | Проект «Осень в лесу». Коллективная работа. | 2 | Что такое «проект»? Обсуждение темы «Осень в лесу» и способа работы. Распределение работы. Выполнение каждым уч-ся своего фронта работы. Сборка проекта. Комментарии по проекту. | 20.10. 23.10. | |
Итого за 1 четверть | 16 | ||||
Примечание | |||||
Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. | |||||
17-18 | Работа с бумагой. Как будем готовиться к Новому году. Разметка по месту. Хлопушка. | 2 | Знакомство с игрушками и подарками, которые будут сделаны к Новому году на уроках. Анализ изделия «Хлопушка», подготовка деталей, сборка и отделка. | 10.11. 13.11. | 06.11. |
19-20 | Изгибание бумаги. Пластичность. Цепи. | 2 | Сгибание бумаги. Изготовление цепочки. Складывание бумаги. Складывание произвольной гармошки. Изгибание бумаги. Пластичность. Опыты на пластичность разной бумаги. | 17.11. 20.11. | |
21-22 | Фонтанчик. | 2 | Повторение приемов разметки по месту. Анализ изделия. Подготовка деталей. Сборка. | 24.11. 27.11. | |
23-24 | Разметка круглой детали. | 2 | Разглядывание игрушек и определение их общего свойства. Циркуль: правила и техника безопасности при работе с ним. Изготовление кругов и работа с ними. Знакомство с понятием «эскиз» и элементами графической грамоты. Обучение чтению эскиза. Понятие «радиус». Разметка деталей по эскизу. | 01.12. 04.12. | |
25-26 | Эскиз круглой детали. Разметка по эскизу. | 2 | 08.12. 11.12. | ||
27-28 | Новогодний сувенир «Зимнее солнышко» | 2 | Анализ конструкции. Подготовка деталей. Обучение прорезыванию симметричных отверстий ножницами. Сборка изделия. | 15.12. 18.12. | |
29-30 | Разборная ёлочка. | 2 | Анализ конструкции. Подготовка деталей. Разметка циркулем, складывание и изгибание бумаги. Сборка. | 22.12. 25.12. | |
31-32 | Настольная карточка. Салфетница. Новогодние фонарики. Гирлянда из звездочек. | 2 | Изготовление настольной карточки. Изготовление салфетницы. Сравнение изделий. Анализ изделия. Подготовка деталей по инструкционной карте, сборка . | 29.12. | |
Итого за 2 четверть | 15 | ||||
Примечангие | |||||
33-34 | Гофрированные прямоугольники. Галстук-бабочка. | 2 | Обучение делать из прямоугольников гофрированные круги или их половинки, делать развертки для гофрированных изделий. | 12.01. 15.01. | |
35-36 | Гофрированный веер. | 2 | Закрепление навыка гофрирования. Изготовление веера. | 19.01. 22.01. | |
Работа с тканью. | |||||
37-38 | Работа с тканью. Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. | 2 | Способы соединения деталей и материалов. Соединение ткани в изделии. Швы и стежки. Подготовка ткани к шитью. | 26.01. 29.01. | |
39-40 | Пальчиковая кукла. Петельный шов и шов «через край». | 2 | Обучение сшиванию одинаковых деталей из ткани. Знакомство с петельным швом и швом «через край». | 02.02. 05.02. | |
41-42 | Пальчиковая кукла. Отделка куколки. | 2 | Заканчивание работы по изготовлению пальчиковой куколки. Отделка куклы. Обучение склеиванию ткани с бумагой. | 09.02. 12.02. | |
43-44 | Вышивка. Виды украшающих швов. Подготовка к вышивке. Стебельчатый шов. | 2 | Знакомство с видами украшающих швов. Обучение стебельчатому шву. Повторение правила вдевания нитки в иголку при вышивке и закрепления нитки без узелка. | 16.02. 20.02 | |
45-46 | Изготовление закладки из искусственной кожи. | 2 | Закрепление навыков работы с искусственной кожей. Объяснение и составление плана работы. Изготовление закладки. | 26.02. | |
47-48 | Изготовление карандашницы из банки. Оклеивание банки тканью и тесьмой. | 2 | Повторение понятия «крой», «выкройка». Анализ изготовления карандашницы. Изготовление выкройки. Сборка карандашницы. | 01.03. 04.03. | |
49-50 | Обобщение знаний о свойствах ткани. Получение ткани. | 2 | Повторение свойств тканей. Знакомство с процессом получения ткни. | 11.03. | |
Итого за 3 четверть | 16 | ||||
Примечание | |||||
Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. | |||||
51-52 | Работа с бумагой и поролоном. Деление круга на части. Сгибание круга. Сектор. Дуга. | 2 | Повторение правил работы с циркулем. Понятие «Радиус». Знакомство с понятием «сектор», «дуга». Обведение круга по шаблону. Черчение круга циркулем. Нахождение радиуса, дуги. Вырезание круга. Кроссворд. | 25.03. | |
53-54 | Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия». | 2 | Повторение деления круга на части складываниием. Закрепление приемов дугообразного кроя в конус и приемов работы с циркулем. Изготовление игольницы по плану. | 29.03. 01.04. | |
55-56 | Разметка деталей на складной заготовке. Изгибание бумаги. Венчики цветов, листики. | 2 | Повторение приемов складывания. Вырезание симметричных венчиков цветов. Изгибание целой детали. Изгибание части детали. | 05.04 08.04. | |
57-58 | Выпуклая аппликация «Цветок» | 2 | Повторение вырезания симметричных деталей. Анализ аппликации. Подготовка деталей, сборка. | 12.04. 15.04. | |
59-60 | Мартинички из кругов. | 2 | Беседа о мартиничках. Анализ образца. Составление плана изготовления. Обучение разметке на полимерных материалах. Освоение приема перегибания круга в цветок. Самостоятельное изготовление по инструкционной карте. | 19.04. 22.04. | |
Плетение и конструирование из бумаги и полуфабрикотов. | |||||
61-62 | Плетеные изделия. Щелевой замок. «Плетёное сердечко» | 2 | Выявление общих признаков у изделий. Знакомство со способом соединения деталей – щелевым замком. Изготовление плетеного сердечка. | 26.04. 29.04. | |
63-64 | Закладка «Бабочка» | 1 | Повторение правил по ТБ. Анализ образца. Изготовление деталей. Сборка. | 06.05. | |
65-66 | Поролон и его свойства. Букет. | 1 | Изучение свойств поролона. Анализ изготовления букета. Подготовка изделий. Сборка. | 10.05. 13.05. | |
67-68 | Работа с полуфабрикатами. Игрушка из спичечного коробка «Барбос» | 2 | Знакомство с темой проекта. Выкройка рубашки для коробка. Обучение размечать выкройку для коробка. Обтягивание коробка бумагой. Подготовка деталей. Разметка на просвет шаблонов. Сборка. | 17.05. 20.05. | |
Итого за 4 четверть | 16 | ||||
Примечание | |||||
Итого за год | 63 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
1. Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» учебник для 2 класса. Издательство «Учебная литература» АО «Московские учебники» 2004.
Видео-, аудиоматериалы:
- Презентации.
- Аудиозаписи.
Оборудование:
1. Видеопроектор.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютерная техника
4. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
5. Экспозиционный экран.
Предполагаемая результативность курса:
1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Прогнозируемые результаты
В результате прохождения программы «Умелые ручки» у второклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно – практической деятельностью;
- интерес к предметно – исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учёбе;
- ориентация на оценку результатов собственной предметно – практической деятельности;
- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
- интерес к различным видам конструкторско – технологической деятельности.
Обучающий получит возможность для формирования:
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
- понимания значения предметно – практической деятельности в жизни;
- ориентация на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о себе как гражданине России;
- уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувства одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материала;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
- сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- описывать по определённому алгоритму объект наблюдения;
- под руководством учителя осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять поиск дополнительного, познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
- под руководством учителя, в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- договариваться с партнёрами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- контролировать действия партнёров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения;
- проявить инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность:
- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и в взаимодействии;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки" для 1-2 классов. В планирование представлены теоретические и практические занятия; включены разделы: р...
Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.
Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....
Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.
Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю....
"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс
Программа разработана на основе различных информац. источников...
тематическое планирование внеурочной деятельности во 2 классе
В тематическом планировании для 2 класса отражены цели, задачи и мероприятия по 5 направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному и спортивно-оздоровительному....
Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 2 класс
Программа курса «Умелые ручки» для учащихся 2 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №...
тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы
Полное развернутое тематическое планирование кружка "Самоделкин"...