Конспект урока по русскому языку для 4 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»
план-конспект урока по русскому языку

Зимонина Наталья Владимировна

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные»

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_pismu.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4  класса:

«Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02298.jpg   

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные»

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте загадку и вы поймёте, кто это ( можно использовать любую загадку или ребус про солнце).

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Появляется картинка с веселым солнцем).

ЧистописаниеСс

Се Со су са Светит ласковое солнце.

2.   Работа по теме.

Нашему солнышку так понравились дети 4 класса, что оно запело песенку:

«Кто, кто в этом домике живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?»

(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки куклы, мальчика, компьютера, щенка, розы)

-  Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ. (прикрепляется табличка кто?)

(дети выбирают слова мальчик, щенок)

- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные)

- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные)

-  А на какой вопрос отвечают слова роза,компьютер,кукла? (прикрепляется табличка что?)

-  Какие слова отвечают на вопрос что? (прикрепляется табличка неодушевленные)

-  Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы)

-  А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  (прикрепляется табличка имена существительные)

3. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.

(На доске:Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)

- Прочитаем тему урока еще раз все вместе.

- Сегодня мы с вами научимся различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

4.  Практическая работа по учебнику.

А сейчас солнышко  с вами поиграет

· Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )

·  Как вы поняли, каким образом надо записать слова? (в столбик)

·  1 ученик выполняет задание на доске с проговариванием, полным объяснением)

·  Последние 3 слова дети пишут самостоятельно

·  Проверка самостоятельной работы

(Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский)

-  Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?

Физкультминутка для глаз.

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

5. Проблемная ситуация (работа в группах).

- НашеСолнышко  выполняло похожее задание по письму, ей  встретилось слово мишка (прикрепляется табличка). Дима написал это слово в 1 столбик (вопрос что?), Саша – во 2 столбик (вопрос кто?)

-  Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

-  Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?))

-  Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик. Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы (Учитель обращает внимание детей на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша)

-  Кто из вас знает похожие слова? (зайчик, котик, и т.д.)

Физкультминутка.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто? - дети хлопают в ладоши.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что? -  дети приседают.

Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой.

6. Самостоятельная работа.

Под рисунком солнца прикрепляются домики, на которых написаны вопросы кто? и что? Рядом написаны слова: окно, тополь, кошка, мох, Маша, лиса, слон, кружка  и т.д.

-  1 ученик выполняет задание на доске

-   придумай и запишисвои2 примера

-  Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)

-  Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?

7. Работа в парах.

-  Придумайте 2 вопроса для соседа (какие слова отвечают на вопросы кто? и что? )

8. Творческие упражнения (задания по выбору)

- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.

Петя.

(прикрепляется табличка с заданием)

Что?…, …, ….

Кто?…, …, ….

Катюша.

«Волшебное превращение»

(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)

Что? Коса, мак, капля

Кто? коза, рак, цапля

(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

(2 ученика выполняют задание за доской)

9. Итоги.

Вопросы.

-  Что нового узнали?

-  Что получалось легко?

-  Что было трудно?

-  Что стало получаться лучше, чем вчера?

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей - маленьких солнышек (детям учитель раздает картинки).

- Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока:

- веселое, радостное

- спокойное  

- грустное

10. Домашнее задание. (карточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Урок русского языка во 2 классе по УМК  «Школа 2100» по теме " Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" Цели и задачи:воспитывать интерес к русскому языку и потребност...

Презентация к уроку русского языка на тему"Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?" (УМК "Школа 2100")

Данная презентация была составлена к уроку русского языка во 2 классе (УМК "Школа 2100"), но она может применяться и учителями, работающими по другим программам....