Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Программа состоит из объяснительной записки, тематического планирования, национально- регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русс. языку 2 класс Школа России | 780.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО на заседании ШМС директор школы-интерната
протокол № __ протокол № __ И.В.Резвина
от__________ от __________ приказ №____
руководитель МО председатель ШМС от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
КЛАССЫ: 2
УРОВЕНЬ: базовый
УЧИТЕЛЬ:
Спиридонова
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2012-2013
Пояснительная записка
рабочей программе по русскому языку
1 класс
Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373 «Об утверждении введении в действие Федерального Образовательного стандарта начального общего образования»
2. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М. «Просвещение», 2011. -400 с-(Стандарты второго поколения)
3.Закона «Об образовании»
Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа
Целевые ориентиры деятельности ОУ: формирование информационной коммуникативной компетенции учащихся школы: осознание учащимися себя гражданином Российской Федерации, Республики Бурятия.
Цели и задачи обучения:
Целями изучения предмета «Русский язык» в 1 классе начальной школы являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Характеристика предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям –6-7 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Ведущие принципы
Ведущие принципы на основе следующих дидактических принципов:
Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися качеством знаний и умений для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.
Дидактические принципы. Совокупность известных принципов, авторы разбивают на три группы:
∙ общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, систематичности, доступности.
∙ принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).
∙ принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).
- валеологический метопринцип.
Речь идет о здоровье. Очевидно, что знания и умения, получаемые в начальной школе, должны быть у психически и физически здорового человека.
Учет возрастных и психологических особенностей
Учитывая возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет это время в жизни человека, когда созданы наиболее благоприятные условия, чтобы начать целенаправленно формировать у ребёнка принципиально новое отношение к окружающему миру, ведь оно рядом – только остановись, задумайся, вслушайся. Ведь познавать, видеть, владеть, наблюдать, сравнивать, делать выводы - нужно через дидактическую игру. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников . включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, сближает новую деятельность первоклассника с привычной и делает менее заметным переход к серьёзной учебной работе. Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными и запоминающими.
Учитывая анатомо – физические изменения в организме младшего школьного возраста , быструю утомляемость во время урока проводить 2 – 3 физминутки.
Следить за осанкой во время урока. Укреплять здоровье детей, при этом учитывать
- индивидуально-психологические свойства личности младшего возраста.
- Типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности.
- Анатомо- физические изменения в организме младшего школьника и их отражение в его психике.
Методическое и материально – техническое сопровождение программы
. Русский язык: учебник для 1класса /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012.
2 Русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012 3.Прописи В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013г
Дополнительная литература.
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс – М.:ВАКО, 2006
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий: Методическое пособие по русскому языку: 1 класс: - М.: Издательство «Просвещение». 2010.
Канакина В. П., Щёголева Г. С.. Русский язык: сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы
Васильева Л.С. Русский язык. Грамматическией разбор. Справочник. Нач. шк. - Саратов: Лицей,2008.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. Игры и занимат. Упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.»,1995.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку 1-3 классы./ Пособие для нач. шк. -К. ГИППВ, 1998.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 - 4): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007.
Организация образовательного процесса
( методики и пед.технологии).
В процессе реализации программы предполагается использовать традиционные методики и педтехнологии
- Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приёмов обучения.
Условие реализации требований непрерывного развития каждого ребёнка, психологической комфортности, прочности.
- Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы: работа в парах – педагогика сотрудничества, игровые технологии,.
- проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации и индивидуализации, компьютерные технологии.
Условие реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития
- .Создание условий для психологической комфортности
. Обоснование целесообразности изменений
Данная программа не имеет отличительных особенностей по сравнению с примерной Государственной программой.
1. Структурная перестановка порядка изучения тем не планируется.
2.Количество часов не изменилось
3. Расширение учебного материала не планируется.
.
Сроки и этапы реализации.
Программа рассчитана на 1 год: 5 часов в неделю (165 часов)
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.
Формы текущего и итогового контроля
- Контрольно – измерительные материалы по итогам основных разделов и тем
- Мониторинг по итогам четверти
- Итоговый контроль – комплексная работа
Ожидаемые результаты
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка ученики 1 класса получат возможность
узнать / понять:
предложение как единицу речи;
термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
признаки текста и типы текстов (повествование описание);
главные члены предложения;
связь слов в предложении;
различие словосочетания и предложения;
термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
основные гласные звуки;
назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;
различие деления слов на слоги и для переноса;
влияние ударения на смысл слова;
различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
Основное содержание программы
Добуквенный период
Задачи побуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова, составлять предложения по картинкам, изображать предложения в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму( рисование, штриховка, написание элементов букв).
Букварный период
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов.
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность заниматься пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е,ё,ю,я,и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает, в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова.
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? что делает как?; наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе; знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении; об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточии в конце предложения.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах собственных; буквосочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Азбуки" и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности. В работе с текстом выделяются три этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Высказывание предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
- Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
2.Выявление первичного восприятия.
3.Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения.
- Работа с текстом после чтения.
1.Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания.
Русский язык (50 ч)
- Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.
Слово. (35 ч)
- Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
- Обозначение мягкости согласных на письме.
- Алфавит.
- Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
- Однокоренные слова. Корень слова.
- Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.(15 ч)
- Признаки предложения, оформление предложения на письме.
- Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
- Отличие текста от набора предложений.
- Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Учебно - тематическое планирование
№ | Раздел, количество часов | Количество часов |
1 | ||
Наша речь | 3 | |
Виды речи (2ч) Диалог и монолог (1ч) | ||
2 | Текст. | 4 |
Текст (2ч) Части текста (2ч) | ||
3 | Предложение | 12 |
Предложение (3ч) Члены предложения (9ч) | ||
4 | Слова, слова, слова….. | 18 |
Слово и его значение (4ч) Синонимы и антонимы (4ч) Однокоренные слова (4ч) Слог. Ударение. Перенос слова (6ч) | ||
5 | Звуки и буквы | 59 |
Звуки и буквы (1 ч) Русский Алфавит или Азбука (3ч) Гласные звуки (2ч) Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч) Согласные звуки (1ч) Согласный звук [й] и буква й (1ч) Слова с удвоенными согласными (2ч) Проект «И в шутку и всерьез» Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч) Мягкий знак (3ч) Проект «Пишем письмо» Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч) Проект «Рифма» Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (4ч) Звонкие и глухие согласные звуки (1ч) Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14ч) Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч) Разделительный мягкий знак (4ч) | ||
6 | Части речи | 58 |
Части речи (2ч) Имя существительное (19ч) Глагол (12ч) Имя прилагательное (13ч) Местоимение (4ч) Предлоги (6ч) Проект «В словари – за частями речи!» | ||
7 | Повторение | 16 |
Итого | 170 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог |
2. | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная. | |
3 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.План текста | Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст. |
4 | Обучающее изложение | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту |
5 | Анализ изложения | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. |
6 | Предложение, часть текста. Типы текста Предложение как единица речи. | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. |
7 | Виды предложения по цели высказывания | Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно |
8 | Речь диалогическая и монологическая. Обращения | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. |
9 | Изложение текста по вопросам | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно |
10 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | |
13 | Распространенные и нераспространенные предложения | Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
14 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Стр. 32-34 | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. |
15 | Обобщение. Распространённые и нераспространённые предложения. Стр. 35-36 | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. |
16 | Связь слов в предложении Стр. 37-38 . | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). |
17 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Стр. 39
| Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
18 | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» Стр.40 | |
19 | Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
20 | Слово и его значение. | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
21 | Слово как общее название многих одно- родных предметов. | Распознавать многозначные слова, Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. |
22 | Однозначные и многозначные слова Контрольный диктант | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю |
23 | Прямое и переносное значения слов. | Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
24 | Синонимы Работа со словарём синонимов | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним Работать со словарями синонимов учебника. |
25 | Антонимы Работа со словарём антонимов | Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. |
26 | Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам
| Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста |
27 | Диктант по теме»Однозначные и многозначные слова» | Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
28 | Обучающее сочинение по картине «Осень» | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова». |
29 | Родственные слова | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
30 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
31-33 | Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
34 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. |
35 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | Словесное и логическое (смысловое) удаарение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов, |
34 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. | Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов |
35- 37 | Перенос слов. Правила переноса | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. |
36 | Диктант по итогам 1 четверти | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
37 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам, |
38 | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыс-лоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
39 | Проверочная работа | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
40 | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит».Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. |
41 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» | Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.» Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Излагать письменно содержание текста |
42 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. |
43 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Излагать письменно содержание текста |
44 | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме Стр.93-94 | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. |
45 | Особенности проверяемых и проверочных слов | Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. |
46 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). |
47 | Способы проверки безударных гласных в корне | Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным»гласным в корне. |
48 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. |
49 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
51 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. |
52 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. |
53 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. |
54 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. |
55 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. |
56 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
57 | Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
58 | Развитие речи Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Составлять текст из предложений. |
59 | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». |
60 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | оставлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использо-вать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). |
61 | Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). |
62 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез» | Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку |
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Стр. 120-121 | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки |
64 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Стр. 122-123 | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. |
65 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Стр.124-125 | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). |
66 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.. Стр.126 | Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
67 | Подробное изложение по коллективно составленному плану Стр.127-128 Проект «Пишем письмо» Стр.129 | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. |
68 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Стр. 4-5 | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём |
69 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Стр. 6-7 КСД | Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
70 | Развитие речи. Работа с текстом Стр.7 | Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. |
71 | Проект «Рифма». Стр. 8-9 | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, | |
Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. | |
74 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Стр.12-13 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта |
75 | Обобщение изученного материала. Стр.14-15 | Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
76 | Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Стр.16-18 | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
77 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Стр. 18-19 | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
78 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Стр.20-21 | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. |
79 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Стр.22 КСД | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). |
80 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Стр.23 | Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне. |
81 | Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
82 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
83 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова Стр. 24 | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
84 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова Стр. 25 | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы |
85 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова Стр. 26 | Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. |
86 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Стр. 27 | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
87 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Стр. 28 | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». |
88 | Развитие речи. Изложение текста по вопросам Стр.29 | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы |
89 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова КСД | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. |
90 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» Стр.30 | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». |
91 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
92 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
93 | Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Стр.31-32 | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. |
94 | Использование на письме разделительного мягкого знака. Стр.33-34 | Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь). |
95 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Стр.37 | Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам. |
96 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» Стр.38 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
97 | Общее представление о частях речи Стр. 40-41 | соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
98 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. Стр. 42-43 КСД | Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
99 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Стр.44-45 | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
100 | Общее представление об имени существительном как части речи Стр.46 | Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. |
101 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи Стр. 47 | Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-темати-ческих групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. |
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Стр.48 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. |
103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Стр. 49 | Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
104 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных Стр.50 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. |
105 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту Стр. 51 | Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
106 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. Стр.51-53 | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. |
107 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Стр.54 | Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). |
108 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Стр.59 КСД | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
109 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Стр.60 | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). |
110 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | Писать с заглавной буквы имена собственные. |
111 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Стр.61-62 | Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Работать с орфоэпическим словарём. |
112 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе Стр.63-64 | Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). |
113 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. Стр.65 | Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком. |
114 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста Стр.66 | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст. |
115 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. Стр.67 | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
116 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
117 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
118 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Стр.68-69 КСД | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. |
119 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи Стр.70-71 | Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
120 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста Стр.72-73 | Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
121 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам Стр.73 | Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. |
122 | Число глагола. Изменение глагола по числам Стр. 74-75 | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
123 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи Стр.76-77 | |
124 | Правописание частицы не с глаголом Стр.78-79 | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). |
125 | Обобщение знаний о глаголе Стр.80 | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. |
126 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений Стр.81 | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. |
127 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
128 | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Стр.82-84 КСД | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. |
129 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Стр.83 | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. |
130 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Стр.86 | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилага-тельное и лексическим значением имён прилагательных. |
131 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные Стр.87 | Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. |
132 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании Стр.88 | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных |
133 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Стр. 89 | Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. |
134 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Стр. 90 | Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. |
135 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Стр.91 | Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
136 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Стр.92-93 | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. |
137 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Стр. 94 КСД | Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» Стр.99 | Самостоятельная проверочная работа Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
139 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи |
140 | Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Стр.95 | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. |
141 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Стр.98 | Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). |
142 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Стр.97 | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). |
143 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) Стр.100-103 | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена сущес. |
144 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. Стр.104 | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. |
145 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно Стр.105-106 | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. |
146 | Проверочная работа «Проверь себя» Стр. 107 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
147 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Стр. 108 КСД | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. |
148 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи Стр.109 | Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. |
149 | Правописание предлогов с именами существительными. Стр. 110-111 | Правильно употреблять предлоги в речи Раздельно писать предлоги со словами. |
150 | Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» Стр. 112 | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
151 | Контрольный диктант № 9 за 2 класс | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
152 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | |
153 | Проект «В словари за частями речи!» Стр. 114-115 | Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его. |
154 | Обобщение знаний о частях речи. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
155 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: Стр.116-117 | Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. |
156 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений Стр.117-118 | Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. |
157 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении Стр.119-120 КСД | Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение |
158 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Стр.120-122 | лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. |
159 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи Стр.122-123 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
160 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи Стр.124 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
162 | Контрольное списывание текста | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
163 | Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи Стр.125 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
164 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.126 | Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов |
165 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов Стр.127 | Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов |
166 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. Стр.128 | Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме |
167 | Упражнения в применении изученных правил правописания Стр.129 | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова |
168 | Упражнения в применении изученных правил правописания изученных правил правописания | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова |
168 | Упражнения в применении | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова |
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова |
Циклограмма тематического контроля
Тема раздела | Контрольные диктанты | Контрольное списывание | Проверочные работы | Проекты | Сочинение | Работы по развитию речи (изложение) | КСД |
Предложение | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» | Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | ||
Слова, слова, слова…. | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | 2 | |||
Звуки и буквы | Диктант № 2 за первую четверть | Проект «И в шутку и всерьез» | Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» | Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту | 2 | ||
Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | Проект «Пишем письмо» | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | ||||
Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | Проект «Рифма» | Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | 2 | ||||
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | Составление поздравительной открытки. | Изложение текста по вопросам | 1 | ||||
Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» | Составление устного рассказа по серии рисунков. | ||||||
Части речи | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста | 2 | ||
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть | Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 2 | ||||
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» | Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | ||||
Проверочная работа «Проверь себя» | Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно | 2 | ||||
Контрольный диктант № 9 за 2 класс | Проект «В словари за частями речи!» | Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | |||||
Повторение | Контрольное списывание текста | 1 | |||||
Итого | 9 | 2 | 6 | 4 | 12 | 6 | 17 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...