Урок русского языка по теме: "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка по теме:Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-

Цели:  способствовать формированию навыка правописания гласных букв в сочетаниях

жи-, ши-; развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.

Ход урока

  1. Организационный момент. Ты - сиди за партой стройно, и веди себя достойно!

«Спеши делать добро»- девиз нашего сегодняшнего урока.

II.        Вступительное слово учителя. Учитель читает стихотворение А. Барто.

-        Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?

III.        Сообщение темы урока. Постановка целей.

-        Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.

Прочитайте пословицу: «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Всегда он в работе, когда говорим,

 А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

-        Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

Коллективное выполнение упражнения 3 «Давайте подумаем вместе».

-        Прочитайте. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

-        На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь!

-        Назовите выделенное слово (упражнение 1). Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)

Тренировочное упражнение (упражнение 5). Работа по вариантам.

Упражнение «Трудное задание».

-        Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит - котёнок бежит; ручей дрожит - котёнок дрожит.

-        В каких случаях переносное значение, а в каких - прямое ?

Словарно-орфографическая работа.

•        Будь смелым не языком, а делом.

•        Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.

За столом сказала мать:

-        Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

                              А болтать ногами можно?  ( Г. Бойко)

-        Когда так говорят:

«язык чешется» - хочется очень о чём-то рассказать;

•        «проглотить язык» - замолчать, отказаться говорить;

•        «чесать языком» - в болтовне зря проводить время;

•        «вертится на языке» - то, о чём никак не можешь вспомнить.

Наш язык и скромен, и богат.

 В каждом слове скрыт чудесный клад.

Э. Куклина

Не хотел котёнок мыться

- Опрокинул он корытце

 И в углу за сундуком Моет лапу языком.

С. Маршак

Физкультминутка

Игра «Каков характер?».

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, дети хлопают в ладоши, а если злой - топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.) 2. Работа в тетради «Русский язык». Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

ЁЖ

В траве живой колючий мяч

 Щетинится и ёжится.

 - Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

Г. Сатир

Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

- Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д.

Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

-        Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова - слова, зимы - зимы, холода - холода, кружки - кружки, стрелки - стрелки, белок - белок.)

-        Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

-        Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)

-        Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие - с заглавной?

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

-        Подчеркните в словах буквосочетания жи~, ши-.

-        Придумайте и запишите 2-3 слова на данное правило.

Упражнение «Спиши».        

-        Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.

V. Итог урока. Знай и правильно пиши сочетания жи-ши-!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока:  постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...

Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»

«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее,  а цель занятия достигалась более эффективно, ...

Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...

Урок русского языка по теме "Правописание сочетаний жи-ши", 1 класс

Урок русского языка. Тема урока "Правописание сочетаний жи-ши. УМК "Школа России", 1 класс...