Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Урок русского языка во 2 классе
Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
Кокошина Наталья Леонидовна
Нягань
2011 год
Тема урока: Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости;
Задачи:
- формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
- воспитывать положительное отношения к учёбе.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
- Организационный момент.
Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.
Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?
- Актуализация знаний.
- А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.
Остановка «Догадайся!»
- Послушайте логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
- Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране "Орфография". Орфография - это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок.
Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»
(интерактивный плакат1, 2 задание) 2,3 слайд
Остановка «Чистюлька»
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
Посмотрите на доску. 4 слайд
- Какие буквы вы видите?
- Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков.
(Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
- Какие знаете сочетания с данными буквами?
-Запишите красиво буквы в тетрадь.
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности.
Остановка "Познавай - ка"
Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший.
- На этой остановке нас ждёт загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд
- Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова -родственники и запишите. ( Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
- Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
- Какая бывает капуста?
2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты - щи не густы
- Распространите текст, подходящими по смыслу словами. ( карточки)
- Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)
Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______ , но и красивый овощ.
(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)
- А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (богатый, большой, хороший). 7 слайд
Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова - родственники.
Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).
Остановка " Проверяй-ка".
- Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайд
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4.Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации.
Остановка " Вспоминай-ка".
- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням.
1 - й уровень Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2 - й уровень
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные
(лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3 - й уровень
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка " Думай-ка".
- А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
(интерактивный плакат) 11 слайд
5. Подведение итогов и формулирование выводов.
Остановка " Конечная".
- На этой остановке мы подведём итоги урока.
- Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали?
- Слова, с какой орфограммой нам встречались?
- Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы. (рассказывают подготовленные дети)
1 учащийся:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
2 учащийся:
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3 учащийся:
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Домашнее задание.
Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Урок окончен, молодцы! 12 слайд
Спасибо за работу!
Методические рекомендации к уроку.
Автор: Кокошина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 города Нягань, ХМАО - ЮГРА
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой
Класс: 2
Предмет: русский язык
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация с использованием интерактивных объектов (тренажёр «Волшебная труба», интерактивный плакат флеш - ролики «Что такое орфограмма», «Найти ошибки»)
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Тип урока: урок – путешествие, закрепление знаний.
Данные интерактивные объекты используются для изучения, закрепления и повторения правила «Правописание сочетений жи - ши, ча - ща, чу - щу».
Форма использования:
- проецирование на экран при работе с классом
-индивидуальная работа с компьютером.
Работа с презентацией:
• Слайд 2, 3, 11 - плакат, навести курсор на «Что такое орфограмма» или на «Найти ошибки» - навести курсор на картинку «Стрелки», затем на то яблочко, где ошибка в слове (флэш ролики).
Цель: Повторение и закрепление по данной теме. Используется в начале урока - для вовлечения учащихся в активную учебную деятельность. В конце урока - для дальнейшего стимулирования учебной деятельностью, воспитанию чувства гордости за свои знания и умения.
• Слайд 4 - чистописание, без анимации, переход по стрелке или щелчку.
• Слайд 5,6,7 - знакомство со словарными словами, навести курсор на , переход на следующий слайд по стрелке, навести курсор на - появляется текст, переход на следующий слайд по стрелке.
Цель: Развитие речи, мышления, интереса к предмету.
Применение: Во время работы над новыми словами на уроке .
• Слайд 8, 9, 10 - тренажёр «Волшебная труба», работа по щелчку.
В данном ресурсе предлагаются 7 слов для проверки правописания с изученными сочетаниями.
Цель: Проверка правописания сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
Применение: На этапе закрепления полученных знаний и для самостоятельной работы дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"
данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/29/picture-412927-1585510400.jpg)
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"
Картинный диктант по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Урок русского языка по теме: "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-"
Урок русского языка по теме:Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-...
Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (закрепление) 3 класс
Занятие по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/17/picture-692683-1623917523.jpg)
Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/15/picture-1031267-1523801426.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 1классе "Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"
Предмет Русский языкУМК«Школа России»Класс1 классТип урокаУрок закрепления знаний и формирования УУДТехнология построения урока ИгроваяТемаПравописание слов с сочетаниями ЖИ &nda...