Урок русского языка по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Заповедник «Белогорье»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок проводится в форме исследования текста. Учащиеся определяют орфограммы из разных разделов русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameneva_t._a._russkiy_yazyk.zip | 528.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Каменева Т. А, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области
Урок русского языка
Тема: закрепление по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Заповедник «Белогорье»
Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.
Задачи: совершенствовать умение определять наличие орфограммы в слове, формировать умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор
Универсальные учебные действия
Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета
Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.
Тип урока: урок-исследование
Технологии: технология исследовательской деятельности, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология, развивающая технология, технология сотрудничества.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| |
Вводно – мотивационный этап УУД Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач | |||
Мотивация Приветствие учеников | - Добрый день, ребята! Пожелайте на уроке друг другу всего доброго, подарив изображение одного из цветов на доске (тюльпан, мак, ромашка, колокольчик, фиалка) | Учащиеся дарят друг другу цветы, желая интереса и успехов на уроке. | |
Введение в тему урока, постановка учебной задачи УУД Предметные: уметь применять правила к ситуациям в практике, соблюдать режим письма. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок. | |||
1.Актуализация ранее изученного Прием «Тонкий и толстый вопрос»
| - Проверим домашнее задание: взаимопроверка по 1 вопросу с развернутым ответом и кратким ответом. - Вспомним изученный материал по вопросам, которые вы записали. Я заранее отобрала 5 – 6 вопросов из домашнего задания и приклеивает вопрос к цветам. Вопрос зачитывается всему классу. Ребята, пожелания данных качеств необходимы для работы на уроке | Учащиеся задают друг другу по 2 вопросу на тему, которые они записали, выполняя домашнее задание Как только учащиеся верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет цветок на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие) | |
2.Грамматичес кая разминка Игра «Четвертое лишнее» | - Прочитайте слова. Что объединяет их по грамматическим признакам? Слайд 2 -Назовите лишнее слово по грамматическим признакам - Что еще объединяет эти слова по другому признаку? | лесостепь луга Валуйки иволга - Это имена существительные лесостепь – сложное слово луга – 2 слога Валуйки – имя собственное иволга – одушевленное существительное, начинается на гласный звук. Все понятия относятся к нашему краю, к родной стороне. | |
3. Определение темы урока и формулирование целей урока | - Перед вами небольшой текст о нашем крае. Определите тему и цель урока | - Тема урока: исследование текста - Цель урока: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, сравнить) | |
Текст для исследования Заповедник «Белогорье» - природная охранная зона нашей области. Основной ландшафт заповедника складывается из степных и лесостепных зон и состоит из пяти участков. Каждый участок – это живописный уголок природы со своим ландшафтом, флорой и фауной. Отдельные участки заповедника «Белогорье» находятся в Губкинском, Борисовском и Новоскольском районе Белгородской области. Самый первый и самый старый участок называется «Лес на Ворскле». Располагается на правом берегу реки Ворскла и состоит из лесостепных дубрав. Второй участок - «Лысые горы» находится в верховьях реки Оскол. Особую ценность на данном участке представляют редкие растения и меловые горы. На левом берегу реки Оскол расположен третий участок «Стенки-Изгорья» и включает в себя нагорье с полесьем, степное разнотравье. Четвертый участок «Ямская степь» открывает удивительные виды на лощины и холмы, пригорки с выходом меловых пород. Пятый участок «Острасьевы яры» находится в низине, где есть болото. Там встречаются кустарники с редколесьем, разнотравье и болотные растения. На территории заповедника обитает множество зверей, которые характерны для данных природных зон. Это - косуля, кабан, белка, куница, лисица, барсук, заяц, бобр. Среди птиц некоторые гнездятся на территории заповедника, а часть из них останавливаются временно при перелете. Чаще всего можно заметить дятла, серую неясыть, синицу, сойку, иволгу, соловья, зяблика, горихвостку, орла, овсянку, аиста. Одновременное цветение тюльпанов, ветреницы, горицвета, фиалки весной и ромашки, колокольчиков, клевера, мака, шалфея летом превращают окружающий пейзаж в разноцветный цветочный ковер, поражает воображение и не оставляет никого равнодушным. Главной достопримечательностью заповедника «Белогорье» всегда была и остается старинная дубрава «Лес на Ворскле», с которой и началось образование памятника природы. Нагорная дубрава «Белогорья» старейшая в Европе. Многим дубам более 300 лет. | |||
Основной этап Открытие нового знания, способа действия УУД Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, формулировать выводы Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета Личностные: использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов | |||
1. Знакомство с текстом, чтение текста учащимися самостоятельно | - Что нового узнали? Какие факты вас удивили? Как называется природоохранная зона, о которой вы прочитали? - Как называются отдельные участки, из которых состоит заповедник? - Чем характерен каждый памятник природы? Зачитайте. Какие животные обитают в заповеднике? Какие цветы можно увидеть весной, а какие летом? Слайд 3 – 4 - 5 | Учащиеся перечисляют сведения и факты, которые их удивили. - Природная зона называется «Белогорье» - Это памятники природы (учащиеся перечисляют названия) Учащиеся зачитывают ответы. Там обитают белки, лисы, зайцы, бобры, барсуки, соловьи, сойки и другие животные. Весной цветут тюльпаны, фиалки, ветреницы, а летом – ромашки, колокольчики, клевер, мак. | |
2. Работа над заголовком текста | - Как можно озаглавить текст. Предложите свои варианты и запишите. | - Заповедник «Белогорье», живописный уголок природы | |
3. Редактирование деформирован ного плана | - Ребята, на экране вы видите деформированный план данного текста. Слайд 6 Восстановите его и запишите в тетрадь 1. Растительный мир заповедника 2. Заповедник «Белогорье» 3. Участки заповедника – памятники природы 4. Достопримечательность 5. Животный мир заповедника | 1. Заповедник «Белогорье» Слайд 7 2. Участки заповедника – памятники природы 3. Растительный мир заповедника 4. Животный мир заповедника 5. Достопримечательность | |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным УУД Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач | |||
Парная работа Прием «Схема к предложению» | - Во время парной работы по схеме вы должны найти предложение в первом абзаце, записать его и подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, обозначить части речи. Дайте характеристику предложению. - Чем это предложение интересно? Слайд 8 | Учащиеся работают в парах. Когда нашли предложение, записывают в тетрадь и выполняют разбор. Основной ландшафт заповедника складывается из степных и лесостепных зон и состоит из пяти участков (прост. распр., повеств., невоск.) - В предложении есть однородные сказуемые и второстепенные члены предложения | |
Словарная работа Прием «Ассоциация» Взаимопроверка | - Какие словарные слова встречаются в тексте? Допишите другие слова, которые вспоминаются вам по данной теме. | Природа, животные, растения, прекрасный Заяц, лисица, медведь, соловей, ворона, синица Ромашка, василек, фиалка, одуванчик | |
Выборочная работа: распределение слов по группам Прием «Лови слово» | - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру – ловить…Что можно ловить? Слайд 9 - А я предлагаю вам ловить слово. На экране будут «пролетать» слова. Ваша задача – прочитать слово и записать его в нужный столбик: с проверяемой безударной гласной с проверочным словом и непроверяемой в корне. | - Мяч, рыбу, бабочек и других насекомых, шпиона… степные ( степь) пейзаж берегу (берег, побережье) область меловые (мел) болотные | |
Работа по группам. Прием «Разделы русского языка» | Группы: фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация Фонетика: выпишите 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает (цветение, заметить) 2 слова, в которых все звуки твёрдые (ландшафт, Оскол) 2 слова, в которых все звуки мягкие (реки, зверей) Орфография: выпишите слова (по 1) со следующими орфограммами правописание парных звонких и глухих в корне (пейзаж – пейзажи) правописание имён собственных (Ворскла) правописание сложных слов (разнотравье) правописание шипящих (живописный) Морфология: выпишите части речи (по 2 слова) Существительное: заповедник, холмы Прилагательное: меловые, цветочный Глагол: обитает, поражает Местоимение: это, он. Числительное: пять, третий. Предлог: из, на Словообразование: выпишите однокоренные слова допишите ещё 3 - 4 родственных слова дубрава – дубы – дубок – дубочек - дубовый Синтаксис и пунктуация: Во 2 части найдите предложение с однородными членами, выпишите их, обозначьте, чем они выражены. Составьте повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения в которых выражаются впечатления о прочитанном тексте. | ||
Отчёт группы о выполненной работе | Представитель от каждой группы выходит к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа. | ||
Итоговый этап УУД Регулятивные: уметь адекватно оценивать свои знания и достижения на уроке Познавательные: уметь осуществлять анализ, квалификацию по заданному критерию Коммуникативные: формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию Личностные: оценивать проделанную работу, вклад в совместную деятельность | |||
Подведение итогов | - Какую работу мы сейчас проводили? - С каких позиций мы исследовали текст? | - Мы проводили исследование текста - Мы исследовали текст с грамматической точки зрения: содержание текста, его синтаксическое построение, слова с различными орфограммами. | |
Рефлексия | - На доске названия разделов русского языка (фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Исследование текста с какой стороны вам больше всего понравилось? Что было наиболее интересным? Обозначьте свой выбор при помощи карточки с названием заповедника «Белогорье» | Учащиеся, взяв карточку со словом «Белогорье», прикрепляют ее в выбранный раздел и уточняют выбор. Слайд 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку, 2 класс "Правописание частей слов"
Работа проводится после завершения темы "Правописание частей слова" во 2-м классе. Проверочная работа основывается на программе "Начальная школа XXI век"....
Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....
Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (закрепление) 3 класс
Занятие по русскому языку...
Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...
Обобщение по теме "Правописание частей слова". Исследование текста "Снег"
Материал урока для 3 класса состоит из конспекта урока и презентации. Знания учащихся по теме "Правописание частей слова" закрепляются и проверяются в виде исследования познавательного текст...