Урок русского языка по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Заповедник «Белогорье»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок проводится в форме исследования текста. Учащиеся определяют орфограммы из разных разделов русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kameneva_t._a._russkiy_yazyk.zip528.22 КБ

Предварительный просмотр:

Каменева Т. А, учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области

Урок русского языка

Тема: закрепление по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Заповедник «Белогорье»

Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.

Задачи: совершенствовать умение определять наличие орфограммы в слове, формировать умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор

Универсальные учебные действия

Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.

Тип урока: урок-исследование

Технологии: технология исследовательской деятельности, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология, развивающая технология, технология сотрудничества.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Вводно – мотивационный этап

 УУД Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач

Мотивация

Приветствие учеников

 - Добрый день, ребята! Пожелайте на уроке друг другу всего доброго, подарив изображение одного из цветов на доске (тюльпан, мак, ромашка, колокольчик, фиалка)

Учащиеся дарят друг другу цветы, желая интереса и успехов на уроке.

Введение в тему урока, постановка учебной задачи

УУД Предметные: уметь применять правила к ситуациям в практике, соблюдать режим письма.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.

1.Актуализация ранее изученного

Прием «Тонкий и толстый вопрос»

 

 - Проверим домашнее задание: взаимопроверка по 1 вопросу с развернутым ответом и кратким ответом.

 - Вспомним изученный материал по вопросам, которые вы записали. Я заранее отобрала 5 – 6 вопросов из домашнего задания и приклеивает вопрос к цветам. Вопрос зачитывается всему классу.  

Ребята, пожелания данных качеств необходимы для работы на уроке

Учащиеся задают друг другу по 2 вопросу на тему, которые они записали, выполняя домашнее задание

Как только учащиеся верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет цветок на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие)

2.Грамматичес

кая разминка

Игра «Четвертое лишнее»

- Прочитайте слова. Что объединяет их по грамматическим признакам?

Слайд 2

-Назовите лишнее слово по грамматическим признакам

- Что еще объединяет эти слова по другому признаку?

лесостепь   луга   Валуйки   иволга

 - Это имена существительные

лесостепь – сложное слово

луга – 2 слога Валуйки – имя собственное

иволга – одушевленное существительное, начинается на гласный звук. Все понятия относятся к нашему краю, к родной стороне.

3. Определение темы урока и формулирование целей урока

 - Перед вами небольшой текст о нашем крае.

Определите тему и цель урока

 - Тема урока: исследование текста

 - Цель урока: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, сравнить)

Текст для исследования

Заповедник «Белогорье» - природная охранная зона нашей области. Основной ландшафт заповедника складывается из степных и лесостепных зон и состоит из пяти участков. Каждый участок – это живописный уголок природы со своим ландшафтом, флорой и фауной. Отдельные участки заповедника «Белогорье» находятся в Губкинском, Борисовском и Новоскольском районе Белгородской области.

Самый первый и самый старый участок называется «Лес на Ворскле». Располагается на правом берегу реки Ворскла и состоит из лесостепных дубрав. Второй участок - «Лысые горы» находится в верховьях реки Оскол. Особую ценность на данном участке представляют редкие растения и меловые горы. На левом берегу реки Оскол расположен третий участок «Стенки-Изгорья» и включает в себя нагорье с полесьем, степное разнотравье. Четвертый участок «Ямская степь» открывает удивительные виды на лощины и холмы, пригорки с выходом меловых пород. Пятый участок «Острасьевы яры» находится в низине, где есть болото. Там встречаются кустарники с редколесьем, разнотравье и болотные растения.

  На территории заповедника обитает множество зверей, которые характерны для данных природных зон. Это - косуля, кабан, белка, куница, лисица, барсук, заяц, бобр. Среди птиц некоторые гнездятся на территории заповедника, а часть из них останавливаются временно при перелете. Чаще всего можно заметить дятла, серую неясыть, синицу, сойку, иволгу, соловья, зяблика, горихвостку, орла, овсянку, аиста.

    Одновременное цветение тюльпанов, ветреницы, горицвета, фиалки весной и ромашки, колокольчиков, клевера, мака, шалфея летом превращают окружающий пейзаж в разноцветный цветочный ковер, поражает воображение и не оставляет никого равнодушным.

               Главной достопримечательностью заповедника «Белогорье» всегда была и остается старинная дубрава «Лес на Ворскле», с которой и началось образование памятника природы. Нагорная дубрава «Белогорья» старейшая в Европе. Многим дубам более 300 лет.

Основной этап

Открытие нового знания, способа действия

УУД Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, формулировать выводы

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

Личностные: использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов

 1. Знакомство с текстом, чтение текста учащимися самостоятельно

- Что нового узнали? Какие факты вас удивили? Как называется природоохранная зона, о которой вы прочитали?

 - Как называются отдельные участки, из которых состоит заповедник?

 - Чем характерен каждый памятник природы? Зачитайте. Какие животные обитают в заповеднике? Какие цветы можно увидеть весной, а какие летом?

Слайд 3 – 4 - 5

Учащиеся перечисляют сведения и факты, которые их удивили.

 - Природная зона называется «Белогорье»

 - Это памятники природы (учащиеся перечисляют названия)

Учащиеся зачитывают ответы.

Там обитают белки, лисы, зайцы, бобры, барсуки, соловьи, сойки и другие животные.

Весной цветут тюльпаны, фиалки, ветреницы, а летом – ромашки, колокольчики, клевер, мак.

2. Работа над заголовком текста

 - Как можно озаглавить текст. Предложите свои варианты и запишите.

 - Заповедник «Белогорье», живописный уголок природы

3. Редактирование деформирован    ного плана

 - Ребята, на экране вы видите деформированный план данного текста. Слайд 6

Восстановите его и запишите в тетрадь

1. Растительный мир заповедника

2. Заповедник «Белогорье»

3. Участки заповедника – памятники природы

4. Достопримечательность

5. Животный мир заповедника

1. Заповедник «Белогорье»  Слайд 7

2. Участки заповедника – памятники природы

3. Растительный мир заповедника

4.  Животный мир заповедника

5. Достопримечательность

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

УУД   Предметные: знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач

Парная работа

Прием «Схема к предложению»

 - Во время парной работы по схеме вы должны найти предложение в первом абзаце, записать его и подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, обозначить части речи. Дайте характеристику предложению.

 - Чем это предложение интересно?

Слайд 8

Учащиеся работают в парах. Когда нашли предложение, записывают в тетрадь и выполняют разбор.

Основной ландшафт заповедника складывается из степных и лесостепных зон и состоит из пяти участков (прост. распр., повеств., невоск.)

 - В предложении есть однородные сказуемые и второстепенные члены предложения

Словарная работа

Прием «Ассоциация»

Взаимопроверка

 - Какие словарные слова встречаются в тексте? Допишите другие слова, которые вспоминаются вам по данной теме.

Природа, животные, растения, прекрасный

Заяц, лисица, медведь, соловей, ворона, синица

Ромашка, василек, фиалка, одуванчик

Выборочная работа: распределение слов по группам

Прием «Лови слово»

 - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру – ловить…Что можно ловить?

Слайд 9

 - А я предлагаю вам ловить слово. На экране будут «пролетать» слова. Ваша задача – прочитать слово и записать его в нужный столбик: с проверяемой безударной гласной с проверочным словом и непроверяемой в корне.

 - Мяч, рыбу, бабочек и других насекомых, шпиона…

степные ( степь)                               пейзаж

берегу (берег, побережье)               область

меловые (мел)                                  болотные

Работа по группам. Прием «Разделы русского языка»

Группы: фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация

Фонетика: выпишите 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

(цветение, заметить) 2 слова, в которых все звуки твёрдые (ландшафт, Оскол)

2 слова, в которых все звуки мягкие (реки, зверей)

Орфография: выпишите слова (по 1) со следующими орфограммами

правописание парных звонких и глухих в корне (пейзаж – пейзажи)

правописание имён собственных (Ворскла) правописание сложных слов (разнотравье)

правописание шипящих (живописный)

Морфология: выпишите части речи (по 2 слова)   

Существительное: заповедник, холмы                     Прилагательное: меловые, цветочный

Глагол: обитает, поражает                                          Местоимение: это, он.

Числительное: пять, третий.                                      Предлог: из, на

Словообразование: выпишите однокоренные слова

допишите ещё 3 - 4 родственных слова    дубрава – дубы – дубок – дубочек - дубовый

Синтаксис и пунктуация:

Во 2 части найдите предложение с однородными членами, выпишите их, обозначьте, чем они выражены. Составьте повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения в которых выражаются впечатления о прочитанном тексте.

Отчёт группы о выполненной работе

 Представитель от каждой группы выходит к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа.

 Итоговый этап

УУД   Регулятивные: уметь адекватно оценивать свои знания и достижения на уроке

Познавательные: уметь осуществлять анализ, квалификацию по заданному критерию

Коммуникативные: формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию

Личностные: оценивать проделанную работу, вклад в совместную деятельность

Подведение итогов

 - Какую работу мы сейчас проводили?

 - С каких позиций мы исследовали текст?

 - Мы проводили исследование текста

 - Мы исследовали текст с грамматической точки зрения: содержание текста, его синтаксическое построение, слова с различными орфограммами.

Рефлексия  

 - На доске названия разделов русского языка (фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Исследование текста с какой стороны вам больше всего понравилось? Что было наиболее интересным? Обозначьте свой выбор при помощи карточки с названием заповедника «Белогорье»

Учащиеся, взяв карточку со словом «Белогорье», прикрепляют ее в выбранный раздел и уточняют выбор.

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку, 2 класс "Правописание частей слов"

Работа проводится после завершения темы "Правописание частей слова" во 2-м классе. Проверочная работа основывается на программе "Начальная школа XXI век"....

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...

Обобщение по теме "Правописание частей слова". Исследование текста "Снег"

Материал урока для 3 класса состоит из конспекта урока и презентации. Знания учащихся по теме "Правописание частей слова" закрепляются и проверяются в виде исследования познавательного текст...