Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности младших школьников. Применяются различные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в тиечении урока сменяют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_konspekt.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание сложных слов.
Цель: создать условие для формирования умение применять полученные знания о сложных словах в практической деятельности.
Задачи:
Личностные:
-проявлять интерес к изучению темы;
- творчески относится к процессу работы над словообразованием;
-осознавать собственные достижения при освоении темы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-создать условия для формирования понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить обосновывать своё мнение
- использовать приобретённые знания при выполнении заданий
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание, используя правило;
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
КоммуникативныеУУД:
-действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра
-адекватно использовать речь для предоставления результата.
Оборудование: индивидуальные задания для работы в группах и парах, компьютер, проектор,
Ход урока.
1. Вхождение в урок. Эмоциональный настрой.
Отвечайте да или нет.
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе всем светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит можно садиться!
Я рада приветствовать вас в вашем классе,
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть в вашем классе
Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло.
Сегодня я проведу у вас урок, зовут меня …
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Пусть нам помогут наша смекалка, сообразительность, и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Целеполагание.
Если будем мы писать,
Предложенья составлять,
Орфограммы разбирать
И над правилом работать;
То тогда скажи, дружок,
На какой пришли урок.
- Где нам могут понадобиться знания, полученные на уроках русского языка? (в жизни, когда пишу и т.д)
-Что или кто может нам помочь узнать больше, расширить представления о русском языке? (учебник, учитель, товарищ, правило, словарь..)
-То есть различные источники и различные упражнения.
-Тогда выполните следующее задание.
Найдите значения выражения: 68+32 (Ответ не дают)
Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Наверное, я ошиблась.
- На каком уроке вы складываете числа?
-Что можно сложить на уроке русского языка? (одно слово с другим) Как называются такие слова?
Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных слов)
- Поставьте цель, чему бы вы хотели научиться на уроке? Применять свои знания и умения распознавать сложные слова, образовывать и писать их грамотно, правильно применять их в своей речи.
3. Актуализация знаний.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)
- Чем особенный сегодняшний день?
Снегом всё вокруг запорошило,
Со снежинками вас закружило.
С зимы приходом вас я поздравляю,
И в первый день зимы успеха пожелаю.
Название, какого зимнего месяца употребим при записи сегодняшнего числа? Обратите внимание, на безударную гласную в слове декабрь?
Откройте тетради, вспомните правила при письме, запишите число, классная работа.
Скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами отправимся в гости к зиме, но путь будет нелёгким, чтобы добраться до дворца, где живёт зима, нужно преодолеть несколько ступенек, каждая ступенька – это определённое задание, которое вам предстоит выполнить. Справляетесь, поднимаемся выше. Готовы к выполнению заданий? Тогда в путь.
Первая ступенька «Я умею»
Посмотрите перед нами слова на тему зимы, определите, какая буква пропущена в 1 столбике, какая во 2 столбике?
(еее ооо)
М-роз ин-й
К-ньки д-кабрь
Х-ккей т-рмометр
У.- Что общего у этих букв?
Д.- Они обозначают гласные звуки.
Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем, но мы говорим о зиме, а мороз очень любит делать морозные узоры, давайте такой узор пропишем.
Мы поднялись на первую ступеньку, перед нами вторая ступень «Я знаю»
Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов, и они писали о ней замечательные стихи. Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. На свете всё из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капель, снежинки из снега.
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
Слова сделаны из своего строительного материала.
- Какая самая главная часть в слове?
- При помощи, каких частей слова образуются новые слова?
- Для чего служит окончание? (изменение формы слова)
- Что такое основа?
Прочитайте следующее четверостишие о зиме. Найдите слова, связанные с темой урока, запишите эти слова. А у доски пойдёт поработает… Выделите корень, основу, подчеркните соединительную гласную
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Элеонора Фарджен
- Какие слова называются сложными? (слова, образованные сложением двух основ называются сложными)
- Как образуются сложные слова?
- Как грамотно работать со сложными словами? (подобрать однокоренное слово, найти соединительную гласную, выделить основы)
Молодцы, мы справились с заданием.
А сейчас наши глазки должны отдохнуть.
Следите за моим движением только глазами.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно, а где кино,
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Итак, следующая ступенька нашей лестницы «Я тренируюсь» Предлагаю вспомнить, как пишутся сложные слова.
Учебник стр 96, упр. 183 первый вариант выписывает 3 слова по алфавиту с соединительной гласной о, второй 3 слова по алфавиту с соединительной гласной е.(выполняется взаимопроверка, поставьте плюс если всё правильно, минус если есть ошибка, поменяйтесь тетрадями, оцените сами себя, что бы вы поставили себе, поднимите руки, у кого стоит плюс )
А сейчас давайте играть в снежки. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Кому попадёт снежок, тот отвечает. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:
Лес, рубить – лесоруб
Каша, варить – кашевар
ходить по луне – луноход
Мясо, рубить – мясорубка
Вода, падать - водопад
- Запишите полученные слова, как запомнили, проверьте свою память.
Следующая ступенька «Я отдыхаю»
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
Руки на плечи поставим.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои детишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно!
Поднимаемся на следующую ступеньку «Я думаю»
Предлагаю закрепить ваши знания о сложных словах. Для этого организуем работу в группах. Послушайте внимательно инструкцию выполнения задания. Каждая группа получает пакет с заданием…., есть план выполнения работы, полученные слова пишите на листе бумаги, прикрепляете на доске.
Группа №1
Соберите из пазлов рисунок
Напишите слово.
Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную, составьте словосочетание.
Группа№2
Соедините точки на рисунке
Напишите слово.
Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную, составьте словосочетание
Группа №3.
Вам даны карточки с корнями слов.
Составьте сложное слова с данными корнями, запишите, составьте словосочетание.
|
| |
|
|
Группа №4.
Вам дана пословица, найдите сложное слово.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Выпишите словосочетание со сложным словом.
Группа №5
100 сани
- Решите ребус.
- Запишите получившееся слово, составьте словосочетание
Группа №6
Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас
1. Отгадайте загадку.
2. Запишите получившееся слово, составьте словосочетание.
Каждое слово появляется на доске. Составить со словами предложение.
Поднимаемся на последнюю ступеньку «Я рассуждаю»
А теперь кто уже может сказать, что он легко может определить сложное это слово или нет?
- Хотите проверить?
- Перед вами картинки, подпишите их, определите сложное это слово или нет.
(ледокол, снегоход, звездопад, снеговик, гололёд, снежинка)
-Какие слова лишние и почему?
А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада в американском штате Монтано 28 января 1887 года. Диаметр снежинки - 38 см., а толщина 20 см.
4. Рефлексия.
Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог
Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?
Как вы считаете, выполнили мы цель урока?
- Был ли урок интересен? Полезен?
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Было сложно…
Было интересно
Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы попали в гости к зиме, она для вас приготовила свои снежинки, на которых дано домашнее задание.
Домашнее задание. (по уровням)
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
1-й уровень:
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход
Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.
2-й уровень:
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-й уровень:
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными – О -, - Е -.
Составьте и запишите предложения с этими словами.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Молодцы вы у меня!
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленого цвета, если не согласны – полоску красного цвета.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 5. Соединительные буквы – О- и –Е в сложных словах - это орфограммы.
6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....