Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

 

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Тип урока:  постановка проблемы

Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока  русского языка

(урок дан на районной практико-ориентированной  конференции)

Преподаватель:  Цветкова Елена Николаевна,   учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ  №8  

Предмет:  Русский язык

Класс:  1

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Тип урока:  постановка проблемы

 

Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.

Таким образом, первый этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.

Задачи проблемного обучения:

  1. Учиться мыслить логично, научно, творчески.
  2. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
  3. Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а  если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
  4. Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
  5. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  6. Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Этапы проблемного обучения.

     Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.

  1. Подготовка к восприятию проблемы.                                                                                                                                                                                                       На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.
  2. Создание проблемной ситуации.

     Это самый ответственный  и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у        нает, что не может выполнитьпоставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новцыми.вои него знаний и должен дополнить их новыми.

  1. Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
  2. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.
  3. Доказательство правильного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

В зависимости от деятельности учителя и учащихся на каждом из рассмотренных этапов проблемного обучения выделяются несколько  уровней проблемного обучения.

Уровень

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

    0

Ставит проблему, формулирует и решает ее

Запоминает решение проблемы

    1

Ставит проблему, формулирует ее

Решает проблему

    2

Ставит проблему

Формулирует и решает проблему

    3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

Осознает проблему, формулирует и решает ее

Тема  урока:  Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн.

Цель урока:

Развитие УУД

Образовательная:

  1. знакомство с новым материалом;
  2. продолжение работы по формированию навыков учащихся:

- анализ источников информации;

- навыков экспериментальной работы;

- навыков работы в паре;

  1. закрепление знаний и умений:

- ранее изученного материала;

Познавательные  действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;

Логические  действия

  1. Анализ объектов
  2. Доказательство;
  3. Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений

  1. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов;
  4. Управление действиями партнера

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция;
  3. Прогнозирование уровня усвоения;
  4. Оценка.

Воспитательная:

  1. воспитание мировоззренческих понятий:

- причинно-следственные связи ;

- познаваемость;

  1. нравственное воспитание:

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;

- воспитание этики парной работы.

Развивающая:

  1. развитие навыков и умений:

- умение классифицировать и обобщать;

- составлять схемы;

- умение формулировать выводы по изученному материалу;

  1. развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
  2. развитие грамотной устной речи;
  3. развитие навыков практической работы.

План урока

Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

 

Ход урока

оборудование

Формы работы

Методы работы

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

I. Мобилизующий этап. 

1. Организацион-ный момент

  1. У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

  1. Садитесь.
  2. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

доска, телевизор, компьютер

(презен-тация)

Коллективная.

Чистописание

Какая буква спряталась в стихотворении?

С нами дома в светлый веЧер                                                                       Чудный Чистый ЧеловеЧек.                                                                    Он у папы на плеЧе                                                                                 Слушает про букву ……Ч. (Письмо – 4 раза)  - Табличка

на доске: карточка с буквой, образец правильно-го написа-ния буквы

Индивидуаль-ная

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого.  Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

2. Актуализация опорных знаний

  1. Давайте вспомним, с какими трудностями встретился Сам Самыч при записи слов.

С  каким правилом познакомился Сам Самыч?

-ЖЕ-ШЕ пиши с буквой е,  

-ЖИ-ШИ пиши с буквой и,

-ЧА-ЩА  пиши с буквой а,

-ЧУ-ЩУ пиши с буквой у.

Таблички.  

Посмотрел Сам Самыч на букву  Ч:  грустная она, невесёлая.

 Задумался он: почему грустит буква Ч?                                                  

Мы поможем  роботу вспомнить написания слов на эти правила и запишем слова в столбик, подчеркнём сочетания, которые знаем и помним по правилам. Будем очень внимательны.

Записываем слова - На доске появляется знак-– «работа в парах». 

Дети проверяют выполненное задание друг у друга.

Трудно было проверять?

Что помогло проверить быстро?

У кого есть исправленные ошибки?

Какое слово лишнее?

(чужой – почему? -  признак предмета, докажи, подчеркнём).

Физкультминутка.

Солнце

 Солнце вышло из-за тучки,

 Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

 Ручки в стороны потом

 Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

 Мы закончили разминку.

 Отдохнули ножки, спинки. (Потопали ножками, прогнули спинку)

на доске:

картинка с роботом, таблички с правилами появляют-ся по мере ответов детей

 

Слайды 2-7

в тетради:

часы

туча                   чайник                    щука                 чулок                  чужой                чайка                щавель                роща

Фронтальная.

работа в парах

Беседа.

Диалог.

Наглядный.

  1. Формирование мотивации учения и обучения.
  2. Реализация принципа деятельности.

Знакомство детей со способами решения проблемы

Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти»

Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

II. Постановка проблемы

IV. Решение проблемы

V. Практическая работа.

Проблемная ситуация.

Решение проблемной ситуации.

Практическая работа по закреплению.

  1. Почему буква Ч грустит?

Посмотрим какие звуки обозначает буква Ч?

(ответ обучающегося:

-часы- ча пишу с гласной а, звук «ч» всегда мягкий;

-туча-ча пишу с гласной а, звук «ч» всегда мягкий и так все слова с буквой Ч).

Напротив каждого слова записывается звук  «ч» в транскрипции.

Сколько звуков обозначает буква Ч?

А в основном согласные буквы  сколько звуков обозначают?

Какие? (твердые и мягкие)

Дадим характеристику этому звуку: звук ч - согласный, глухой, непарный, мягкий. Карточка.

Так почему грустная буква Ч?

 (обозначает только один звук, какой?)

Какая ещё буква выполняет такую же работу? (Щ)

(возвращаемся к словам с буквой Щ)

(ответ обучающегося:

- щука -щу пишу с гласной у, звук «щ» всегда мягкий и так все слова)

Напротив слова записывается звук  «щ» в транскрипции.

Дадим характеристику звука: звук щ - согласный, глухой, непарный, мягкий.  Карточка. 

  1. Сам Самыч принёс листик со схемой предложения.

                                                .

Расскажите про схему.

(ответ:  

В предложении 5 слов: предлог, предмет, действие предмета, признак предмета, предмет. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставится точка.)

Составим предложения ( не менее 5).

 А у робота своё предложение:  На деревьях набухли клейкие почки.

И Сам Самыч задумался:  а как написать слово ПОЧКИ? 

Нужен ли ь знак после Ч?                                        Какую работу может выполнять  ь?

Поможем. Запишем транскрипцию слова в тетрадь.

Транскрипция -   П О Ч К И

Действительно, буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не надо придавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака.

Запишем – почки, (измени первую букву, образуй новые слова).

 Как они будут писаться?

Какая ещё буква обозначает мягкий звук, который не требует дополнительную мягкость с помощью ь?

(Щ)

Запиши слова : руч…ка, доч…ка, ноч…ной, печ…ной, мощ…ный, хищ…ный, ч…тение.

Проверка.

Какое правило мы сегодня вывели с вами и помогли роботу написать новые слова.

Чк, чн, щн, чт пиши без ь.

Найди  слова - признаки предметов. Докажи. Подчеркни.

Физкультминутка.

Солнце.

 Солнце вышло из-за тучки,

 Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

 Ручки в стороны потом

 Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

 Мы закончили разминку.

 Отдохнули ножки, спинки. (Потопали ножками, прогнули спинку.)

Какие слова на наше правило есть в физкультминутке? (тучки, ручки)

  1. Работа с учебником. Упр.38, стр.61

Найди и запиши слова на эти правила. (Жучка – почему с большой буквы?)

                        Уважайте  мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

Спиши предложение, в котором есть слово – признак предмета.

Проверка: читаем хором, ставим точки под гласными, затем работа в парах.

 Работаем вместе (сло-ва были за-писаны на доске за створкой)

Схема на доске

Слайд 8

Слайд 9

 

Слайд 9

  Фронтальная  

 

Работа в парах 

Работа в парах

Проблем-ный

Наглядный Исследова-тельский

Практичес-кий.

Упражне-ние

Упражне-ние

Подводятся итоги урока.

VI . Закрепление изученного материала.

  1. Чуму мы научились?
  2. Какое правило  ещё теперь  знаем? (Карточку с правилом  вывешиваем к Сам Самычу под слово  – ЗНАЮ)

Даётся  устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

VII. Рефлексия.                

  1. Заполни карточку .                                                                      
  2.  Оцените свою работу на уроке.

Поставьте букву Т  (трудно) или  И (интересно).

ЦОР


Первый слайд в презентации был предназначен для  устной работы в конце урока, если останется время. Задание: составить предложения со словами, указанными на слайде.

 

                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс

Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....

Урок русского языка по теме "Правописание сочетаний жи-ши", 1 класс

Урок русского языка. Тема урока "Правописание сочетаний жи-ши. УМК "Школа России", 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.

Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе....