Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тип урока: постановка проблемы
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
(урок дан на районной практико-ориентированной конференции)
Преподаватель: Цветкова Елена Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №8
Предмет: Русский язык
Класс: 1
УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тип урока: постановка проблемы
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Таким образом, первый этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.
Задачи проблемного обучения:
- Учиться мыслить логично, научно, творчески.
- Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
- Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
- Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
- Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
- Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Этапы проблемного обучения.
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.
- Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.
- Создание проблемной ситуации.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у нает, что не может выполнитьпоставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новцыми.вои него знаний и должен дополнить их новыми.
- Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
- Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.
- Доказательство правильного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
В зависимости от деятельности учителя и учащихся на каждом из рассмотренных этапов проблемного обучения выделяются несколько уровней проблемного обучения.
Уровень | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
0 | Ставит проблему, формулирует и решает ее | Запоминает решение проблемы |
1 | Ставит проблему, формулирует ее | Решает проблему |
2 | Ставит проблему | Формулирует и решает проблему |
3 | Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство | Осознает проблему, формулирует и решает ее |
Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн.
Цель урока: | Развитие УУД | |
Образовательная: |
- анализ источников информации; - навыков экспериментальной работы; - навыков работы в паре;
- ранее изученного материала; | Познавательные действия
Логические действия
Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Воспитательная: |
- причинно-следственные связи ; - познаваемость;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки; - воспитание этики парной работы. | |
Развивающая: |
- умение классифицировать и обобщать; - составлять схемы; - умение формулировать выводы по изученному материалу;
|
План урока
Поставленная цель каждого этапа | Этапы урока
| Ход урока | оборудование | Формы работы | Методы работы |
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. | I. Мобилизующий этап. 1. Организацион-ный момент |
Мы умные, серьёзные, Мы отлично учимся, всё у нас получится.
| доска, телевизор, компьютер (презен-тация) | Коллективная. | |
Чистописание | Какая буква спряталась в стихотворении? С нами дома в светлый веЧер Чудный Чистый ЧеловеЧек. Он у папы на плеЧе Слушает про букву ……Ч. (Письмо – 4 раза) - Табличка | на доске: карточка с буквой, образец правильно-го написа-ния буквы | Индивидуаль-ная | ||
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока. | 2. Актуализация опорных знаний |
С каким правилом познакомился Сам Самыч? -ЖЕ-ШЕ пиши с буквой е, -ЖИ-ШИ пиши с буквой и, -ЧА-ЩА пиши с буквой а, -ЧУ-ЩУ пиши с буквой у. Таблички. Посмотрел Сам Самыч на букву Ч: грустная она, невесёлая. Задумался он: почему грустит буква Ч? Мы поможем роботу вспомнить написания слов на эти правила и запишем слова в столбик, подчеркнём сочетания, которые знаем и помним по правилам. Будем очень внимательны. Записываем слова - На доске появляется знак-– «работа в парах». Дети проверяют выполненное задание друг у друга. Трудно было проверять? Что помогло проверить быстро? У кого есть исправленные ошибки? Какое слово лишнее? (чужой – почему? - признак предмета, докажи, подчеркнём). Физкультминутка. Солнце Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Ручки в стороны потом Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. (Потопали ножками, прогнули спинку) | на доске: картинка с роботом, таблички с правилами появляют-ся по мере ответов детей
Слайды 2-7 в тетради: часы туча чайник щука чулок чужой чайка щавель роща | Фронтальная. работа в парах | Беседа. Диалог. Наглядный. |
Знакомство детей со способами решения проблемы Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти» Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока. | II. Постановка проблемы IV. Решение проблемы V. Практическая работа. Проблемная ситуация. Решение проблемной ситуации. Практическая работа по закреплению. |
Посмотрим какие звуки обозначает буква Ч? (ответ обучающегося: -часы- ча пишу с гласной а, звук «ч» всегда мягкий; -туча-ча пишу с гласной а, звук «ч» всегда мягкий и так все слова с буквой Ч). Напротив каждого слова записывается звук «ч» в транскрипции. Сколько звуков обозначает буква Ч? А в основном согласные буквы сколько звуков обозначают? Какие? (твердые и мягкие) Дадим характеристику этому звуку: звук ч - согласный, глухой, непарный, мягкий. Карточка. Так почему грустная буква Ч? (обозначает только один звук, какой?) Какая ещё буква выполняет такую же работу? (Щ) (возвращаемся к словам с буквой Щ) (ответ обучающегося: - щука -щу пишу с гласной у, звук «щ» всегда мягкий и так все слова) Напротив слова записывается звук «щ» в транскрипции. Дадим характеристику звука: звук щ - согласный, глухой, непарный, мягкий. Карточка.
. Расскажите про схему. (ответ: В предложении 5 слов: предлог, предмет, действие предмета, признак предмета, предмет. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставится точка.) Составим предложения ( не менее 5). А у робота своё предложение: На деревьях набухли клейкие почки. И Сам Самыч задумался: а как написать слово ПОЧКИ? Нужен ли ь знак после Ч? Какую работу может выполнять ь? Поможем. Запишем транскрипцию слова в тетрадь. Транскрипция - П О Ч К И Действительно, буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не надо придавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака. Запишем – почки, (измени первую букву, образуй новые слова). Как они будут писаться? Какая ещё буква обозначает мягкий звук, который не требует дополнительную мягкость с помощью ь? (Щ) Запиши слова : руч…ка, доч…ка, ноч…ной, печ…ной, мощ…ный, хищ…ный, ч…тение. Проверка. Какое правило мы сегодня вывели с вами и помогли роботу написать новые слова. Чк, чн, щн, чт пиши без ь. Найди слова - признаки предметов. Докажи. Подчеркни. Физкультминутка. Солнце. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Ручки в стороны потом Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. (Потопали ножками, прогнули спинку.) Какие слова на наше правило есть в физкультминутке? (тучки, ручки)
Найди и запиши слова на эти правила. (Жучка – почему с большой буквы?) Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Спиши предложение, в котором есть слово – признак предмета. Проверка: читаем хором, ставим точки под гласными, затем работа в парах. | Работаем вместе (сло-ва были за-писаны на доске за створкой) Схема на доске Слайд 8 Слайд 9
Слайд 9 | Фронтальная
Работа в парах Работа в парах | Проблем-ный Наглядный Исследова-тельский Практичес-кий. Упражне-ние Упражне-ние |
Подводятся итоги урока. | VI . Закрепление изученного материала. |
| |||
Даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия. | VII. Рефлексия. |
Поставьте букву Т (трудно) или И (интересно). | ЦОР |
Первый слайд в презентации был предназначен для устной работы в конце урока, если останется время. Задание: составить предложения со словами, указанными на слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс
Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....
Конспект урока русского языка по теме:"Правописание слов с разделительным мягким знаком" для 2 класса.
Урок проводился на неделе начальных классов....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс
русский язык...
Урок русского языка по теме "Правописание сочетаний жи-ши", 1 класс
Урок русского языка. Тема урока "Правописание сочетаний жи-ши. УМК "Школа России", 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс
Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе....