Урок русского языка в 3 классе ("Начальная школа 21 века") "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок является уроком приобретения новых знаний и овладения новыми способами действий. Построен в соответствии со структурой урока в рамках технологии развития критического мышления. Предназначен для учителей, работающих по учебникам С. Иванова, но может быть полезен и для других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imen_sushchestvitelnyh_po_padezham.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение имен существительных по падежам
(3 класс. «Начальная школа 21 века»)
Цель урока. Создание условий для развития у учащихся умения изменять имена существительные по числам и падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
Оборудование: раздаточные тексты «Изменение имен существительных», кружки для обозначения цветом своего настроения.
Ход урока
- Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Минутка чистописания.
Кк ок кл корзина
- Словарная работа. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Обсудите со своим соседом.
Корзина, в корзине, корзинка, корзинный, с корзиной, из корзин, в корзину, корзиночка.
- Как вы определили, где однокоренные слова, а где форма одного и того же слова?
- Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Обозначьте во всех словах окончание и основу.
- Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика?
- Какой можно сделать вывод? /При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова./
- Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
- Как изменяются имена существительные?
- Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.
- Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./
- Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./
- Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
- Стадия осмысления.
1. Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:
Название падежа | Вспомогательное слово | Падежные вопросы |
Именительный | существует | кто? что? |
Родительный | нет | кого? чего? |
Дательный | дать | кому? чему? |
Винительный | вижу | кого? что? |
Творительный | доволен | кем? чем? |
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию.
- Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него./
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Узнали ли вы, что такое падеж?
- А узнали вы, сколько падежей в русском языке?
- Откуда произошли названия падежей?
2. Работа с теоретическим материалом учебника
с. 6, 8, 9: чтение, обсуждение
3. Физкультминутка
4. Первичное закрепление.
упр. 2 с.6:
а) Чтение задание, проговаривание.
б) самостоятельная работа, индивидуальная коррекция:
списывание предложений с постановкой слов в нужную форму
в) взаимопроверка
г) работа в паре: определение падежей
д) проверка в четверках
- Итог урока. Стадия рефлексии.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./
- Какие падежи запомнили?
Составление кластера
- Что вам понравилось на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Выставление оценок.
- Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.
- Домашнее задание: выполнить упр.4 на с. 11; выучить падежи.
Резерв урока
Применение знаний.
Упражнение в склонении: I вариант склоняет слово «кот», а II вариант – слово «сосна».
Взаимопроверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных
Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных...
Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен ...
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...
Урок русского языка 2 класс «Начальная школа 21 века» с использованием ТРКМ
Урок русского языка (2 класс «Начальная школа 21 века»)с использованием ТРКМ (технология развития критического мышления)...
Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"
Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....