Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен существительных, за их ролью в предложении. Ознакомление с названием падежей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 25.21 КБ |
urok_russkogo_yazyka.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных
Цели: - Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен существительных, за их ролью в предложении
- Ознакомление с названием падежей
Задачи: - Выполнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном
- Развитие интереса к русскому языку
- Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе
Тип урока: открытие нового материала
Материальное - Учебник «Русский язык» для 4 кл. Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева
обеспечение: - Схема-опора «Падежи»
- Персональный компьютер, экран, проектор
I Словарная работа На доске: Алмаз, газета, дорога, ежиха
- запишите слова
- что объединяет эти слова? (сущ.)
- какое слово лишнее? (ежиха) все словарные, неодушевленные
- обведите в овал слово в котором звуков больше чем букв (ежиха) Докажите
На доске: - разберите слово по дороге3 как часть речи
II Актуализация - о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?
имеющихся знаний (сущ-ое)
- что такое имя существительное? (правило)
- почему существительные могут отвечать на 2 вопроса? (одуш,неодуш.)
- какие признаки имеют имена существительные? (постоянные, непостоянные)
- какие постоянные признаки вы знаете у имен существительных? (одуш.,нариц.,род)
- непостоянные? (число)
-как вы понимаете выражение «постоянный признак» (признак, который есть всегда в любой форме слова)
-а непостоянный?
III Актуализация Прочитайте слова и запишите их в тетрадь
знаний по теме: Кот Котик Кошечка Котенок
«Словообр и словоизм» - какие это слова? (однокорен.)
Слайд № 2 - выделите ∩ и ____ Что заметили? (основа изменилась). Это значит: образовались новые слова. Выделите
Вывод: - Закончите предложение: При образовании однокоренных слов изменяется основа слова, образуются новые слова Это….(словообразование)
Слайд № 3 - А если изменить форму одного и того же слова напр.: КОТ?
- Что должно произойти? (измениться )
- Давайте проверим это, используя стихотворение о коте.
Слайд № 4 - (Стих) Выпишите формы слова КОТ с (проговариваем цепочкой вслух) вопросами на которые они отвечают (при этом слева каждой строчки от начала записи будем оставлять небольшое расстояние)
Проверка (с доской слайдами)
Слайд № 5 - Посмотрите на свою запись и запись на доске – У вас так же получилось?
- Что изменяется в словах? ( ) Сделайте вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяются окончания это словоизменение
Учитель: Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам или склонениям
Учебник - (стр. 96) прочтите правило
Слайд № 5 - Как называются падежи?
- Вернемся к нашему упражнению со словом КОТИК
Мы оставляем слева места, попробуем представить падежи (сверив их с моей версией)
Сказка - А теперь хочется узнать, почему падежи получили свои названия?
Я расскажу вам грамматическую сказку Волиной про названия падежей, а вы будете находить их в правилах (в учебнике) и хором прочитывать вспомогательные слова и вопросы.
«Он еще не родился, а уже думали какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка)
Родился – стал Родительный. (2-я строчка)
Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки еги винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.(6-я строчка)»
На доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:
И.п. кто? что?
Слайд № 6 - Итак: А теперь ответьте на вопросы:
IV Осмысление 1) Как называется изменение имен существительных?
изученного нового (изм. По падежам, склонение )
2) Сколько падежей в русском падеже в русском языке? (6)
3) Что есть у каждого падежа? (вопросы)
4) Почему у каждого падежа 2 вопроса ,а не 1?
Слайд № 7 Физ - минутка
Слайд № 8 - С помощью памяток – подсказок измените слово по (памятка) падежам (МОЛОКО)
1 у доски - Выделяем
Ост. Самостоятельно - Для чего служит окончание в словах? (для связи слов в предложении)
(на обратной стороне - Запишите предложение и выполните полный
Доски 1 чел. у доски) синтаксический разбор + схема. (У сущест. попробуем указать падежи)
п. сущ.П.п. гл. прил. сущ. И.п.
НА ОКНЕ СИДЕЛ ПУШИСТЫЙ КОТЕНОК (пов.,невоск.,распр.,простое)
Итог урока: Мы попали в «Дворец падежей»
Слайд № 9 - Назовите все падежи, которые вы узнали
- Изменение имен существительных по падежам это словообразование или словоизменение?
Слайд № 10 Дополните предложения
- В русском языке (6) падежей
- Изменение слов по падежам называется…..(склонением)
V Д/З - Упр. 1 стр. 38 (Д.м)
Выписать 2 существительных и просклонять их
2) Выучить таблицу падежи стр. 96 (правило)
Vв Шуточное стихотворение «О Лежебоке»
«Спросили Лежебокина:
- А ну-ка ,расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный, грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Простительный!»
- Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные?
- Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин (Именит.,Родит.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте слова кот, котик, кошечка, котёнок
Послушайте стихотворение
Выпишите формы слова КОТ с вопросами, на которые они отвечают У норы добычи ждёт, Притаившись серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая - и та Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит в темноте, Вспоминает о коте.
кто? кот от кого? от кота к кому? к коту кого? кота с кем? с котом о ком? о коте И.п Р.п Т.п В.п Д.п П.п
Ответьте на вопросы Как называется изменение имён существительных? Сколько падежей в русском языке? Что есть у каждого падежа? Почему у каждого падежа по 2 вопроса? Что такое склонение?
Просклоняйте слово молоко
Дворец падежей
Дополните предложения В русском языке … падежей. Изменение слов по падежам называется … . шесть склонением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс
Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...
Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"
Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок урусского языка...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»
Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»...
урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...