Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Галина Васильевна Недоводиева

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Дальнереченского городского округа

Урок русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа ХХI века»

 по теме:

«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе»

                           

                                               

                                                           учитель начальных классов:

                                                                     Недоводиева Галина Васильевна

март  2014

Урок русского языка 3 класс  УМК «Начальная школа ХХI века»        14.03.2014г

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Тип урока: комбинированный урок. + презентация к уроку

Характеристика деятельности детей:

 Наблюдение над окончаниями имён существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Планируемые предметные результаты:

Анализируем таблицу окончаний имён существительных множественного числа. Знает, что склонение определяется по начальной форме слова (И.п.). Определяет падежные окончания у существительных 1, 2, 3 склонения. Записывает слова по группам. Определяет место орфограммы в слове. Подбирает родственные слова к словарным словам. Составляет с данными словами предложения.

Универсальные учебные действия:

Задаёт вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку. Выполняет работу в парах.

Личностные результаты:

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.

Урок

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас  на уроке гости, давайте их поприветствуем. Тихо сели.

-Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся  на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту. Но прежде чем отправимся в путь, давайте повторим то, что уже знаем.

2

Актуализация опорных знаний

презентация

- Что мы знаем об имени существительном?  Слайд 2

  • часть речи;
  • обозначает предмет;
  • отвечает на вопросы кто?, что?;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • имеет род и склонение;
  • изменяется по числам и падежам;
  • в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным.

3

Чистописание

презентация

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания.

и  п    т    пи       ти

липа, пила, плита, стихи

4

Фонетический разбор слова

Плита- [ п л и т а] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога

Характеристика каждого звука

5

Письмо по памяти

презентация

- Определи склонение и падеж существительного?

Если слон по крыше  (1 скл. Д.п.)

Прогуляться вышел.

Взаимопроверка (работа в парах)

6

Изучение нового материала.

презентация

Просклоняйте существительные?

1 ряд - мамы        2 ряд- столы       3 ряд – мыши

 (работа в группах)

Проверка

И.п.     мамы             столы                    мыши

Р.п.      мам               столов                   мышей

Д.п.     мамам           столам                  мышам

В.п.      мам               столы                     мышей

Т.п.      мамами       столами                 мышами

П.п.     о мамах         о столах               о мышах

Вывод:

-Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

- не различается по склонениям;

 - имеет  окончания в трёх падежах:

Д.п.(-ам, -ям),

Т.п.(-ами, -ями),

П.п.(-ах, -ях);

7

Физкультурная минутка для глаз

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

8

Работа по учебнику

стр.92

- ученик читает правила.

-Как проверить безударные окончания имён существительных множественного числа?

- Ударным окончанием слова или по таблице.

- Ребята, но в правописании имён сущ. 1-ого склонения в форме Р. п. есть одна особенность, а какая – прочитайте в учебнике.

Упр. №1 коллективная работа

2 чел у доски.

9

Словарная работа

презентация

Я не репа, не морковь –

Мелочь огородная.

У меня под кожей кровь

Очень благородная.  (помидор)

- Работа над словом

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам.

Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер за порог, остаёмся мы без ног,

А безногим – вот беда! – ни туда и ни сюда! (ботинки)

- Работа над словом

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем,

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги (сапоги)

- Работа над словом

10

Закрепление учебного материала.

Упр.3

Запишите сущ. в форме множественного числа Р. п.

3 ученика у доски, а остальные в тетради.

Взаимопроверка (работа в парах)

Вывод:

м.р., ед.ч. 2 скл.

ж.р., ед. ч. 3скл.

ж.р., мн. ч., Р. п. 1 скл.

без ь

с ь

без ь

11.

Рефлексия

- Что нового вы узнали о правописании безударных окончаний имён существительных множественного числа?

Что ты запомнил?

Что ты понял?

Чему научился?

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.

Вот мы с  вами взяли ещё одну высоту.

Д/з  стр. 94 упр. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание окончаний имён существительных множественного числа. Урок 110 3 класс «Начальная школа ХХ I века»

Слайд 2

Если слон по крыш… Прогуляться вышел . Письмо по памяти

Слайд 3

Если слон по крыш е Прогуляться вышел . ( 1 скл . Д.п .) Письмо по памяти

Слайд 4

часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы кто?, что?; одушевлённое или неодушевлённое; имеет род и склонение; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным. Что мы знаем об имени существительном?

Слайд 5

1 вариант - мамы 2 вариант – столы 3 вариант – мыши Просклоняйте существительные

Слайд 6

И.п . мам ы стол ы мыш и Р.п . мам стол ов мыш ей Д.п . мам ам стол ам мыш ам В.п . мам стол ы мыш ей Т.п. мам ами стол ами мыш ами П.п . о мам ах о стол ах о мыш ах Проверка

Слайд 7

- не различается по склонениям; - имеет окончания в трёх падежах: Д.п .(- ам , -ям), Т.п .(- ами , - ями ), П.п .(-ах, - ях ); Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

Слайд 8

Я не репа, не морковь – Мелочь огородная. У меня под кожей кровь Очень благородная. Словарная работа

Слайд 9

Пословицы: Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен. Загадка : Соберём их с тёплой грядки, А потом засолим в кадке. И съедим под Новый год Этот вкусный красный плод. Предложение : В августе бабушка собрала большой урожай помидоров . Словарная работа

Слайд 10

Загадка: Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам. Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем. Но чуть вечер за порог, остаёмся мы без ног, А безногим – вот беда! – ни туда и ни сюда! Предложение: Мама долго выбирала Серёже удобные ботинки. Словарная работа

Слайд 11

Ботинки – обувь, закрывающая ногу по щиколотку, реже до середины, обычно на шнуровке или застёжках. Слово заимствовано из французского языка.

Слайд 12

Загадка: Сшили их из чёрной кожи, В них теперь ходить мы можем, И по слякотной дороге – Не промокнут наши ноги. Предложение: Дед Михаил обычно спал на свежем воздухе под навесом, варил на железной печке обед и, сидя перед огнём на скамеечке, сапожничал. Словарная работа

Слайд 13

Сапог – обувь с высоким голенищем. Пословицы: По размеру ноги выбирай сапоги. В пляске сапог не жалеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок - исследование по русскому языку.Эпиграф урока «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».     А. Дист...

Русский язык 4 класс Тема:Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

УМК "Школа России", урок русского языка по учебнику Канакиной В.П. Форма работы на уроке групповая...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Технологическая карта Русский язык 4 класс тема "Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Упражнение в правописании имен прилагательных".Тип урока: освоение новых знаний.Педагогическая цель:  создать условия для закрепле...