Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus_yaz_4.docx | 84.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени
РАССМОТРЕНА На заседании МО учителей начальных классов Протокол № ______ от « _______» 2015 г. ______________ Пономарева Е.В. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13 ___________________ Александрова Н.Н. | ПРИНЯТА на заседании Педагогического Совета Протокол № ___ от « _______» 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ СОШ №13 № ___ от « _______» 2015 г _______________ Пуртова С.Н. |
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
4 класс
Учитель начальных классов высшей категории
Пономарева Елена Васильевна
2015/2016 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа рассчитана на 170часов в год (из них 5 часов резервных).
Количество часов в неделю 5.
Количество часов в 1 четверти - 45;
Количество часов во 2 четверти - 35;
Количество часов в 3 четверти - 50;
Количество часов в 4 четверти - 40.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуациионно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово».Содержание работы
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.
Данная программа направлена:
На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные и прилагательные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить разбор слова как части речи:
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
спрягать глаголы.
VI.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (17 часов)
Предложение. Текст (36 часов)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Имя существительное (45 часов)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное (20 часов)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (36 часов)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся –ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о – -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
Наречие (4 часа)
Наречие – неизменяемая часть речи. Употребление наречий в речи. Правописание суффиксов наречий.
Повторение (12часов)
Работа по обогащению словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной и письменной речи в ходе работы с языковым материалом, чтение текстов и т.д. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название разделов и тем | Общее кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Повторение | 17 | Знакомиться с новым учебником. Толковать значение слов. Проводить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырех позиций (лексическое значение; состав слова и однородные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает). |
Предложение. Текст. | 36 | - Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. - Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. - Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. - Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. - Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. - Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью - Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. - Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). - Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. - Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов. - Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). - Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. - Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью. - Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью. - Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). - Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. |
В том числе: Простое предложение. Предложение с однородными членами. | 13 | |
Сложные предложения с союзами и, а, но. | 11 | |
Предложения с прямой речью | 12 | |
Имя существительное | 45 | - Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. - Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. - Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. - Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. - Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. - Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи. - Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). - Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. - Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. - Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. - Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. - Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. |
В том числе: Что мы знаем об имени существительном. | 5 | |
Изменение имен существительных по падежам | 12 | |
Три склонения имен существительных | 7 | |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 13 | |
Имя прилагательное | 20 | - Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. - Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. - Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. - Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. - Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. - Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных. - Выделять в тексте и конструировать словосочетания «прил. + сущ». |
В том числе: Что мы знаем об имени прилагательном | 5 | |
Словоизменение прилагательных | 4 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 11 | |
Глагол | 36 | - Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. - Определять грамматические признаки глагола. - Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. - Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. - Составлять задания в группе по изученному материалу. - Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. - Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. - Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. - Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). - Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
В том числе: Что мы знаем о глаголе | 4 | |
Словоизменение глаголов Правописание безударных личных окончаний глаголов Разбор глагола по составу Наречие | 2 17 13 4 | |
Повторение | 12 | - Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. - Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. - Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). - Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. |
Итого | 170 |
VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы.
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов.
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.
Список литературы для учителя
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
- Баранов М.Т. Изучение орфографии в 48-х классах. – М.,Просвещение, 2008
- Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002
В календарно-тематическом планировании введены следующие обозначения:
- личностные УУД – (Л);
- регулятивные УУД – (Р);
- познавательные УУД – (П);
- коммуникативные УУД – (К).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата | |||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке | ЗНАТЬ: задачи и значение уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке. УМЕТЬ: ориентироваться в новом учебнике. | - интерес к чтению, интерес к изучению языка (Л); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); -высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | - устный опрос; - работа с информационными источниками (учебник); - коллективная работа. | 1 | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРЕНИЕ (16 ч) | |||||||||||||
2 | Повторение фонетики и графики. | ЗНАТЬ: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания. УМЕТЬ: составлять схемы-опоры. | - определять степень успешности своей работы (Р); -устанавливать причинно-следственные связи (П); -осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л). | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чте- ния. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограмма- ми, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 1 | ||||||||
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение | ЗНАТЬ: особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение. УМЕТЬ: ставить ударение в словах правильно. | - строить рассуждения (П); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К). | 1 | |||||||||
4 | Что такое графика. Письмо под диктовку | ЗНАТЬ: что такое орфограмма, закон русского языка, понятия «каллиграфия», «монография». УМЕТЬ: определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К). | 1 | |||||||||
5 | Фонетический разбор слова. | ЗНАТЬ: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками). УМЕТЬ: выполнять фонетический разбор слов. | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); -составлять план решения учебной проблемы (Р). | 1 | |||||||||
6 | Повторение орфографии. | ЗНАТЬ: основные правила орфографии русского языка. УМЕТЬ: применять на практике эти правила. | - мотивация (Л); - осуществлять анализ и синтез (П); - строить рассуждения (П) - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р). | 1 | |||||||||
7-8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | ЗНАТЬ: основные правила орфографии русского языка; антонимы. УМЕТЬ: применять правила на практике. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 2 | |||||||||
9 | Входной контрольный диктант | Проверка знаний учащихся | - определять степень успешности своей работы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
10 | Работа над ошибками | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
11 | Повторение состава слова. Чередование гласных и согласных в корне слова. | ЗНАТЬ: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова. УМЕТЬ: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний. | - мотивация (Л); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р). | 1 | |||||||||
12 | Повторение изученного о частях речи. | ЗНАТЬ: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи. УМЕТЬ: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
13 | Повторение изученного по синтаксису. | ЗНАТЬ: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение». УМЕТЬ: составлять текст из группы разрозненных слов или текст из ответов на вопросы. | - осуществлять анализ и синтез (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
14 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | ЗНАТЬ: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании. УМЕТЬ: применять эти правила. | - мотивация (Л); - вычитывать все виды текстовой информации (П); - самостоятельно формулировать тему и цель урока (Р); - осуществлять анализ и синтез (П). | 1 | |||||||||
15 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
16 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 1 | |||||||||
17 | Контрольное списывание | ЗНАТЬ: изученные правила. УМЕТЬ: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. | - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (11 ч) | |||||||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного. | ЗНАТЬ: алгоритм работы. УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм. | - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - устанавливать причинно-следственные связи (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю») Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму | 1 | ||||||||
19 | Однородные члены без союзов и с союзом и . Стилистическая роль в худ. тексте предложений с однородными членами | ЗНАТЬ: виды связи однородных членов предложения. УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения. | - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - осуществлять анализ и синтез (П); - интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л). | 1 | |||||||||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и,а,но | ЗНАТЬ: виды связи однородных членов предложения. УМЕТЬ: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 1 | |||||||||
21-22 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами | ЗНАТЬ: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения. УМЕТЬ: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | - осуществлять анализ и синтез (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 2 | |||||||||
23 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
24 | Работа над ошибками | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 1 | |||||||||
25 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | Проверка знаний учащихся. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
26 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами предложения. | ЗНАТЬ: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения. УМЕТЬ: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | - осуществлять анализ и синтез (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
27 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | Проверка знаний учащихся | - определять степень успешности своей работы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
28 | Работа над ошибками | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 3. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ и, а, но (11 ч) | |||||||||||||
29 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | ЗНАТЬ: правила алгоритма работы. УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р). | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями . Продуцировать текст с использованием слож- ных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). | 1 | ||||||||
30 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | ЗНАТЬ: правила алгоритма работы. УМЕТЬ: ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью. | - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 1 | |||||||||
31-32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | ЗНАТЬ: правила алгоритма работы. УМЕТЬ: ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | - мотивация (Л); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 2 | |||||||||
33 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | ЗНАТЬ: стили текстов. УМЕТЬ: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
34 | Работа над ошибками. Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | - определять степень успешности своей работы (Р); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 1 | |||||||||
35 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Проверка знаний учащихся | - определять степень успешности своей работы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
36 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
37 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | УМЕТЬ: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | - пользоваться словарями, справочниками (П); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
38 | Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант. | ЗНАТЬ: изученные правила и словарные слова. УМЕТЬ: находить и исправлять стилистические ошибки. | - определять степень успешности своей работы (Р); - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л). | 1 | |||||||||
39 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №3 | Проверка знаний и умений учащихся. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (9 ч) | |||||||||||||
40 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. | - мотивация (Л); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р). | Выделять на слух и в тексте предложения с пря- мой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), приме- нять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | 1 | ||||||||
41 | Контрольный диктант за I четверть | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
43 -44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора) | ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора. | - осуществлять анализ и синтез (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 2 | |||||||||
45-46 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора) | ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью перед словами автора. | 2 | ||||||||||
47 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. УМЕТЬ: оформления на письме предложений с прямой речью. | - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л); - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р). | 1 | |||||||||
48 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
СЛОВО ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ 5. ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (4 ч) | |||||||||||||
49 -50 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | ЗНАТЬ: грамматические признаки имени существительного. УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор имен существительных | - мотивация (Л); - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. | 2 | ||||||||
51 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | ЗНАТЬ: однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов. УМЕТЬ: составлять устный рассказ на тему имена существительные, составлять научный текст | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л); - определять степень успешности своей работы (Р); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П). | 1 | |||||||||
52 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 6. ИЗМЕНЕНИЕ МЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (14 ч) | |||||||||||||
53 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | ЗНАТЬ: понятие «падеж» УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам. | - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л). | Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 | ||||||||
54 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | ЗНАТЬ: изменение имен существительные по падежам. УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж. | 1 | ||||||||||
55 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | ЗНАТЬ: изменение имен существительные по падежам, заимствованные слова. УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам в ед. и во мн. числе | - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - осуществлять анализ и синтез (П); - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
56-57 | Именительный и винительный падежи. | ЗНАТЬ: вопросы и предлоги именительного и винительного падежа. УМЕТЬ: определять именительный и винительный падежи существительных | - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - извлекать информацию, представленную в разных формах (П). | 2 | |||||||||
58 | Родительный падеж | ЗНАТЬ: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. УМЕТЬ: определять падеж имен сущ. по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других (Р); - осуществлять анализ и синтез (П); - интерес к изучению языка (Л); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | 1 | |||||||||
59 | Дательный падеж | 1 | |||||||||||
60 | Творительный падеж | 1 | |||||||||||
61 | Предложный падеж | 1 | |||||||||||
62 | Обобщение знаний о падежах. | 2 | |||||||||||
63 | Проверочная работа № 3 «Изменение имен существительных по падежам» | Проверка знаний и умений учащихся. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
64 | Контрольный диктант по теме «Изменение имен существительных по падежам» | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Р); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
65 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
66 | Урок – обобщение по теме «Имя существительное» Р\р Обучающее мини - изложение | ЗНАТЬ: все об именах существительных. УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; изменять имена существительные по падежам. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч) | |||||||||||||
67 | Три склонения имен существительных. | ЗНАТЬ: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные. УМЕТЬ: определять склонения имен существительных. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения(К); - осуществлять анализ и синтез (П); - определять степень успешности своей работы (Р). | Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | 1 | ||||||||
68 | Склонение имен существительных | 1 | |||||||||||
69-71 | Морфологический разбор имени существительного. | ЗНАТЬ: порядок морфологического разбора имени существительного. УМЕТЬ: выполнять морфологического разбора имени существительного. | - строить рассуждения (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | 2 | |||||||||
72-73 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления | ЗНАТЬ: несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных. УМЕТЬ: правильно употреблять их в устной и письменной речи. | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - интерес к изучению языка (Л). | 2 | |||||||||
74 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 ч) | |||||||||||||
75 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | ЗНАТЬ: орфографическое правило. УМЕТЬ: использовать правило на практике. | - осуществлять анализ и синтез (П) - самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р) - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К). | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных | 1 | ||||||||
76-77 | Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительного женского рода» | ЗНАТЬ: орфографическое правило. УМЕТЬ: писать слова с данной орфограммой. | - работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р) - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П) - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 2 | |||||||||
78 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | Проверка знаний учащихся. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 1 | |||||||||
79 | Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительных женского рода» | ЗНАТЬ: орфографическое правило. УМЕТЬ: писать слова с данной орфограммой; умение находить и корректировать свои ошибки. | - строить рассуждения (П); - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К). | 1 | |||||||||
80 | Контрольный диктант за II четверть. | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
81 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 9. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (10 ч) | |||||||||||||
82 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. УМЕТЬ: применять правила на практике. | - работать по плану, корректировать свои действия (Р); - строить рассуждения (П); - осуществлять анализ и синтез (П); - уметь корректировать свою точку зрения (К); - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л). | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 | ||||||||
83-85 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. УМЕТЬ: писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания. | 3 | ||||||||||
86 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета» | УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
87 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. УМЕТЬ: находить и корректировать свои ошибки. | - самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р); - строить рассуждения (П); - интерес к изучению языка (Л); - уметь корректировать свою точку зрения (К). | 1 | |||||||||
88 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | Проверка знаний учащихся. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 1 | |||||||||
89 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. УМЕТЬ: применять правила на практике; находить и корректировать свои ошибки. | - работать по плану, корректировать свои действия (Р); - строить рассуждения (П); - интерес к изучению языка (Л). | ||||||||||
90 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
91 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Л). | 1 | |||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛ 10. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч) | |||||||||||||
92 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. | ЗНАТЬ: типы текстов,их признаки. понятие «антонимы» УМЕТЬ: определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи. | - мотивация (Л); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - строить рассуждения (П). | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. | 1 | ||||||||
93 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | |||||||||||
94 | Морфологический разбор имен прилагательных. | ЗНАТЬ: грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного. УМЕТЬ: выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. | - строить рассуждения (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (2 ч) | |||||||||||||
95 | Изменение имен прилагательных по падежам. | ЗНАТЬ: как изменяются имена прилагательные. УМЕТЬ: изменять имена прилагательные по падежам | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | Называть грамматические признаки имён при- лагательных (морфологический разбор), опреде- лять начальную форму. | 1 | ||||||||
96 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | ЗНАТЬ: понятие «словосочетание», именное словосочетание. УМЕТЬ: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях. | 1 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (11 Ч) | |||||||||||||
97-98 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. УМЕТЬ: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний. | - мотивация (Л); - осуществлять анализ и синтез (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (Р). | Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. | 2 | ||||||||
99 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных Свободный диктант. | 1 | |||||||||||
100 | Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие» | УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
101 | Редактирование творческих работ. | УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | - определять степень успешности своей работы (Л). | 1 | |||||||||
102-104 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. УМЕТЬ: грамотно писать слова, используя изученные орфограммы. | - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - осуществлять анализ и синтез (П); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К). | 3 | |||||||||
105 | Проверочная работа №6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | Проверка знаний и умений по данной теме. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 1 | |||||||||
106 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
107 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Л). | 1 | |||||||||
ГЛАГОЛ РАЗДЕЛ 13. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (5 ч) | |||||||||||||
108 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | ЗНАТЬ: употребление слова «глагол» в старом значении 18-19 веков; роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов. УМЕТЬ: правильно писать глаголы с частицей НЕ. | - мотивация (Л); - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. | 1 | ||||||||
109-110 | Значение и грамматические признаки глаголов. | ЗНАТЬ: понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». УМЕТЬ: определять время, число и род глаголов. | - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - извлекать информацию, представленную разными видами текста (П); -высказывать и обосновывать свою точку зрения(К). | 1 | |||||||||
111-112 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | ЗНАТЬ: постоянные и непостоянные признаки глаголов. УМЕТЬ: составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 2 | |||||||||
РАЗДЕЛ 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (25 ч) | |||||||||||||
113 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов1и 2 спряжения. | ЗНАТЬ: понятие «спряжение глаголов». УМЕТЬ: определять спряжение глаголов. | - составлять план решения учебной проблемы (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - строить рассуждения (П). | Сотрудничать в группе, распределять роли, слу- шать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимуще- ственным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окон- чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | 1 | ||||||||
114-115 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | ЗНАТЬ: понятие «спряжение глаголов». УМЕТЬ: определение спряжение глаголов с ударным окончанием. | - осуществлять анализ и синтез (П); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). | 2 | |||||||||
116 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | ЗНАТЬ: алгоритм определения спряжения глаголов; глаголы исключения. УМЕТЬ: выводить алгоритм действий и выбирать способ определения спряжения глаголов. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (П); - интерес к изучению языка (Л); - самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 1 | |||||||||
117 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | |||||||||||
118-119 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | ЗНАТЬ: алгоритм определения спряжения глаголов. УМЕТЬ: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий. | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - строить рассуждения (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | 2 | |||||||||
120 | Контрольное списывание | УМЕТЬ: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. | - определение степени успешности совей работы (Л); | 1 | |||||||||
121-122 | Морфологический разбор глагола. | ЗНАТЬ: постоянные и непостоянные признаки глаголов. УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 2 | |||||||||
123 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | 1 | |||||||||
124 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении | УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | - определять степень успешности своей работы (Л). | 1 | |||||||||
125 | Контрольный диктант за III четверть. | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
126 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | 1 | |||||||||
127-128 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | ЗНАТЬ: понятие «постфикс». УМЕТЬ: использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | - осуществлять анализ и синтез (П) - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 2 | |||||||||
129-132 | Правописание глаголов 2-го лица ед. числа | ЗНАТЬ: правописание глаголов 2-го лица ед. числа. УМЕТЬ: писать букву ь в глаголах 2-го лица ед. числа. | - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - извлекать информацию, представленную разными видами текста (П); -устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | 4 | |||||||||
133-137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний) | ЗНАТЬ: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями. УМЕТЬ: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий. | 5 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 15. РАЗБОР ГЛАГОЛОВ ПО СОСТАВУ (17 Ч) | |||||||||||||
138-141 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | ЗНАТЬ: алгоритм разбора глагола по составу УМЕТЬ: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами. | - мотивация (Л); - строить рассуждения (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | - коллективная работа; - работа с информационными источниками (учебник); - тестовые задания; -работа в парах; -самостоятельная работа. | 4 | ||||||||
142 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | ЗНАТЬ: изученные орфограммы. УМЕТЬ: использовать в письменной речи глаголы в форме настоящего времени с изученными орфограммами в творческой работе; самостоятельно составлять план сочинения. | - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | -коллективная работа; -творческая работа. | 1 | ||||||||
143 | Работа над ошибками. | УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | - определять степень успешности своей работы (Л). | - коллективная работа; - выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||||||||
144-148 | Правописание глаголов с изученными орфограммами | ЗНАТЬ: изученные орфограммы правописания глаголов. УМЕТЬ: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; Использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л); - устанавливать причинно-следственные связи (П); - составлять план решения учебной проблемы (Р); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К). | - дидактические игры; -устный опрос; -коллективная работа; -работа в группах; - работа с информационными источниками (учебник); -словарный диктант. | 5 | ||||||||
149 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол» | Проверка знаний учащихся. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | - устный опрос; - самостоятельная работа. | 1 | ||||||||
150 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. | ЗНАТЬ: правила по данной теме; правописание словарных слов. УМЕТЬ: правильно писать словарные слова. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). - пользоваться словарями, справочниками (П). | - коллективная работа; -индивидуальная работа по карточкам. -словарный диктант. | 1 | ||||||||
151-152 | Повторение по теме: «Глагол» | ЗНАТЬ: правила по теме «глагол». УМЕТЬ: применять, полученные орфографические, языковые, пунктационные знания в устной и письменной речи. | - строить рассуждения (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - осуществлять анализ и синтез (П); - определение степени успешности совей работы (Л). | -коллективная работа; - работа в парах; -устный опрос; - работа с информационными источниками (учебник); - тестовые задания. | 2 | ||||||||
153 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | Проверка знаний и умений учащихся. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | - самостоятельная работа. | 1 | ||||||||
154 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | - коллективная работа; - выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||||||||
РАЗДЕЛ 16. ПОВТОРЕНИЕ (16 ч) | |||||||||||||
155 | Повторение по теме: «Слово». | ЗНАТЬ: понятие «фонетика», «ударение», состав слова, фонетический разбор. УМЕТЬ: уметь выполнять фонетический разбор слов. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К); - осуществлять анализ и синтез (П); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | - работа с информационными источниками (учебник); - дидактическая игра; -устный опрос; - тестовые задания; - самостоятельная работа; - письменный опрос; -работа в парах; - творческая работа. - работа в группах; - индивидуальная работа по карточкам; - словарный диктант. | 1 | ||||||||
156 | Повторение по теме: «Предложение». | ЗНАТЬ: понятие «предложение». УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор предложения. | - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л); - строить рассуждения (П); - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К); - устанавливать причинно-следственные связи (П). | 1 | |||||||||
157 | Повторение по теме: «Текст». | ЗНАТЬ: типы текстов, части текста. УМЕТЬ: определять основную мысль текста и озаглавливать текст. | 1 | ||||||||||
158 | Повторение по теме: «Имя существительное» | ЗНАТЬ: постоянные и непостоянные признаки имени существительного, многозначные слова, синонимы, антонимы. УМЕТЬ: проводить морфологический разбор имени существительного. | - устанавливать причинно-следственные связи (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р); - строить рассуждения (П). | 1 | |||||||||
159 | Повторение по теме: «Имя прилагательное» | ЗНАТЬ: морфологические признаки имени прилагательного, УМЕТЬ: употреблять в речи прилагательные-синонимы и антонимы; выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||||||||
160 | Повторение по теме: «Глагол». | ЗНАТЬ: морфологические признаки глагола; правила написания глагольных форм. УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||||||
161 | Контрольный словарный диктант. Повторение | ЗНАТЬ: словарные слова УМЕТЬ: правильно их использовать в письменной речи. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). - пользоваться словарями, справочниками (П). | 1 | |||||||||
162 | Итоговый контрольный диктант. | Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу в течение года. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | - самостоятельная работа. | 1 | ||||||||
163 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | - коллективная работа; - выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||||||||
164 | Повторение по теме: «Фонетический разбор слов» | ЗНАТЬ: алгоритм фонетического разбора слов. УМЕТЬ: выполнять фонетический разбор слов, в том числе с йотированными гласными. | - строить рассуждения (П); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К); - осуществлять анализ и синтез (П); - определение степени успешности совей работы (Л). | - работа с информационными источниками (учебник); -коллективная работа; - самостоятельная работа; -работа в парах; - работа в группах; - индивидуальная работа по карточкам; - словарный диктант; - тестовые задания. | 1 | ||||||||
165 | Повторение по теме: «Разбор слов по составу» | ЗНАТЬ: алгоритм разбора слова по составу. УМЕТЬ: выполнять разбор слов разных частей речи по составу. | - определять степень успешности своей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 1 | |||||||||
166-167 | Повторение по теме: «Морфологический разбор слов разных частей речи» | ЗНАТЬ: алгоритм морфологического разбора разных частей речи. УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор слов разных частей речи. | - осуществлять анализ и синтез (П); - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К); - определение степени успешности совей работы (Л); - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р). | 2 | |||||||||
168 | Итоговая проверочная работа № 8. | Проверка знаний и умений учащихся. | - определение степени успешности совей работы (Л); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К). | - самостоятельная работа. | 1 | ||||||||
169 | Работа над ошибками. | ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам. УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам. | - определять степень успешности своей работы (Р). | - коллективная работа; - выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||||||||
170 | Повторение по теме: «Синтаксический разбор предложений». | ЗНАТЬ: алгоритм синтаксического разбора предложений. УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор предложений. | - работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р); - осуществлять анализ и синтез (П); - интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л). | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...