Технологическая карта урока "Состав слова. Приставка."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шилина Оксана Сергеевна

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Состав слова. Приставка" (1 урок) с использованием технологической карты, в которой указаны

-этапы урока;

-содержание учебного материала каждого этапа;

-деятельность обучающихся;

-деятельность учителя;

-формы, методы и приемы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_po_rus.yaz_.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Шилина Оксана Сергеевна, МОУ СОШ № 5 г. Серпухов.

Тема

Состав слова. Приставка (1 урок).

Цель темы

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием.

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты

Личностные умения  

 Проявляют интерес к изучению темы.

Осознают собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные  умения

Познавательные умения

Понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму.

Раскрывают смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

Выполняют самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания.

 Ориентируются в разных способах выполнения задания.

Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Договариваются и приходят  к общему решению при работе в паре и группе;

Предметные умения

Знают  определение приставки, ее роль, знать приставки с единообразным написанием.

Умеют  отличать приставку от других частей слова.

Образовывают  новые слова, используя приставочный  способ словообразования.

Основные понятия

Приставка, слово.

Межпредметные связи

Литературное чтение, развитие речи, физическая культура.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Технологическая карта урока «Состав слова. Приставка» (3 класс).


Этапы урока

Содержание учебного материала каждого этапа

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Формы, методы и приемы

I. Организационный момент.

Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Приветствует учащихся.

Ужасно интересно все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Фронтальная.

Создание ситуации успеха.

Слово учителя.

II. Проверка домашнего задания

Цель – осуществить проверку домашнего задания.

-Прочитайте первую группу слов.

-Прочитайте вторую группу слов.

-По какому признаку вы разделили слова?

Отвечают на вопросы учителя.

Управляет диалогом.

Фронтальная.

Учебный диалог.

Чтение.

II. Чистописание

Цель – выработка каллиграфического почерка.

Игра «Сыщик».

Сыщик Самоваров спрятал «ключ» к минутке чистописания. Помогите его найти.

-Прочитайте слова «подруга», «друзья», «дружеский».

-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные)

-Какое явление в этих словах наблюдали?

-Какие буквы чередуются? Они и попадают на минутку чистописания: гзж     гзж

Выполняют письмо по образцу.

Организует письмо по образцу.

Фронтальная,

индивидуальная.

Практический.

Познавательная игра.

Письмо.

IV. Актуализация знаний

Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

-Какие знания помогли вам найти «ключ» к минутке чистописания?

-Какие части слова вы знаете?

Вспоминают, что такое корень слова, окончание.

Контролирует формулировку   определения корня слова, окончания.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

V. Постановка цели.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

1.Найдите лишнее слово:

-Существительное

-Глагол

-Приставка

-Прилагательное

2.Распределитесь по группам  в зависимости от выбранного лишнего слова, объясните свой выбор.

Вывод: лишнее слово - приставка, т.к. все остальные – части речи.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-На какие вопросы мы должны ответить?

-Что такое приставка?

  • Где стоит приставка?
  • Для чего служит приставка?
  • Как пишется приставка?
  • Какой значок приставки?

Как отличить приставку от предлога?

Выбирают лишнее слово. В зависимости от выбора слова распределяются по группам. Организуют группы и поочередно аргументируют свой выбор.

Организует  групповую работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопрос «Какое слово лишнее?»

Управляет процессом определения  уровня знаний.

Работа в группах.

Метод проблемного изложения.

Беседа.

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель – познакомить с понятием приставка.

1.Знакомство с определением приставки.

. Знакомство с некоторыми приставками, с единообразным написанием.

Физкультминутка

3.Знакомство с последовательностью действий.

-Рассмотрите иллюстрации на стр.84.

-Понаблюдайте, как образовались слова от корня ход.

-Что общего в этих словах?

-Чем отличаются?

-Как называется эта часть слова?

-Где стоит приставка?

-Как пишется приставка в слове?

-Для чего нужна приставка?

-Работая в парах, составьте определение, что такое приставка.

Чтение правила на стр.84.

Выполнение упр. 153 стр. 84.

-Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр.154  стр.85)

-Образуйте от данных слов новые с помощью приставок.

На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

-Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку?

-Найдите ответ в учебнике на стр.86.

-Пользуясь полученным знанием, найдите в упр.155 глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки.

Отвечают на вопросы и тем самым формулируют понятие о приставках.

Рассказывают друг другу правило о приставке.

Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют упр.154.

Выполняют движения под руководством учителя: при указании на слова, в которых  есть приставка, поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет – приседают.

Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками, находят и обозначают приставки.

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятия «приставка». Организует самопроверку. Управляет деятельностью детей при использовании активных форм обучения.

Контролирует правильное выполнение письменного задания.

Осуществляет профилактику утомления.

Контролирует

выполнение письменного задания.

Фронтальная.

Работа в парах.

Словесный.

Чтение, беседа.

Практический.

Работа с учебником.

Коллективная.

Проблемный.

Чтение, письмо.

Коллективная.

Практический.

Индивидуальная.

Словесный.

Комментированное письмо.

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Цель – закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок и выделять приставки в словах

-Предлагаю вам игру «Замени одним словом»

1. Пропустить урок  (прогулять).

2. Начать исполнять песню (запевать).

3. Проглотить таблетку с водой (запить).

4. Отделить ножницами часть ткани (отрезать).

5. Сменить место проживания (переехать).

-Назовите приставки в полученных словах.

Образуют новые слова, проговаривают их  и контролируют себя, существует ли такое слово.

Контролирует выполнение задания.

Коллективная.

Познавательная игра.

Чтение.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель – подвести итог урока.

-Что такое приставка?

-Как найти в слове приставку?

-Какое задание понравилось больше всего?

-А какое вызвало затруднение?

Участвуют в учебном диалоге.

Контролирует верность ответов, управляет осмыслением новой информации

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

IX. Домашнее задание.

Цель – правильная запись задания.

-Выучить правило на стр.84. Составить и записать 2 предложения, употребив в них глаголы с приставками.

Слушают учителя, делают записи.

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Технологическая карта. Русский язык. 3 класс.Тема:"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"Цели:Закрепление правописания непроизносимых согласных в корне.        ...

Русский язык. 2 класс Технологическая карта.Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

достижение планируемых результатов посредствомтехнологии проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.) 1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в ...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта "Однокоренные слова"

Технологическая карта "Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока Слова - антонимы

познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренировать в подборе антонимов к словам...