Тема | Одушевленные и неодушевленные имена существительные
|
Цели: | - Уточнение представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных, классификация существительных на одушевленные и неодушевленные - Формирование УУД: Регулятивных: определять цель, составлять план, оценивать результат; Познавательных: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация), представлять информацию в разных формах; Коммуникативных: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать; Личностных: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы. |
Основные понятия | Грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение, одушевленность и неодушевленность |
Ресурсы: основные дополнительные |
Русский язык, 3 класс: учебник / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; тетрадь Карточки с заданиями, презентация к уроку, CD-диск «Интерактивные дидактические материалы» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся |
Планируемые результаты |
предметные | метапредметные |
I.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | -Здравствуйте, ребята. -У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы.
-Тихо садимся, проверяем свою посадку.
Давайте создадим друг другу хорошее дружелюбное настроение. Давайте улыбнемся друг другу.
Тренинг. Хочу с вами поближе познакомиться. Прошу вас закрыть глаза и ответить на мои вопросы, подняв руку, если ответ утвердительный. Ведь мы не всегда можем честно ответить на любой вопрос, если на нас смотрят окружающие. А с закрытыми глазами никто не узнает, как отвечает сосед и никому не будет неловко.
Итак, среди вас... Я рада нашему знакомству и предлагаю начать наш урок.
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» | Приветствуют учителя
Приветствуют гостей
Садятся за парты.
Открывают тетради, записывают. |
Вопросы для тренинга: - Я люблю читать книги - У меня есть домашнее животное - Я больше всего люблю смотреть телевизор и гулять с друзьями - Я общительный человек - Я хожу в школу для того, чтобы увидеть своих друзей - Я люблю учиться -Мой любимый предмет – математика - Мой любимый предмет – русский язык - Мне нравится решать сложные задачи - Я очень люблю преодолевать трудности
|
|
-Формировать мотивацию к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности (личностные УУД). |
II. Актуализация знаний
1.Минутка чистописания.(3 мин)
2.Словарная работа (5 мин.)
| -С чего начнём работу? -С какой целью её проводим?
- Прочитайте и объясните смысл пословицы.
Ребята, скажите, празднование какой великой даты приближается? | -С минутки чистописания. - Тренируемся писать правильно и красиво.
Записывают буквы.
После обсуждения, записывают
Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
| Гг Пп Тт Где смелость, там и победа.
|
Уметь писать красиво и правильно.
Знать словарные слова, орфограмму написания непроверяе- мых гласных.
Знать изученные грамматичес-кие признаки имени существи-тельного.
| -Участвовать в обсуждении содержания материала (коммуникативные УУД).
- Развивать умения высказывать свое отношение, выражать эмоции (личностные УУД).
-Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов. -Обобщать и классифициро-вать по признакам (познавательные УУД).
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).
|
-У вас на партах лежат карточки, это шифрограммы. Среди множества букв спрятались слова. В каждой карточке по 3 слова. Найдите их и подчеркните.
А теперь запишите эти слова.
-Какие слова вы записали?
-К какой части речи можно отнести эти слова?
-Что вы знаете об имени существительном?
| Индивидуально работают по карточкам, подчеркивают слова.
По окончании работы записывают зашифрованные слова ( 2 ученика на доске, остальные - в тетрадях): ребята, кастрюля, багаж, солнце, животные, доктор.
-Словарные.
-Это имена существительные.
(называют грамматические признаки) |
Карточки-шифрограммы 1 вариант. Юмжоребятафйьцхкастрюляргнбагажоеш 2 вариант. роксолнцеужюыживотныефэчядокторзыуг
|
III. Формулирование проблемы. Планирование деятельности. (5 мин) | (Постановка проблемы) -Распределите слова в 2 группы.
(если выделят только одну группировку – по числам, то помочь подсказкой: «Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные?» ) - Может быть кто-то знает. Как называются эти группы слов?
-Предположите, как называется тема сегодняшнего урока? (слайд: Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
-Чему будем учиться по этой теме?
-Давайте уточним главный вопрос, на который нам нужно ответить. (слайд: Главный вопрос урока: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?) -Цель обозначена. Планируем нашу работу.
(на слайде продолжается запись: 1. Делаю открытие. 2. Закрепляю. 3. Самостоятельная работа. 4. Итог)
-Вперёд, за открытием!
| Устно: делят слова на 2 группы, объясняют, по какому принципу делили. ( по числам, слова, отвечающие на вопрос «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?»)
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Ставят цели.
Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
Учащиеся планируют деятельность. 1. Делаю открытие 2. Закрепляю 3. Самостоятельная работа 4. Итог | Слова, отвечающие на вопрос «кто?»: ребята, животные, доктор.
Слова, отвечающие на вопрос «что?»: кастрюля, багаж, солнце.
| Знать, что имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». | -Развивать умение вы- сказывать свое предположение на основе словарной работы. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Прогнозировать предстоящую работу (составле-ние плана) (регулятивные УУД).
-Развивать умение слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. - Оформлять свои мысли в устной форм (коммуникативные УУД).
-На основе анализа объектов делать выводы. - Обобщать и классифициро-вать по признакам (познавательные УУД).
|
IV. Открытие нового знания. (4 мин.) | -Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённые, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними. (запись на доске: одушевленные, неодушевленные)
-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?
-Где можем уточнить?
-Похвалите себя аплодисментами за эту работу. | Вслушиваются в слова, выделяют корень-душа.
Высказывают предположения. (одушевленные существительные – это слова, называющие предметы, у которых есть душа. К одушевленным мы можем отнести существительные, которые отвечают на вопрос «кто?», обозначающие людей и животных. Неодушевленные - это существительные, которые отвечают на вопрос «что?», обозначающие не живые предметы)
- Уточняют в толковом словаре значения слов.
- В учебнике (с.54) вычитывают правило.
Сравнивают со своими предположениями.
Хлопают. |
| Запомнить, что одушевлен-ные – это существи-тельные, которые отвечают на вопрос «кто?», обозначают людей и животных. Неодушевленные – это существи-тельные, которые отвечают на вопрос «что?», обозначают неживые предметы. | -Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, исполь-зуя учебник, толковый словарь (познавательные УУД).
-Высказывать свое предположение. - Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. (регулятивные УУД). |
V.Применение нового знания
Физкультминутка. ( 2 мин.) | (2 мин.) 1. Предлагаю потренироваться. Я называю слово, а вы, определив грамматическую категорию: одушевленность-неодушевленность, поднимаете сигнальную карточку.
|
Фронтальная работа с сигнальными карточками (О –одуш., Н-неодуш.)
| Слова для работы: Солнце, человек, олень, сумка, друзья, учитель, дерево, Оксана, парта, страна, цветок, кошка, ящерица, лотерея, тигренок.
| Использовать полученные знания. | Слушать и понимать речь других (коммуникатив-ные УУД). -Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов (познавательные УУД). |
(5 мин.)
(4 мин.) | 2. - Вспомним главный вопрос урока. -Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.
-Поможет нам стихотворение народного поэта Калмыкии Веры Шуграевой. (На слайде: Каждый где-нибудь живет: Рыбка – в речке, В норке – крот, Заяц – в поле, Мышь – в соломе, Я – в большом кирпичном доме. Пес Волчок – в моем дворе, В деревянной конуре. Кошка Мурка – на диване, Зебры – в Африке, в саванне, В темных джунглях – бегемот… Ну, а солнце где живет? |
Читают на доске: Как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.
Составляют алгоритм: 2 ученика работают у доски, остальные – самостоятельно. Представляют свои алгоритмы, сравнивают, приходят к единому мнению. Алгоритм 1.Нахожу имя существительное. 2. Ставлю в начальную форму. 3. Задаю вопрос кто? или что? 4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет. | Работа со стихотворением В.Шуграевой. Задание: 1 группа (девочки) выписать одушевленные имена существительные, 2 группа (мальчики) выписать неодушевленные имена существительные.
Рыбка, крот, заяц, мышь, пес Волчок, кошка Мурка, зебры, бегемот – одушевленные.
Речка, норка, поле, солома, дом, двор, конура, диван, Африка, саванна, джунгли, солнце – неодушевленные.
| Использовать полученные знания о грамматическом признаке имени существи-тельного: одушевлен-ность-неодушев-ленность.
| - Уметь проводить сравнение по заданным критериям. -Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов (познавательные УУД). -Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). -Развивать умение выражать свои эмоции (личностные УУД). - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Прогнозировать предстоящую работу (составле-ние плана) (регулятивные УУД).
|
3. Откройте учебник на стр.54, выполните упражнение № 2.
-Скажите, ребята, какой темой объединены слова, данные в упражнении?
- Используя слова, составьте предложение на морскую тему. |
2 ученика у доски записывают слова (1-й –одушевленные, 2-й- неодушевленные), остальные самостоятельно работают в тетради. - Тема: море.
Одно из предложений записывают на доске и в тетрадях, находят в предложении грамматическую основу. | Работа по учебнику (с.54 упр.2) Одушевленные: капитан, кит, чайка, моряк, дельфин, медуза.
Неодушевленные: дым, пароход, море, волна, шторм, айсберг, солнце, ветер. |
(2 мин.) | - Игра (ИКТ). Заполни таблицу. Перетащи в левый столбик одушевленные имена существительные, а в правый – неодушевленные.
| (фронтальная работа)
|
одушев- ленные | неодушев-ленные |
|
|
Для работы: Дима, трамвай, комната, медведь, малина, животное, рама, Волгоград, Елена, человек, муравей, воздух. | Использовать полученные знания. | -Осуществлять анализ объектов (познавательные УУД). -Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
VI. Контроль (3 мин.) | - С какой целью проводим самостоятельную работу?
- Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам.
Проверим по слайдам. Оцените свою работу.
| Уточняют цель работы
Выбирают, выполняют задание.
Оценивают.
| Карточка №1 Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист. Карточка № 2 Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек. | Уметь работать с информацией | -Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД). -Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД). - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).
|
VII. Рефлексия (3 мин.) | Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог. Назовите все грамматические признаки имени существительного.
(на доске появляется солнышко, к нему прикрепляются «лучики»:
- Посмотрите, какое замечательное солнышко получилось у нас, оно засияло лучиками ваших знаний. Предлагаю продолжить фразы: (на слайде)
-Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем спасибо за урок. |
Учащиеся называют.
Ученик, назвавший грамматический признак, прикрепляет к солнышку лучик. -род (мужской, женский, средний) - число (единственное, множественное) - падежи (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.) -склонения (1-е, 2-е, 3-е) - одушевленность, неодушевленность.
|
Учащиеся продолжают предложения:
Я узнал … Я вспомнил… Я тренировался … Я горжусь … |
| -Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). - Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД). |