Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами
статья по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка занятия. Подробное описание целей и задач. Конкретные приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly_s_izuchennymi_orfogrammami.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
4 класс
ГБОУ гимназия №49
Санвальд Ольга Владимировна
Ф.И.О. учителя: Санвальд Ольга Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 4Г класс, ГБОУ гимназия №49
Тип урока: урок-повторение (45 мин)
Тема | Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами |
Цель | на основе полученных ранее знаний о глаголе систематизировать информацию о правописании глаголов. |
Задачи | Образовательные: закрепить правило правописания после шипящих у глаголов 2 лица единственного числа Ь; закрепить правописание глаголов с - тся и –ться.; отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов. Развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; |
Планируемые результаты | Предметные: исследовать, искать и отбирать необходимую информацию по теме урока, структурировать ее; моделировать изучаемое содержание, логические действия и операции, способы решения задач. Метапредметные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения . Личностные: обеспечить возможности сотрудничества детей – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В., Русский язык. 4 класс. Раздаточный материал, конверты с заданиями для работы в группах. Видеопроектор. |
Этап урока | Деятельность | Деятельность | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент - активизация внимания; - проверка готовности. | - Доброе утро! Я рада вновь видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям.
| Проверка готовности к уроку Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. (личностные УУД) |
2. Актуализация знаний - постановка цели и задач урока. - мотивация к учебной деятельности. | - Вы всё знаете, но вчера, проверяя тетради, я нашла ошибки у одного ученика. Какие ошибки, помогите мне определить? Игра «Лови ошибку». Найдите их в пословицах (слайд №2) За двумя зайцами погонишся – ни одного непоймаеш. Не тот стрелок, кто стреляит, а тот, кто попадает. На обмане далеко неуедишь. Труд всё побеждает. -Каких правил не знает ученик? Проверка (слайд №3) - А давайте мы сформулируем, какими знаниями вы пользовались, чтобы мне помочь? А сделаем мы это с помощью кластера (в центре доски вывешивается листок со словом «ГЛАГОЛ») (дети отвечают и появляются на доске вокруг слова «ГЛАГОЛ» название орфограмм) - Давайте сделаем вывод, глядя на кластер, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Какие задачи будут у нас на уроке? Итак, тема нашего урока “Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами” (слайд №4) (слайд №5): ГЛАГОЛ - это особенная часть речи, Ребята, я желаю вам, чтобы урок про глагол действительно принес вам успех!!!! | Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. Перечисляют названия орфограмм, которые встречаются в теме «Глагол», составляют кластер Делают вывод по составленному кластеру, определяют цели и задачи урока. Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. | Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Поиск и выделение необходимой информации, проверка информации (познавательные УУД) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД) |
3. Закрепление изученного. - сформировать умение применять полученные знания на практике; - коллективная, парная и групповая практическая работа. | - Мы оправляемся в путешествие, но путь в страну Глаголию нам закрыт. Чтобы открыть замки на воротах в волшебную страну, нужно вспомнить то, что мы узнали о глаголе. Приём “Продолжи фразу” (слайд № 6) а) Часть речи, которая обозначает действие ...(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется ... (глаголом) б) Не с глаголами пишется ... (отдельно) в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы... (что делать?, что сделать?) г) В глаголах 2-го лица единственного числа после буквы шипящего пишется на конце Ь. д) В сочетании –ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол в неопределенной форме, и не пишется, если глагол в форме 3-его лица. е) В предложении глагол является .... (сказуемым). ё) В глаголах 1 спряжения в ударных окончаниях пишется буква Е (Ё), а в 3-м лице множественного числа – УТ, -ЮТ. Слайд № 7 (2 щелчка) - Итак, ребята, ворота в Страну Глаголию открыты! Ну что мы отправимся все вместе в путешествие? Вы хотите? -Ребята, мы не зря вспоминали сейчас те орфограммы, которые проходили. Эти знания пригодятся вам для следующего задания. Итак, задание. Вы видите перед собой стихотворение, в которых не хватает нескольких слов. Поработайте в парах. Вставьте недостающие слова (распечатка на группу + на слайде) «Слон и Моська» (слайд №8) Увидевши Слона, ну на него _______________, (метаться) И лаять, и визжать, и ___________________; (рваться) Ну так и лезет в драку с ним. «Соседка, перестань _______________,- (срамиться) Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном ______________ ? (возиться) (слайд №9) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, ___________ не успела, как зима катит в глаза… (Оглянуться) Не оставь меня, кум милый! Дай ты __________ мне с силой. (собраться) -Итак, какое правило нам пришлось вспомнить в этом задании? -Что общего в тех словах, которые вы вставили. -А приведите примеры, где не требуется Ь? (проверяют все вместе со слайда) -Я надеюсь, что то, о чём вы сейчас говорили, никто не пропустил мимо ушей????? Ребята, а что это за слова я сейчас произнесла, «пропустить мимо ушей»? (фразеологизм) -А что такое фразеологизм? (устойчивое словосочетание, имеющее определ. лексич. значение) - Следующее задание и будет связано с фразеологизмами. -Сопоставьте фразеологизмы с глаголами неопределенной формы (распечатки на группы –на одних бумажках фразеологизмы, а на других – соответствующие им глаголы).
Затем проверка на доске. - А теперь скажите мне, а на какие группы можно разделить вставленные глаголы (в зависисмости от окончания – ударное и безударное). А давайте определим их спряжение! - Знание фразеологизмов нам нужно для чего? (для красоты речи) | Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. Вспоминают то, что проходили про глагол, открывая замки (вставляя пропущенные слова в текст). ДА! Слушают задание. Работают в группах, вставляя слова. Проверяют свою работу Формулируют правило, которое использовали при работе с текстом, приводят примеры. Отвечают на вопросы учителя, используя ранее полученную информацию. Определяют значение слова фразеологизм. Работая в группах советуются, высказывают предположения. Сопоставляют фразеологизмы с глаголами по смыслу. Проверяют результаты. Отвечают на вопросы учителя. | Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД) Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. (личностные УУД) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД) Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, причины неудач) (личностные УУД) Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. (личностные УУД) |
4.Физминутка | (подготовлено учеником) Штормы и ветры нам не страшны. | Выполняют необходимые действия. | умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД) ценностное отношение к здоровому образу жизни. (личностные УУД) |
5. Включение нового знания в систему знаний. -сформировать навык выделения глаголов из других частей речи. | -Но прежде, чем сесть и продолжить урок, выполним еще одно упражнение: - Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной. Идёшь(1), шумят(2), поёшь(1), шуршите(2), звенят(2), плывут(1), лежит(2), цветёт(1), растёт(1), говоришь(2), кричишь(2). - Что общего у всех этих глаголов? (ударное окончание) - Итак, продолжаем работу. - А давайте снова обратимся к нашим знаниям и поговорим про безударное окончание глаголов. - Следующее задание – нам необходимо составить алгоритм, который рассыпался. Я вам на группу раздаю кусочку алгоритма, соберите его. Как определить какую букву нужно писать в безударных личных окончаниях глагола. Ставлю ударение и определяю ударное окончание или безударное. Если ударное – пишу, как слышу. Если безударное (кроме глаголов-исключений), ставлю глагол в неопределенную форму Проверяю, правильно ли поставил глагол в неопределенную форму (совпадает ли вопрос к неопределенной форме с вопросом к глаголу) Смотрю, какой суффикс перед –ТЬ Если –И- - глагол 2 спряжения, пишу в окончаниях букву И и -АТ, -ЯТ Если не –И- - глагол 1 спряжения, пишу –Е и –УТ-, -ЮТ. Проверяю написанное, обозначаю орфограмму. (дети вывешивают нужный этап по порядку на доску) -Молодцы, составили алгоритм, а теперь давайте им воспользуемся. -Запишите в тетради слова, правильно вставив в них буквы. Чита_шь книгу, применя_м правило, правильно ответ_шь. (обменяться тетрадями и проверить). -А какая еще глагольная орфограмма встретилась в этих словосочетаниях?(ь после шипящих) -Давайте еще раз посмотрим на кластер и вспомним все орфограммы, ведь они нам пригодятся в следующем задании. Работа с текстом. -Вам дан текст и три листочка разного цвета. Ваша задача из данного текста выписать на оранжевый листок глаголы с безударным личным окончанием, на синий листок – глаголы с орфограммой ь после шипящих, на желтый листок – НЕ с глаголом. -Сделайте табличку сначала в тетради каждый, обсудите в группах, а затем на листочках запишите ваш общий вариант. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи. Понюхаешь черемуховую почку, и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало. Результаты вывешиваются на доску, если надо дописываются пропущенные слова. | Выполняют необходимые действия. Используя ранее полученные знания, делают вывод, отвечая на вопрос учителя. Составляют алгоритм Проверяют свою работу Применяют знания для выполнения задания, работают в парах, проверяю работы. Оценивают одноклассника. Отвечают на вопросы учителя.
Работают с текстом, анализирует его. Ведут обсуждение полученных результатов, делают вывод, изготавливая общих групповой продукт. Анализируют результат своей деятельности, сравнивая с образцом. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД) Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД) Организовывать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД) Корректировать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (регулятивные УУД) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД) Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией (регулятивные УУД) Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат (регулятивные УУД). |
6. Итог урока -сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | -Ребята, а теперь давайте обратимся к кластеру, все ли орфограммы вспомнили на уроке? Какие упражнения выполняли на каждую орфограмму? -Выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке? - Где нам в жизни могут пригодиться эти знания? | Подводят итог своей деятельности, анализируют выполненную работу, сопоставляя с кластером. Отвечают на вопросы учителя. | умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат (регулятивные УУД). адекватно воспринимать оценку своей работы (регулятивные УУД) |
7. Рефлексия | - Ребята, я попрошу вас закончить фразу Сегодня на уроке: 1.Было интересно… 2.Было трудно… 3.Могу похвалить себя за то, что… 4.Могу похвалить одноклассников за то, что… 5.Мне показалось важным… -Кто уверен в своих знаниях, то на доску прикрепляем смайлики с изображением улыбок. А кто затрудняется, тот с изображением грусти. | Оценивают свою работу, работы товарищей. Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор. Анализируют свою работу на уроке.. | адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления (регулятивные УУД) Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД) |
8. Домашнее задание. | Упр. 306 | Записывают задание в дневник. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...
Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами.
Открытый урок на тему "Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами"...
Развитие умений писать слова с изученными орфограммами
Это урок закрепления написания падежных окончаний имен прилагательных. Урок построен с применением сингапурских структур, использованы разные формы и методы работы....
Конспект урока русского языка по теме "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"
Конспект урока для 4 класса по программе "Школа-2100"...
Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания".
Данный материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"...