Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Панорама открытых уроков «ИКТ в учебном процессе»
Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100.
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных
на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
автор: Фролова Татьяна Олеговна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Общеобразовательная гимназия № 6
г. Архангельска
г. Архангельск
2012 год
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных,
Задачи:
развивать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать письменную и устную речь;
развивать коммуникативное взаимодействие в группах и в парах;
развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний;
учить постановке учебной проблемы;
Оборудование
карточки с индивидуальными заданиями;
презентация к уроку;
учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык. 4 класс».
ТСО:
· Проектор;
·Компьютер.
- Организационный момент.
I1. Чистописание
- Запишем сегодняшнее число…Обратите внимание на написание соединения букв.
-Ой, –ый, –ий, -ого,-его,-ому,-ему,-ом,-ем
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
. - Прочитайте строчку чистописания.
- Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных м.р. в И.п., Р.П,Д.П,П.П.)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).
III. Постановка темы и целей урока. Ребята, мы учимся с вами ставить тему урока.
- У вас уже есть предположение, какая у нас сегодня тема? (ответы детей)
Сегодня у нас урок закрепления: «Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных».
Сформулируйте задачи нашего урока…
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
- Актуализация знаний. Работа в группе. Вспомним, что уже знаем об имени прилагательном и что нам сегодня пригодится на уроке.
Слайд №2
Ответьте на вопросы:
1.Имя прилагательное — это часть речи, которая...
2.С какой частью речи связано имя прилагательное? Как это проявляется?\
3.Что такое словосочетание?
4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Прверка результатов работы группы. Алгоритм вывешивается на доску.
Алгоритм:
1. Найти сущ.+прил.
2.Поставить ? Сущ.→ прил.
3.Выделить □ в ?
4.Написать □ в прилагательном.
Запомни! После мягких согласных пишутся другие буквы.
- Применение алгоритма на практике....Слайд№3
Чёрн□ Мститель Исполинск□ Морей
Кровав□ Рука
Пользуясь алгоритмом, докажите какие □ нужно писать на месте пропусков.
Почему данные словосочетания написаны с заглавной буквы? Кто это? Автор?
Том Сойер, Гек Фин. Кого не хватает в этой дружной компании? Джо Гарпера- Грозы Океанов.
Слайд №4
Мы будем не только тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных, но и ещё раз повторим полюбившееся нам произведение М.Твена «Приключение Тома Сойера»
Слайд №5 «…ничего плохого в нём не было, - озорник, вот и всё. Ну, ветер в голове, рассеян немножко. С него и спрашивать-то нельзя, всё равно что с жеребёнка. Никому он зла не хотел, и сердце у него было золотое…»
Вы узнали героя произведения? Кто это? Том Сойер
Слайд №6 Подберите 2-3 прилагательных, характеризующих его, запишите, выделите окончания. Оставим здесь немного места, может после сегодняшнего урока, вы сможете продолжить свою запись. Что у вас получилось? Какие окончания написали? Докажите!
- Работа над словосочетанием. Слайд №7
Я приготовила для вас задание. Из слов правого и левого столбиков нужно составить словосочетания и графически доказать, что у вас получились словосочетания. У доски 1 человек.
Двенадцать алебастровых новый бумажный осколок синей апельсиновые оловянный сломанная оконная стеклянная | Шариков змей бутылки корки солдатик рама пробка |
Самопроверка. Доказать выбор окончания, пользуясь алгоритмом.
Устно. Найдите прилагательные, стоящие в косвенных падежах, множеств.числа. м.р.. ж.р .Как вы это определили?
Кто догадался, что это такое?
Слайд №8
Это предметы, которые приобрёл Том, за побелку забора. Всем известно, что Том весело провёл время, ничего не делая, а на заборе появилось 3 слоя побелки.
Физминутка.
- Слайд №9
Работа над предложением. Списать, исправив ошибки.
Он увидел в саду голубоглазае создание с залатистыми валасами, заплетенными в длинные касички, в летним платьице и вышитых панталоньчиках. (8)
Слайд №10 Взаимопроверка:
Он увидел в саду прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в длинные косички, в летнем платьице и вышитых панталончиках.
О ком идёт речь в этом отрывке? Бекки
Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетание сущ. +прил.( 2 человека у доски)
Слайд №11
8. Работа с текстом. Работа в группе. Вставить окончания, пользуясь алгоритмом.
Они развели костер около упавш ... дерева в мрачн.. чаще леса, шагах в двадцати — тридцати от опушки, поджарили себе на сковороде немного свинины на ужин и съели половину всего запаса кукурузн.. лепешек. Ах, какое велик .. счастье — пировать на приволье, в девственн.. лесу, на неисследованн.. и необитаем.. острове, вдали от людск.. жилья! Никогда не вернутся они к цивилизованн.. жизни. Вспыхивающ.. огонь освещал их лица, и бросал красноват .. отблеск на деревья — эту колоннаду их лесн.. храма, — на глянцевит.. листья и на гирлянды дик .. винограда. Когда были съедены последн.. кусочки грудинки и последн .. ломти кукурузн.. лепешек, мальчики в приятнейшем расположении духа растянулись на траве. Правда, они могли бы найти более прохладн.. место, но лежать у костра в лесу так увлекательно, так романтично! Но как раз в эту минуту в их души прокралась непрошен.. , гостья, которая называется …
Какая гостья прокралась в их души?
- Работа в тетради. Индивидуально.
Допишите последнее предложение. Выпишите словосочетания прил.+сущ, определите род, число, падеж.
Слайд №12,13
Сегодня на уроке мы вспомнили героя М.Твена Тома Сойера. С какого вопроса мы начали урок? Кто может продолжить характеристику Тома ? Допишите 2-3 слова.
10. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.
Как известно, Том неплохо учился в школе. Придумать словосочетания прил + сущ, характеризующие Тома –ученика, доказать графически выбор окончания.
11.Итог. Рефлексия.
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
Оцените свою работу.
Слайд №14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответь на вопросы: 1.Имя прилагательное — это часть речи, которая... 2.С какой частью речи связано имя прилагательное? Как это проявляется? 3.Что такое словосочетание? 4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Кто это? Чёрный Мститель Исполинских Морей Кровавая Рука
Марк Твен « Приключения Тома Сойера » -повесть.
Портрет героя «…ничего плохого в нём не было, - озорник, вот и всё. Ну, ветер в голове, рассеян немножко. С него и спрашивать-то нельзя, всё равно что с жеребёнка. Никому он зла не хотел, и сердце у него было золотое…»
Том (какой?)…..
Составь словосочетания двенадцать алебастровых Новый бумажный Осколок синей Апельсиновые Оловянный Сломанная оконная Стеклянная Пробка Рама Солдатик Шариков Змей Бутылки корки шариков змей бутылки корки солдатик рама пробка пробка
Спиши, исправь ошибки. Он увидел в саду голубоглазае создание с залатистыми валасами, заплетенными в длинные касички, в летним платьице и вышитых панталоньчиках.
Выделить грамматическую основу. Выписать словосочетания сущ.+ прил. 1 вариант- в В. П. 2 вариант – в П.п. Определить род, число. Он увидел в саду голубоглаз ое создание с з о л о тистыми в о л о сами, заплетенными в длинные к о сички, в летн ем платьице и вышитых пантало нч иках.
Том (какой?)…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
Развитие умений писать слова с изученными орфограммами
Это урок закрепления написания падежных окончаний имен прилагательных. Урок построен с применением сингапурских структур, использованы разные формы и методы работы....
Конспект урока русского языка по теме "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"
Конспект урока для 4 класса по программе "Школа-2100"...
Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания".
Данный материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)
Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...