Конспект урока русского языка по теме "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Блинова Гульмайра Салимжановна

Конспект урока для 4 класса по программе "Школа-2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
для 4-а класса от 25.01.2012г.

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой,
           графически обозначать выбор написания.

Цель: 1. Образовательная:                                                                                                               - закреплять знания о постоянных и непостоянных признаках имён                        существительных;
- сформировать общий приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных;
             
          2. Развивающая:                                                                                                                    - формировать навык правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь;
-обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение;

           3. Воспитательная:
-воспитывать культуру труда;
-
-

Оборудование:
-презентация
-индивидуальные карточки со склонениями
-индивидуальные карточки с падежами
-индивидуальные карточки с окончаниями –а, -я

Ход урока.

I Организация класса и постановка задач урока.

-Здравствуйте, дети! Поприветствуйте гостей! У нас урок русского языка.
Сегодня на уроке нам предстоит: словарная работа, индивидуальная работа у доски и на карточках, будем учиться правильно писать окончания имён существительных, а в конце урока вы оцените свою работу.
-Откройте тетради и запишите число, классная работа и пропишите буквы Ии, Ее.

Задания у доски.
1 ученик: Просклонять слово ворона.
2 ученик: Выполнить морфологический разбор слова ( в ) гнезде.
Задания на карточках.
Карточка № 1.
Определи падежи имён существительных:
отмечать в книге                                          помочь нянечке
встать на рассвете                                       продрогла от сырости
ползти к травинке                                        сидеть на коряге

                                                                                                                                                     Карточка № 2.
Определи склонение имён существительных:
у остановки                                     из повести
по латыни                                        к матери
без шали                                          из бумаги
о молодости                                    в буране


Со всем классом: словарная работа ( 1-ый слайд):
Ворона, сорока, воробей, дятел, орёл, синица, иволга, соловей, жаворонок.
(Дети работают коллективно.)

Проверка индивидуальных заданий.
-Приготовьте светофоры. Будем проверять, как справились с заданиями наши товарищи.
(Ученик у доски читает свою выполненную работу, а дети оценивают.)
Вопросы для отвечающих:
-Что такое склонение имён существительных?
-Назови постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Оценки за работу и ответы.

Проверка выполнения заданий на карточках учителем и вопросы для них:
-Назови падежи с вопросами.
-Какие слова относятся к 1, 2 и 3 склонению?

Оценки за работу и ответы учеников.

Подведение итога: Закончили повторение. Справились с данными заданиями быстро и правильно. Молодцы!

II. Новая тема.

- Переходим к основной части нашего урока и вам предстоит определить, чем будем заниматься. Прочитайте предложение ( на доске записано ):
 
На чужой сторонушк_
рад своей воронушк_.

- Что вы прочитали? ( Пословицу )
- Как понимаете смысл этой пословицы?
( Слушаем объяснения детей и делаем вывод)

Прочитайте слова с пропущенной буквой. Что за часть речи? (Существительное)
Что пропущено?  (Окончание)
Почему?  (Можно сделать ошибку)
Когда в окончании трудно выбрать букву?  (Когда она безударная)
- Что будем учиться делать? (Правильно писать безударную гласную в именах существительных)
- Вот и тема нашего урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». (Записана на доске)

-Что надо сделать прежде чем выбрать правильное окончание?
( Определить склонение, подобрать слово-помощник, поставить его в том же падеже, написать такое же окончание, как у слова-помощника.)
- Выполните проверку окончания по алгоритму.  

Сторонушке ( 1-ое скл., П.п., на земле )
воронушке ( 1-ое скл, Д.п., земле)

-Назовите ключевые слова урока.
( 2-ой слайд): склонение
                       падеж
                       слово-помощник
                       окончание
Подведение итога: правильно определили тему и вспомнили алгоритм работы. Молодцы!

Физминутка.

III. Закрепление.

-Трудно сразу научиться всё использовать, поэтому надо тренироваться.
-Будем тренироваться всё делать по очереди.

1. Отработка быстрого определения склонений с помощью карточек.
-Приготовьте карточки со склонениями.
Диктую слова, а вы показываете его склонение карточкой:

В роскоши, из повести, до дрожи, из поездки, по совести, на пустоши, в роще, на березе, в бублике, о здоровье, в блеске, в портфеле.

Итог: работали дружно и правильно.

2. Отработка быстрого определения падежей.
- Приготовьте карточки с падежами. Я диктую словосочетания, а вы определяете падеж и показываете его карточкой:

тетрадь без обложки- Р.п.
рисунок на ткани- П.п.
выросли в теплице- П.п.
букет черемухи- Р.п.
ходит без обуви- Р.п.
раздал по горстке- Д.п.
фильм о лебеде- П.п.
шов на платье- П.п.
прислушался к речи- Д.п.

Итог: хорошо справлялись, учились задавать вопросы и определять падежи. Молодцы!

3. Слова-помощники ( 3-ий слайд) :
-Найдите лишнее слово:
1 скл: земля, луна, вода, лиса,
курица
2 скл: конь, слон, поле, окно, ведро
3 скл: печь, степь, грудь,
прорубь

Итог: Молодцы! Можете находить слова с ударными окончаниями.

4. Таблица окончаний.
- В каких падежах надо выучить окончания ?

                      1 скл.                                    2скл.                                3 скл.
Р.п.                  –и                                                                                    -и
Д.п.                 – е                                                                                     -и
П.п.                  –е                                           -е                                       -и

- Приготовьте буквы. Будете вставлять нужное окончание в слова?


На ветке, к синице, по опушке, по листве, в аллее, без подстилочки, в роще, с ветки, на берёзу, на ели, на постельке, из травинки, в поле, для радости, по чести.

Итог: Молодцы!

IV. Работа по учебнику. ( Упр. 193, с. 20 )
( Самостоятельная работа с последующей проверкой)

Упр. 194- выписать словосочетания.

V. (Слайд № 5 и 6 ): Рассмотрите фото и составьте и запишите предложения предложения.

VI. Итог урока.
-Чему учились?
-Назовите ключевые слова урока.

VII. Оценка и самооценка.
- Надо украсить птицу перьями. Выберите перо нужного цвета:
красного, если усвоил тему на «5»;
зелёного, если на «4»
синего, если на «3»
черного, если на «2»

Учитель говорит оценки ученикам за работу с комментированием.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поставить слова в родительном падеже: С…рока, … сина , в…р…бей, с…л…вей, п…года, з…бота, … вёс , ч…л…век, в… рона , р…бота, б…лото, в…сток.

Слайд 2

Проверка Сороки, осины, воробья, соловья, погоды, заботы, овса, человека, вороны, работы, болота, востока.

Слайд 3

На чужой сторонушк _ Рад своей воронушк _.

Слайд 4

Тема урока: Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения

Слайд 5

Ключевые слова урока: Склонение Падеж Слово-помощник Окончание

Слайд 6

Определи склонение: из повести в роскоши до дрожи из поездки по совести на пустоши в роще на берёзе в бублике о здоровье в блеске в портфеле

Слайд 7

Определи падеж: Тетрадь без обложки Рисунок на ткани Выросли в теплице Букет черёмухи Ходит без обуви Раздал по горстке Фильм о лебеде Шов на платье Прислушался к речи

Слайд 8

Слова – помощники: 1-е скл 2-е скл 3-е скл земля конь печь луна слон степь вода поле грудь лиса окно прорубь курица ведро

Слайд 9

Падежные окончания: 1-е скл 2-е скл 3-е скл Р.п. -и -и Д.п. -е -и П.п. -е -е -и

Слайд 10

На ветке, к синице, по опушке, по листве, в аллее, без подстилочки , в роще, с ветки, на берёзу, на ели, на постельке, из травинки, в поле, для радости, по чести .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания".

Данный материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...

Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."

Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова....