Методическая разработка раздела учебной программы "Имя прилагательное" 3 класс.УМК " Школа России".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Смирнова Татьяна Павловна

Данный раздел программы имеет большое практическое значение в изучении курса русского языка  в третьем классе. Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит прежде всего в процессе усвоения частей речи. Для грамотного письма важно знание и запоминание родовых окончаний прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела учебной программы

«Имя прилагательное»  18 часов

Программа «Школа России»

Предмет: русский язык

3 класс

Работу выполнила

учитель начальных классов:

Смирнова Татьяна Павловна

МБОУ Шахунская средняя

 общеобразовательная

 школа №1

имени Д.Комарова

Содержание

Пояснительная записка                                                                                                                 1

Цели и задачи раздела                                                                                                                   2

Психолого-педагогическое обоснование                                                                                    3

Ожидаемые результаты                                                                                                                 5

Используемые образовательные технологии, методы, формы организации

деятельности учащихся                                                                                                                 6    

Система знаний и система деятельности                                                                                     7

Контроль и коррекция результатов                                                                                              8

Календарно-тематическое планирование                                                                                    9                        

Разработка урока                                                                                                                          18

Приложения                                                                                                                                  23

Литература                                                                                                                                    31

                                                           

Пояснительная записка

Методическая разработка раздела «Части речи. Имя прилагательное» учебной программы по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы.

 Учебно- методический комплекс.

Программа «Школа России».-М.: Просвещение 2007.

Руководитель проекта программы «Школа России»- А.А.Плешаков.

Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык для 3 класса».-М.: Просвещение 2006.

Раздел «Части речи. Имя прилагательное» стоит в программе на третьем месте после разделов «Повторение» и «Морфология и морфемика».

К началу изучения раздела «Части речи. Имя прилагательное» учащиеся обладают определёнными знаниями о частях речи, имеют представление об имени прилагательном и его грамматических признаках, умеют находить и употреблять имена прилагательные в речи, определять род и число имён прилагательных.

 

Данный раздел изучается  в следующей системе: вначале учащиеся получают представление о лексическом значении  имени прилагательного, его основных грамматических признаках. Указывается значение связи имени прилагательного с именем существительным. Основное внимание уделяется новым понятиям:  склонение прилагательных, родовые окончания прилагательных.

Данный раздел программы имеет большое практическое значение в изучении курса русского языка  в третьем классе. Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит прежде всего в процессе усвоения частей речи. Для грамотного письма важно знание и запоминание родовых окончаний прилагательных. Увеличивается объём слов в письменной речи, что в свою очередь требует правильного употребления формы прилагательных. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления, и тема «имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.

1

Цели и задачи раздела

Цель: создать условия для формирования стройной системы знаний об имени прилагательном.

 

Задачи:

  • Учебные – сформировать основные знания об имени прилагательном, его лексико-грамматических признаках, склонении имени прилагательного, родовых и падежных окончаниях имени прилагательного.
  • Развивающие – развивать творческое мышление учащихся через выполнение разного вида упражнений, развивать навыки анализа, сопоставления, умения обобщать, развивать речь, орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие – воспитывать умение применять изученный материал на практике (грамотно употреблять прилагательные в речи, правильно писать окончания прилагательных), воспитывать самостоятельность суждений, прививать коммуникативные качества (умение работать в парах, в группе), воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

2

Психолого - педагогическое  обоснование

      Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого года обучения дети начинают действительно осознанно относится к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитие детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление,  т.е. мышление, оперирующее понятиями.

      Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

     Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

   Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования  показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

    Наиболее распространённый приём запоминания у младших школьников – многократные повторения, обеспечивающие механическое заучивание. Однако, при возрастающем объёме учебного материала он перестаёт себя  оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребности в качественно иных способах работы.

   Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приёмы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.  

   Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.

   Особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей.  Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

3

Направляя усилия на развитие мышления детей, необходимо учитывать их индивидуальные  особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и прочее).

При этом не следует забывать и о качественном своеобразии ребёнка в младшем школьном возрасте.

     Несмотря на интенсивное  развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

    Третий класс представляет собой важный этап в системе языкового образования речевого развития младших школьников. Центральное место на уроке русского языка отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово, предложение, текст. На третьем году обучения осуществляется формирование синтаксических, морфологических (имён прилагательных), словообразующих понятий. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал, применять его в речевой практике.

     

4

Ожидаемые результаты

  • Научные – учащиеся усвоят новые знания об имени прилагательном: склонении, родовых окончаниях, изменении прилагательных по родам и числам; сформируются умения определять имя прилагательное в тексте по лексико-грамматическим признакам, определять род и число имён прилагательных по роду и числу имён существительных, с которыми они связаны, а также по родовым окончаниям.
  • Учебные умения – учащиеся продолжат учится изменять прилагательные по родам и числам; изменять прилагательные по падежам; проверять правописание падежных окончаний по вопросам; различать прямое и переносное значение имён прилагательных, употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных; составлять предложения и тексы с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
  • Коммуникативные умения – учащиеся приобретут умения работы с интересным полезным материалом, в классном коллективе и при парной работе разовьётся у ребят взаимопонимание, умение выслушать друг друга, оценить свои ответы и ответы товарищей, возможность помогать и получать помощь. Разные оценочные суждения, точки зрения, высказанные при усвоении темы, обеспечат терпимое отношение к чужому мнению.
  • Воспитательные умения – интерес к предмету через выполнение творческих заданий, игровых моментов.

5

Используемые образовательные технологии, методы,

формы организации деятельности учащихся

     При изучении данной темы, для полного его раскрытия требуется применение разнообразных образовательных технологий, методов, форм и подходов при подаче материала и организации учебной деятельности. Принципом отбора содержания и организации учебного материала является принцип единства теории и практики, принцип формирования комплекса знаний и умений.

     В разработке данного раздела я пользовалась технологией сотрудничества, которая предполагает партнёрство учителя и ученика.

    Тестовые технологии (автор Колеченко А.К.) повышают возможность хорошо контролировать объёмный и системный материал. Задача этой технологии – давать картину степени усвоения как учителю так и тестируемому ученику.

    Технология дифференцированного обучения (автор Дьяченко В.А., Рывина А.Г.)

Которая является приспосабливающейся и допускает вывод: всех нельзя выучит до уровня. Эта технология даёт щадящий подход к ученикам, имеющим невысокие способности, ведёт их к возможности усвоения хотя бы минимального объёма материала, а способным – как можно больше раскрыть свои способности. На практике это применяется в разграничении заданий по степени сложности, по объёму, при выборе материала для самостоятельной работы.

    Технология опорных знаков (автор Шаталов В.Ф.) упрощает восприятие объёмного материала, развивает ассоциативный метод обучения.

    Игровые технологии позволяют ставить дидактическую цель перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

    Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Она даёт активность и заинтересованность в работе, ведёт от одного усвоения этапа к другому. Проблемная технология применяется практически на каждом уроке.

    Витагенные технологии актуализируют организацию образовательного процесса; задача учителя состоит в умении диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями; необходимо выяснить каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат запас образовательных знаний.

    Здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сохранению здоровья в атмосфере создания положительных эмоций (проведение физкультминутки).

       При изучении данной темы использую различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

Фронтальную форму работы использую на разных этапах урока во время беседы, устного опроса. Индивидуальная форма работы эффективна на уроках закрепления и обобщения учебного материала при выполнении самостоятельных работ. Индивидуальная форма работы позволяет использовать дифференцированное обучение. Парная и групповая формы работы позволяют развивать у детей коммуникативные навыки, умения сотрудничать.

6

Система знаний и система деятельности

1.Система знаний

Учащиеся, усваивая  материал, изучают имя прилагательное как часть речи, выясняют особенности прилагательных путём сравнения их с именами существительными. При выполнении разнообразных упражнений по нахождению имён прилагательных в речи, определении их рода числа и падежа а также упражнений, посвящённых правилам правописания безударных окончаний имён прилагательных востребован закон перехода из количества в качество. При изучении данной конкретной темы «Имя прилагательное» учащиеся получают фундаментальные знания в данной области. Дети знакомятся с изобразительными свойствами прилагательных, их роли в нашей речи. Эти знания учащиеся могут применять при написании сочинений, изложений, разнообразя свой словарный запас при устных ответах.

2.Состема деятельности.

  • Познавательная деятельность.

Для усвоения данного раздела использую известные методы мышления: индуктивно-дедуктивный метод при изучении сложных понятий. При изучении учащимися похожих ситуаций применяю такие подходы как анализ, синтез, обобщение и аналогию. Установление причинно-следственных связей – это один из самых востребованных способов мышления при изучении данного материала.

  • Преобразующая деятельность – изменение рода числа и падежа имён прилагательных, путей решения возникших проблем, работа над алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного, а также над алгоритмом правописания безударного падежного окончания имени прилагательного.
  • Общеучебная  деятельность.

В возрасте 9-10 лет ребята на уроках совершенствуются в работе с тексом, анализе важной информации, построении разных текстов. Изучая материал в условиях коллективного творчества, ребята совершенствуют навыки общения, монолог, диалог, умение слушать.

  • Самоорганизующая  деятельность.

Учитель учит способам постановки учебных целей и задач к разным видам деятельности. Выполняя тестовые задания, учащиеся ведут самоконтроль знаний, самоанализ успешной или не вполне успешной деятельности. В организации парной и групповой работы они осознают своё продвижение в познавательном процессе: «сам догадался», «принёс пользу», «помог товарищу».

7

Контроль и коррекция результата

    Постоянный контроль в ходе изучения раздела будет осуществляться в форме как текущего так и итогового контроля.

    Опыт прошлых лет при изучении данной темы  говорит о трудностях, с которыми сталкиваются дети при запоминании и правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных всех трёх родов, при определении падежа по характерным окончаниям, при составлении текстов-описаний с использованием различных прилагательных и верном употреблении их формы. Для слабых учеников – это большой объём материала, трудный для усвоения.

    При корректировке знаний особое внимание уделяется именно этим ЗУНам и достигается при повторе материала путём фронтального опроса, составлении и заучивании таблиц склонения прилагательных с безударными окончаниями, тестов, проверочных упражнений.

    На основании текущих результатов и итоговых проверок проводится корректировка знаний при составлении тематического плана следующей темы. При этом увеличивается количество таких заданий, в которых у учащихся были затруднения.

    О том, в какой степени сформированы развивающие и воспитательные задачи я проверяю на обобщающем уроке «Имя прилагательное» и проверке самостоятельных работ. При изучении нового материала признаком решения дидактических задач являются активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в получении знаний; при первичном закреплении знаний – усвоение сущности знаний на репродуктивном уровне; при контроле – получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

   

8

Календарно-тематическое планирование

у

р

о

к

а

Тема

 урока

Цели, задачи, результат

урока

Тип

урока

Формы организации  учебной деятельности

Методы

обучения

Формы

контроля.

Источники

информации

Домашнее

задание

Источники информации

Дом.

зада

ние

1.

Понятие

 об имени прилагательном как части речи.

Лексическое значение.

1.Повторить и обобщить знания об имени прилагательном, развивать умения распознавать прилагательные в речи; устанавливать их связь с существительными.

2.Способствовать

развитию внимание, память, речь через нахождение прилагательных в речи.

3.Способствоваь

формированию коммуникативных качеств через работу в парах, группах.

Учащиеся должны научится по вопросам и лексическому значению находить прилагательные в тексте.

Изуче

ние

ново

го мате

риала

Индивидуаль

ная,

групповая,

парная,

фронтальная

Информационный

Практический

Наглядный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Фронталь-

ный опрос,

само-

проверка

взаимо-

проверка

учебник

Д/з:с.102

упр.4

учебник

2

Связь имён прилагательных с существительными.

Употребление прилагательных в речи

1.Способствовать формированию умения образовывать от существительных однокоренные имена прилагательные, разбирать их по составу; формировать умения употреблять прилагательные в речи.

2. Способствовать развитию орфографической зоркости через выделение орфограмм в именах прилагательных.

3.Способствовать формированию самостоятельности в работе, аккуратности.

Учащиеся должны научиться образовывать однокоренные прилагательные от имён существительных, разбирать прилагательные по составу.

Ком-

бини

рован-

ный

Индивидуаль-

ная,

парная,

фронтальная

Информационный

Практический

Наглядный

Исследовательский

репродуктивный

Фронталь-

ный

опрос,

самостоят.

работа.

Само-

проверка,

взаимо про-

верка

учебник,

дидакт.

материал.

Д/з.с.129

упр.3 в

дид.мат.

учебник

3.

Имя прилагательное.

Закрепление.

1.Способствовать формированию знаний о роли прилагательных в речи; развитию умений распознавать и употреблять имена прилагательные

в речи.

2.Способствовать развитию внимания, памяти, мышления через выполнение самостоятельной

работы,

развитию  речи через выполнение

заданий творческого характера.

3. Способствовать

формированию

аккуратности, умения анализировать

свою деятельность

через самоконтроль и

самопроверку.

Учащиеся должны

по лексическому значению и вопросу находить

прилагательные

в речи, составлять предложения и тексты с использованием

прилагательных.

Ком-

би-

ниро-

ванный

Индивидуальн.

Фронтальная

Парная

коллективная

Практический

Исследовательский

Репродуктивный

Словесный

Провероч-

ная

 работа,

тест,

само-

проверка.

Учебник

Карточки

Дидакт.

материал

Д/з.дифф.

задание:

с.130 у.6

с.131 у.7

в дид.мат.

учебник

4.

Число и род имён прилагательных.

1.Способствовать формированию представлений об основных грамматических

признаках прилагательных, о том род, число и падеж прилагательных совпадает с родом, числом и падежом существительных, с которыми они связаны.

2.Способствовать развитию логического мышления, речи через задания творческого характера.

Способствовать

развитию интереса к русскому языку,

трудолюбия.

Учащиеся должны

знать, что род и число прилагательных зависят от рода и числа существительных, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа.

 

Изуче-

ние

нового

мате-

риала

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Словесный

(объяснение)

Репродуктивный

Исследовательский

Практический (упражнения)

Наглядный

(наблюдение)

Самопро-

верка,

взаимо-

проверка,

фронтальный

опрос

учебник

таблица

Д/з с.104

у.8 (твор.

задание-

придумать продол

продолже-

ние текста)

5.

Число и род имён прилагательных.

Закрепление.

1.Способствовать

формированию умений изменять прилагательные

по родам в зависимости от рода существительных,

правильно писать родовые

окончания.

2.Способствовать

развитию орфографической

зоркости, развитию логического мышления, памяти через задания преобразующего характера.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности суждений, трудолюбие.

Учащиеся должны научиться определять род, число прилагательных, изменять прилагательные по родам.

Комбини-

рованный

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Практический Словесный

Наглядный

творческий

Самост.

работа,

само-

проверка,

взаимо-

проверка,

фронтальный

опрос.

Учебник.

Дидакт.

материал

карточки

таблица

Д/з с.135

у.18 (дифф.

задание)-

в дид.мат.

6.

Изменение имён прилагательных по родам и числам в единственным числе.

1.Способствовать развитию умений находить прилагательные в тексте, устанавливать связь с существительным, определять род и число, разбирать прилагательные по составу.

2.Способствовать развитию памяти, речи через работу над словосочетанием.

Способствовать воспитанию аккуратности в работе, коммуникативных качеств через умение работать в группе, в паре.

Учащиеся должны уметь находить прилагательные в тексте, устанавливать связь с существительными, определять род и число, разбирать по составу.

Закрепление

Фронтальная

Групповая

Парная

Индивидуальная

Практический Словесный

Репродуктивный

Игровой

Тест

Фронт.

опрос

Само-

проверка

Взаимо-

проверка

Учебник.

таблица

Карточки

Д/з.

с.139 у.20

в дид.мат.

дифф. зад.

7.

Родовые окончания имён прилагательных.

1.Способствовать формированию

умений правильно

писать родовые окончания имён прилагательных.

2.Способствовать развитию словарного запаса детей, развитию памяти, внимания через выполнение самостоятельной работы.

2.Способствовать воспитанию аккуратности в работе, трудолюбия.

Учащиеся должны уметь правильно писать  родовые окончания прилагательных.

Изучение нового

материала

Фронтальная

Индиви-

дуальная

Коллективная

Словесный

Практический

Репродуктивный

Исследова-

тельский

Самост.

работа.

Само-

проверка

Фронт.

 опрос

учебник

дидакт.

материал

Д/з.с.111

у.21

8.

Родовые окончания имён прилагательных.

Закрепление.

1. Способствовать

формированию

умений устанавливать связь слов в предложении, правильно писать родовые окончания

прилагательных.

2.Способствовать развитию памяти, внимания логического мышления через задания преобразующего характера.

3. Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Учащиеся должны уметь правильно писать родовые окончания прилагательных.

Находить прилагательные и устанавливать связь с существительными.

Комбини-

рованный

Фронтальная

Индиви-

дуальная

парная

групповая

Практический

Исследова-

тельский

Самост.

работа

Само-

проверка

Взаимо-

проверка

Тест

Учебник

Карточки

Д/з с.139

у.22

(твор.

инд.зад.)

9.

Родовые окончания имён прилагательных.

Закрепление.

1.Способствовать совершенствованию умений правильно писать родовые окончания прилагательных; формировать представление о том, что прилагательные в форме мн.числа по родам не изменяются.

2.Способствовать развитию внимания, памяти через выполнение самостоятельной работы.

3.Способствовать формированию самостоятельности, аккуратности в работе.

Учащиеся должны уметь правильно писать родовые окончания, знать, что в форме мн.числа они по родам не изменяются.

Закрепление

Фронтальная

Индивидуальная

Практический

Исследовательский

Репродуктивный

Фронтальн.

опрос

Пров.

работа

карточки

Д/з.

с.115 у.31

(инд.зад.)

10.

Обучающее изложение.

1. Способствовать обогащению речи учащихся, их словарного запаса; формированию умения употреблять прилагательные в речи, точно употреблять слова, подбирать синонимы.

2. Способствовать развитию памяти, письменной речи, внимания через работу над изложением.

3.Способствовать воспитанию аккуратности, навыков самоконтроля.

Учащиеся должны научится точно употреблять слова в речи, уметь записывать текст по памяти, грамотно оформляя.

Проверка

знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Практический

Творческий

Репродуктивный

Само

проверка

учебник

карточки

словарь

толковый

Д/з твор.

зад.:сост.

сочинение

на тему

«Весна»

11.

Работа над ошибками.

1.Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, совершенствовать умения определять род и число, писать родовые окончания прилагательных. Формировать умения редактировать текст.

2.Способствовать развитию внимания, памяти, речи через задания преобразующего и творческого характера. 3.Способствовать воспитанию аккуратности, интереса к русскому языку.

Учащиеся должны уметь редактировать свой текст, знать существенные признаки прилагательных, определять их род и число, правильно писать окончания.

Комбиниро-

ванный

Фронтальная

Коллективная

Индивидуальная

Словесный

Практический

Репродуктивный

Исследователь-

ский творческий

Само-

проверка

взаимо-

проверка

учебник

орф.

словарь

Д/з.с.118

у.39

12.

Изменение прилагательных

мужского рода по

вопросам. Понятие о склонении прилагательных.

1. Способствовать формированию представления о склонении прилагательных, умения изменять прилагательные муж.рода по падежным вопросам, правильно писать падежные окончания муж.рода.

2.Способствовать развитию памяти, речи, мышления через задания на анализ и сравнение.

3.Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности.

Учащиеся должны иметь представление, что такое склонение прилагательных, уметь изменять прилагательные муж.рода по падежам, знать падежные окончания.

Изучение нового материала

Фронтальная

Коллективная

Парная

Индивидуал.

Информационный

Практический

Репродуктивный

Частично-поисковый

Наглядный

Тест

Учебник

Карточки

Дидакт.

материал

Д/з.с.140

у.24

в дид.мат.

по вариан.

13.

Изменение прилагательных

женского рода по

вопросам.

1.Способствовать развитию умения изменять прилагательные по падежам, формировать знания о падежных окончаниях прилагательных жен.рода, правильно их писать.

2.Способствовать развитию речи, внимания.

3.Способствовать развитию коммуникативных качеств через умение работать в группе, в паре.

Учащиеся должны знать падежные окончания прилагательных женского рода, правильно писать безударные окончания, склонять прилагательные.

Комбиниро-

ванный

Фронтальная

Групповая

Парная

Индивидуальн.

Словесный

Практический

Репродуктивный

Исследовател.

Самопро-

верка

учебник

карточки

Д/з.с.125

у.49

(дифф.

зад.)

14.

Изменение прилагательных

среднего рода по вопросам.

1.Способствовать развитию умения склонять прилагательные, формировать знания о падежных окончаниях прилагательных сред.рода, правильно их писать.

2.Способствовать развитию речи, мышления, памяти через задания творческого характера.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности суждений, аккуратности.

Учащиеся должны знать падежные окончания прилагательных среднего рода, правильно писать падежные окончания.

Комбиниро-

ванный

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Словесный

Практический

Исследовател.

Творческий

Тест

Само

проверка

взаимо

проверка

учебник.

Дидакт.

материал

Д\з.с.143

у.31 в дид.

матер.

15.

Закрепление знаний об имени прилагательных.

1.Способствовать формированию умения правильно писать прилагательные в различных падежах; познакомить со склонением имён прилагательных в форме мн.числа.

2.Развивать память, внимание речь, логического мышления.

3.Способствовать воспитанию интереса к русскому языку через задания игрового характера.

Учащиеся должны уметь определять падеж имён прилагательных, ставить падежный вопрос к прилагательному, правильно писать падежные окончания, склонять прилагательные мн.числа.

Закрепление

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Практический

Игровой

Исследовател.

Самост.

работа

само

проверка

учебник

дидакт.

материал

Д/з.с.129

у.57(твор.

зад-сост.

продолжение)

16.

Контрольный диктант по теме:

«Имя прилагательное»

1.Проверить знания и умения учащихся по теме.

2.Развивать внимание, память, мышление.

3.Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Проверка знаний

Индивидуальн.

Практический

Самос.

работа

Само-

проверка

Д/з.повтор.

правила

17.

Анализ диктанта и

работа над ошибками.

1.Способствовать развитию умения исправлять допущенные ошибки путём подбора проверочных слов, развитию орфографической зоркости.

2.Развивать внимание, память, логическое мышление.

3.Воспитывать самостоятельность в работе, трудолюбие.

Учащиеся должны уметь исправлять свои ошибки, проверять их.

Анализ и коррекция знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Практический

Исследовател.

Репродуктивный

Самос.

работа

само

проверка

орф.

словарь

Д/з.с.129

у.58

18.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1.Обобщить знания об имени прилагательном, их связи с именем существительном.

2.Развивать логическое мышление, речь, память, внимание через задания преобразующего характера.

3.Воспитывать интерес к русскому языку через задания игрового характера, развивать коммуникативные качества.

Учащиеся должны знать грамматические признаки прилагательных, находить и использовать прилагательные в речи; уметь определять род, число, падеж прилагательных по вопросу и роду, числу и падежу существительных; уметь правильно писать родовые и падежные окончания; употреблять синонимы и антонимы.

Обобщение

знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

парная

Словесный

Наглядный

Практический

Исследовател.

Творческий

Тест

Самос.

работа

само

проверка

взаимо

проверка.

учебник

дидакт.

материал

Д/з.твор.

зад.:сост.

текст-опи-

сание:

«Мой пито

мец»

17

Разработка урока

Тема:

«Родовые окончания имён прилагательных»

Номер урока: 8-ой урок из раздела «Имя прилагательное»

Тип урока: закрепление

Цель урока: закрепление пройденного об имени прилагательном, умения определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

1.Обучающие: способствовать совершенствованию

  • умения находить прилагательные в речи;
  • умения устанавливать связь слов в предложении;
  • умения определять род и число имён прилагательных;
  • умения правильно писать родовые окончания прилагательных.

2.Развивающие: способствовать развитию

  • устной и письменной речи в единстве с развитием логического мышления учащихся через задания на сравнение, анализ, синтез;
  • творческой активности и воображения через выполнение преобразующих творческих заданий;
  • самостоятельности через выполнение индивидуальных заданий.

3.Воспитывающие: способствовать формированию

  • интереса к русскому языку через задания игрового характера;
  • оценочных суждений через проведение самопроверки и взаимопроверки;
  • коммуникативных качеств через работу в группах и парах;
  • трудолюбия и аккуратности.

Прогнозируемый результат: 

 учащиеся должны продемонстрировать умения находить имена прилагательные в речи; устанавливать связь слов в предложении; определять род и число имён прилагательных; правильно писать родовые окончания, составлять текст с прилагательными.

     В ходе урока учащиеся учатся обобщать изученный материал, систематизировать знания об имени прилагательном.

18

Обоснование

         Отбор содержания осуществляется в соответствии с целями урока. Так как по характеру мотивации учения, способностям интеллектуального развития, уровня внимания, уровня волевого развития, саморегуляции класс разбит на три группы, то, исходя из индивидуальных особенностей детей, ввожу поуровневое обучение. Для ребят первой группы характерно устойчивое произвольное внимание.  Они обладают способностью удерживать и сохранять в сознании образы до тех пор, пока не будет достигнута цель, способны сами регулировать и контролировать процесс протекания деятельности.  Ребята этой группы обладают целеустремлённостью, настойчивостью, выдержкой, самостоятельностью.  У детей второй группы меньшая концентрация внимания, меньший объём и устойчивость внимания. Они не произвольно отвлекаются от основной деятельности, но при поддержке учителя быстро восстанавливают произвольное внимание. Для детей третьей группы характерно непроизвольное внимание слабой концентрации, малого объёма. Они не владеют приёмами саморегуляции, самоорганизации.

          Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. При выполнении заданий первого уровня ученики закрепляют базовые знания.  Второй уровень – уровень повышенной сложности, третий уровень – творческий. Это создаёт благоприятные условия, которые способствуют развитию творческой активности учащихся, самостоятельности.

        Материал излагается в доступной форме с использованием игровой технологии, занимательных заданий. Это даёт возможность удерживать внимании е учащихся на протяжении всего урока, помогает привлечь их к активной познавательной деятельности.

19

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

 момент-30”

Учитель приветствует класс:

«Слышите звенит звонок, Говорит начнём урок!»

Займите свои места.

Дети настраиваются на работу.

2.Целеполагание,

мотивация-3'

Звучит запись стихотворения А.С.Пушкина «Ещё дуют холодные ветры»

-Какое время года описывает А.С.Пушкин в своём стихотворении?

-Докажите.

С помощью каких слов автор передаёт признаки природы?

-Какие это части речи?

О чём пойдёт речь на уроке?

(учитель обеспечивает принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности).

Верно. Сегодня мы будем повторять всё, что знаем об имени прилагательном как части речи, о роде, о родовых окончаниях прилагательных.

-Прочитайте текс на доске:

«Снежинка…………

Какая………….

Какая………….

Дорогою………….

Легко…………….

Не в высь…………..

На землю просится.»

                     К.Бальмонт

-Можно ли понять этот текс?

-Какие знакомые части речи встретились?

Чтобы открыть все слова нужно выполнить разные задания.

Учитель в игровой форме создаёт положительную мотивацию на уроке, заинтересовывая детей на работу.

Учащиеся осознанно и быстро включаются в деловой ритм.

Самостоятельно определяют тему урока.

Ученики читают текст с пропущенными словами , отвечают на вопросы.

(у детей возникает интерес к уроку)

3.Минутка чистописания-3'

Учитель проводит минутку чистописания, идёт подготовка к основному содержанию урока.

(приложение №1)

Дети записывают в тетради число, выполняют упражнения по чистописанию, совершенствуют каллиграфические навыки.

Самопроверка и самооценка-30’’

Учитель направляет учащихся на выполнение самопроверки и самооценки с помощью «полосок саморегуляции»

(приложение №2)

Учащиеся с помощью «полосок саморегуляции» оценивают верность своих действий

5.Словарная работа-3’

Само и взаимопроверка

Самооценка-30”

Учитель проводит словарную работу в форме игры «Угадай слово» (приложение №3)

-Отгадайте слова, запишите отгадки, определите род существительных.

(проводится само и взаимо проверка с доски и самооценка)

Дети записывают отгадки, определяют род существительных.

Дети проверяют верность ответов с доски, оценивают себя.

6.Групповая работа

(воспроизведение знаний)-5’

Выступление групп

Проверка работы групп классом с помощью сигналов-4’

Учитель делит класс на 4 разноуровневые группы.

Каждой группе даётся  своё задание, выбирается командир в группе.

На данном этапе идёт воспроизведение знаний, учитель проверяет общие знания детей по теме, умение раскрывать сущность задания, делать выводы, применять усвоенное на практике.

Учащиеся выполняют задания в группах. Дети воспроизводят знания по данной теме, развиваются умения обобщать делать выводы.

(приложение№4)

Дети оценивают ответы своих товарищей в других группах, дополняют ответы, делают выводы.

7.Поэтическая пауза-1’

Учитель снимает напряжение детей, читая сказку об имени прилагательном (приложение №5)

Проводится с целью переключить детей на другую форму работы.1

Дети слушают сказку.

8.Самостоятельная работа-9’

Самопроверка с доски

 и самооценка-1’

Учитель проводит разноуровневую самостоятельную работу преобразующего и творческого характера.

 Учитель проверяет индивидуальные знания детей, умения творчески применять усвоенное на практике.

Учитель проверяет умение детей проверять и оценивать себя.

Дети самостоятельно выполняют поуровневые задания. (приложение №6).

Учащиеся закрепляют умения находить прилагательные в речи, определять род прилагательных, верно писать родовые окончания прилагательных, составлять текст с использованием имён прилагательных.

Дети учатся проверять себя, находить и исправлять свои ошибки, объективно оценивать свою работу.

9.Физкульминутка-1'

Проводится для снятия умственного и физического напряжения.

Дети в игровой форме выполняют различные упражнения, снимают физическое напряжение.

10.Работа в парах-2’

Взаимопроверка

Взаимоооценка-30”

Учитель даёт задание для парной работы.

На данном этапе развиваются коммуникативные навыки, совершенствуются умения.

Учитель проверяет умения детей проверять и оценивать своего товарища

Дети выполняют задания в парах.

(приложение №7)

Дети контролируют и оценивают своего товарища

11.Итоговый тест-3’

Самопроверка

Самооценка-30”

Учитель проводит тест двух уровней.

С помощью теста учитель быстро проверяет степень усвоения изученного материала.

Ученики выполняют тест

(приложение №8)

 С помощью средств обратной связи (веер с буквами) показывают свои знания, закреплённые на данном уроке.

12.Итог урока-2’

-Итак все слова в стихотворении открыты, прочитайте текс:

«Светло-пушистая

Снежинка белая!

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогою бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную

На землю просится.»

-Нравится вам этот текс?

-Какие слова сделали текст выразительным и понятным?

-Какую роль играют имена прилагательные в речи?

-Расскажите, чему учились сегодня на уроке.

Учитель оценивает успешность достижения цели урока, оценивает работу учащихся на уроке как отдельных учеников, так и  в целом класс, определяет перспективы последующей работы по данной теме.

 Ученики читают стихотворение, делают вывод о том, что прилагательные делают нашу речь выразительной, красивой и понятной.

Дети оценивают свою работу с помощью «полосок саморегуляции»

Делают выводы, чему научились на уроке.

13.Домашнее задание -30”

Учитель проводит инструктаж о выполнении домашней работы.

Ученики записывают домашнее задание.

 

22

Приложение №1

Минутка чистописания (отрабатываются навыки каллиграфического письма)

ЯЯ      АЯ       ИЙ      ЫЙ       ОЕ       ЕЕ        ИЕ    

-Прочитайте сочетания букв на зрительных метках хором. Что она напоминает?

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы, найдите лишнее сочетание, зачеркните его.

-Объясните свои действия.

Ученики объясняют, что это окончания прилагательных. Их нужно объединить по родам: женский род- яя, ая, мужской род – ый, ий, средний род – ое,ее. Лишнее сочетание ие, так как все окончания прилагательных в единственном числе, а это окончание прилагательных во множественном числе.

-Пропишите окончания прилагательных в единственном числе, разделите двумя параллельными линиями по родам.

-Проверьте себя:

ЯЯ    АЯ //    ИЙ   ЫЙ //   ОЕ   ЕЕ //

-Эти соединения нам пригодятся на протяжении всего урока.

23

Приложение №2

Полоски саморегуляции:

1

2

3

4

5

6

 

Ученики закрашивают  в течение всего урока одну ячейку полоски за каждое выполненное задание.

В конце урока вся полоска должна быть закрашена.

Преобладание красного цвета на полоске говорит о том, что ученик выполнил задания на уроке без ошибок.

Преобладание зелёного цвета о том, что в заданиях ученик допускал 1-2 ошибки.

Преобладание синего цвета о том, что в заданиях ученик допускал много ошибок.

24

Приложение №3

Словарная работа проводится на уроке в форме игры «Угадай слово».

Учитель читает словосочетания, дети записывают слова-отгадки:

  • продолговатый, сочный, зелёный
  • красное, сладкое, спелое, круглое
  • красный, круглый, вкусный, полезный, сочный
  • оранжевый, вкусный, круглый, полезный
  • жёлтый, овальный, кислый, полезный
  • сладкая, вкусная, шоколадная

Дети записывают слова: огурец, яблоко, помидор, апельсин, лимон, конфета, подписывают род существительных.

25

Приложение №4

Задания для групповой работы

(поуровневые задания)

Группа №1 (задание репродуктивного характера)

 Вставьте окончания прилагательных, определите род прилагательных:

Весенн..  солнце, голуб..  вода, бел..  кувшинки, апрельск..  небо, тал..  вода, говорлив..  ручеёк, легк..  ветерок.

Сделайте вывод, какие окончания имеют прилагательные

Женского рода-

Мужского рода-

Среднего рода-

Множественного числа-

Группа №2 (задание частично-поискового характера)

Вставьте подходящие имена прилагательные, определите их род и число, выделите окончания:

……….солнце,  ………..  вода, ………….  кувшинки, …………  небо, ……….  вода, ……… ручеёк, ………..  ветерок.

(слова для справок: голубой, весенний, белый, апрельский, талый, говорливый, лёгкий)

Сделайте вывод, от чего зависит род и число имён прилагательных, как определить род и число имён прилагательных.

Группа №3 (задание частично-поискового характера)

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные:

Зима ………. ,а весна ………

Котёнок ………, а лев……….

Дорога……….., а тропинка……….

Подберите близкие по смыслу слова:

Ручеёк говорливый, ………., ……….

Ветерок лёгкий, ………., ………..

Сделайте вывод, как называются слова в первой группе, во второй группе.

Группа №4 (задание творческого характера)

Составьте текст  на тему «Весна» по опорным словам, назовите прилагательные, определите их род, выделите окончания.

Теплая, ярко светит, чистое, светлое, журчат, звонкие, дует, лёгкий, птичьи, голоса.

Сделайте вывод, какую роль играют прилагательные в нашей речи.

26

Приложение №5

Сказка об имени прилагательном

«Скромные просители»

     От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовались  бы во всём с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

      -А что, если нам попросить у Существительных ну хоть на время – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы.

      Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласоваться с Существительным, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

27

Приложение №6

Задания для самостоятельной работы

( дифференцированного характера)

3 уровень  

       Растопило тёплое солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала прозрачная капелька на белый снег. Пробила она огромный сугроб под сосной. Показалась зелёная стрелочка. На ней расцвёл красивый цветок – подснежник.

Выпишите имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Определите род и число имён прилагательных, выделите окончания.

2 уровень

      Растопило тёпл.. солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала прозрачн.. капелька на бел.. снег. Пробила она огромн.. сугроб под сосной. Показалась зелён.. стрелочка. На ней расцвёл красив.. цветок- подснежник.

Выпишите имена прилагательные, вставляя пропущенные окончания, вместе с именами существительными. Определите их род и число.

1 уровень

Солнышко, снежинку, растопило, сосны, верхушке, на.      

Капелька, на, упала, снег.

Она, сугроб, под, сосной, пробила.

Стрелочка, там, показалась.

Расцвёл, ней, на, подснежник, цветок.

Составьте из слов предложения, к выделенным существительным подберите имена прилагательные, определите их род и число.      

28

Приложение №7

Задание для парной работы

Даны слова:

Тёплая, жаркая, холодная.

Вариант1 – выпишите синонимы.

Вариант2 – выпишите антонимы.

Устно составьте предложение о погоде весной, назовите прилагательные.

29

Приложение №8

Итоговый тест

(поуровневые задания)

2 уровень

Выберите верное утверждение:

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы-

А)Что? Что?

Б)Какой? Какая? Какое?

В)Что делать?

2.Имена прилагательные связаны в предложении-

А)с глаголом;

Б)с существительным.

3.Прилагательные среднего рода имеют окончания-

А) ая, яя.

Б) ое, ее.

В) ый, ий.

4.Прилагательные в форме множественного числа-

А)не изменяются по родам;

Б)изменяются по родам.

5.Где употреблены  прилагательные только женского рода-

А)синий, голубое, сильный;

Б)красная, тёплая; зимняя;

В)весёлое, хорошая, большой.

1 уровень

Выберите верное утверждение:

1.Где употреблены только имена прилагательные-

А)дом, снег, доброта.

Б)белый, маленькая, голубое.

В)бег, беговая, бегать.

2.Выберите верно составленное словосочетание-

А)вырос (какой?) красивый;

Б)цветок (какой?) красивый.

3.Прилагательные женского рода имеют окончания-

А) ой, ый, ая;

Б) ая, яя;

В) ое,ее.

4.В предложении «Дети увидели сказочные розы» слово розы стоят в форме-

А) множественного числа;

Б) единственного числа.

5.В словосочетании «хороший человек» прилагательное стоит в форме-

А) среднего рода;

Б)мужского рода;

В) женского рода.

Ответы: 1-б, 2-б, 3-б. 4-а, 5-б

30

Литература

1.Зеленина Л.М.

  Русский язык. Дидактический материал. 3 класс: пособие для учащихся      общеобразовательных учреждений /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- 6-е изд.- М.:          Просвещение, 2010

2.Зеленина Л.М.

   Русский язык. учеб. Для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- 3-е изд.-

   М.: Просвещение, 2006

3.Нефёдова Е.А., Узорова О.В.

   Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-3 класс:/ Пособие для  

   начальной школы.- М.: Аквариум, 1996

4.Псарёва Л.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А.

   Поурочные разработки по русскому языку к УМК – Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой:

   3 класс.- М.: Вако, 2007

5.Творческие работы по русскому языку. 3 класс /авт.-сост. Н.Н. Сусакова; под ред.

   И.О. Родина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010

6.Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1 /(М.А.Бантова,

   Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.).- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2007

7.www. openclass.ru/node/41262

8.nsportal.ru/nachalhaya-shkola/russkii-yazyk/imya-prilagatelnoe-/0

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"

Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....

Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.

Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также ...

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва.

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва. Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии "Развитие критического мышлен...

Методическая разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России". Числа от 11до 20.Закрепление

Методическая разработка урока содержит познавательный материал для обучающихся при закреплении темы "Числа от 11 до 20". В ходе урока используется работа в парах, а также различные методические п...

Методическая разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России")

Урок математики разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проведён в малокомплектной школе.Тема урока "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Методическая разработка урока.Урок математики 2 класс УМК "Школа России"

Тема: МиллиметрЦель урока: создание условий для систематизации, обобщения знаний о новой единице измерения длины, умения преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные, совершенс...