Методическая разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проведён в малокомплектной школе.Тема урока "Сложение и вычитание чисел первого десятка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki_v_1_klasse.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по ФГОС
Тема: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»
ЦЕЛЬ: закрепление и обобщение полученных на предыдущих уроках знаний, упражнение в применении изученных приёмов вычислений, развитие навыков быстрого счета в пределах 10.
Задачи образовательные:
1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 10, нумерацию и сравнение чисел.
2. Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, умение использовать математическую терминологию.
3.Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
4. Составлять и решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
- Развивать навык беглого, правильного счёта.
- Развитие воображения, мышления, памяти.
- Развитие интеллектуальных качеств детей, математической речи, внимания.
Задачи воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание.
2. Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль, взаимоконтроль.
3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.
Личностные результаты:
Формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Контролировать и оценивать свою работу и её результат, успехи в вычислительной деятельности, границы своего знания и незнания.
Познавательные УУД:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные УУД:
Организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, строить понятные высказывания;
работать в парах, слушать собеседника и вести диалог;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание;
делать умозаключения.
Оборудование: рабочие тетради, компьютер, электронное приложение к учебнику, презентация к уроку, проектор, числовые веры, сигнальные карточки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Д. (хором) Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
У. Урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.
Сегодня у нас в классе много гостей. Давайте, ребята, посмотрим на гостей, улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, пожелаем успехов, внимательности, старательности друг другу.
Смекалку, фантазию с собою возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
Ребята, а вы все готовы к уроку? Давайте проверим:
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спинка? – ПРЯМАЯ.
А какой у нас урок?
Д. Урок математики.
(Слайд 1)
II. Постановка целей урока.
У.И с каким настроением мы начинаем наш урок? Покажите смайлик.
Ребята, а у нас на уроке ещё одна гостья, посмотрите на слайд и прочитайте.
На экране (Слайд 2)
Математика – царица всех наук.
Математика – гимнастика ума.
У. А что вы можете рассказать о математике?
Д. И прекрасна, и умна
математики страна,
Здесь всегда кипит работа,
все подсчитывают что-то.
У. И мы с вами чем будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Д. Считать, прибавлять и вычитать, решать задачи.
У. Да, ребята. Мы закончили изучать большой раздел математики и сегодня подведём итоги. А Царица Математики хочет узнать, как вы научились выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.
III. Устный счёт.
1) Математический диктант.
Слушайте внимательно, если высказывание, которое я прочту, верное, вы поднимете зелёный сигнал «Светофора», если неверное – красный.
1. Если из 8 вычесть 3, то получится 5. (+)
2. Разность чисел 4 и 3 равна 7. (-). Покажите правильный ответ на числовом
веере (- 1). Разность получается при вычитании.
3. Если 1 увеличить на 6, то получится 7. (+)
4. Если к 3 прибавить столько же, то получится 8. (-) Правильный ответ – 6.
5. Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4. (-)
Правильный ответ – 8. Чтобы найти сумму, мы прибавляем.
6. Если к 3 прибавить 2 и ещё раз 2, то получится 8. (-). Правильно -7.
7. Число 2 меньше числа 7 на 5. (+)
8. Чтобы узнать, на сколько 5 больше, чем 3, нужно к 5 прибавить 3. (-)
Нужно из 5 вычесть 3, получится 2. Покажите правильный ответ на числовом веере.
У. Ребята! Царица Математики очень довольна вашей работой и приглашает всех на цирковое представление! Мы побываем ( в цирке)
Слайд 4.
У. Кого бы вы хотели видеть в цирке? (Выслушиваются ответы детей)
У. Цирк – какое веселое, яркое, волшебное слово! Мы любим его за чудеса фокусников и смелость гимнастов, за ловкость жонглеров и озорство клоунов, за мастерство артистов – животных.
Слайд 5
У. А кто помнит стихотворение о цирке? Его автор - знаменитый С. Я. Маршак.
На экране: портрет С. Я. Маршака
(Слайд 6)
«Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке,
А морскую черепаху –
Гладить мытую рубаху.
У. Чтобы попасть в цирк, надо купить билеты!
2. Игра «Покупаем билеты»
(У учителя на столе лежат перевёрнутые билеты разного цвета. Дети выходят по очереди
1ученик - билет зелёного цвета
6+4=10
Как называются числа при сложении?
Ты выполнил задания и приобрёл билет на какое место в зрительном зале? Чтобы занять своё место, мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно. После представления?
2 ученик – билет синего цвета
9-5 =4
Как называются числа при вычитании? Мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно?
3 ученик - билет жёлтого цвета.
2+6=8
Какое правило ты использовал, чтобы узнать своё место?
Мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно?
У.Билеты есть у всех, рассаживайтесь поудобнее и вспомните правила культурного поведения.
Как нужно вести себя в цирке? (Выслушиваются ответы детей.
IV. Работа по теме урока.
1). У. Представление началось! Встречаем аплодисментами самого первого артиста
И кто же это?
Слайд 7
Д Зебра! (Дети хлопают в ладоши стоя)
У. Где вы ее могли видеть? (В зоопарке, на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов)
Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название дорожка получила за сходство с окраской экзотического животного)
Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто догадается на какие 2 группы можно разделить эти фигуры.
Слайд 8
«Разбей на 2 группы»
1 способ: 1 группа – фигуры желтого цвета, 2 группа – фигуры синего цвета;
Проверка: Слайд 9.
2 способ: 1 группа – все треугольники, 2 группа – все пятиугольники.
Проверка: Слайд 10.
У. Как одним словом можно назвать все эти фигуры? (Многоугольники, геометрические фигуры)
У. Оцените свою работу с помощью светофоров. Молодцы! Мы удачно перешли дорогу!
2). Работа по учебнику и с электронным приложением.
А сейчас вы будете работать в паре, а один ученик за компьютером.
Ребята, я думаю, что вы все согласитесь со мной, что нам очень нравятся в цирке весёлые клоуны. Они встречают вас на странице нашего учебника и предлагают поиграть. Игра «Угадай число». Договоритесь, в роли какого из клоунов вы будете и затем оцените свою работу с помощью светофоров.
V. Физкультминутка «Хомка»
Слайд 11
VI. Продолжение работы по теме урока.
А кто будет следующим участником, вы узнаете, если
отгадаете загадку.
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного!
И устрой ему берлогу!
(Медведь)
Слайд 12
1). «Математический лабиринт»
У. Помогите Мишутке проехать по «математическому лабиринту»
Откуда он начнет свой путь? ( с примера с ответом 1, дальше помогите найти примеры с ответами в порядке увеличения. Учитель называет ответы, а дети находят примеры с этими ответами)
Поздравьте Медведя с успешным выступлением! (Дети хлопают в ладоши стоя)
2). У. На арене цирка выступает ……..
Отгадайте загадку.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом!
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос!
(Слон)
Слайд 13
А что написал С. Я. Маршак про слона, кто вспомнит?
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер!
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Бутылку и дитя»
У.Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданиями.
«Увеличь на 2»
Слайд 14
«Уменьши на 3»
У. Молодцы, дети! Вы правильно справились с заданием и теперь у вас есть новый друг – добрый Слон. (Дети аплодируют Слону стоя)
3). Повторение состава чисел.
У. А теперь выступают дрессированные тигрята.
Слайд 15
Сколько тигрят? (7)
Что вы знаете об этом числе? (Его соседи – числа 6 и 8)
Чего в нашей жизни бывает только 7? (Радуга, семь дней в неделе)
Сколько рабочих дней и сколько выходных? (5 и 2)
Как еще можно получить число 7?
На экране:
5 + 2 = 7 | 2 + 5 = 7 |
6 + 1 = 7 | 1 + 6 = 7 |
4 + 3 = 7 | 3 + 4 = 7 |
VII. Физкультминутка «Ветер тихо клён качает…»
Упражнение для глаз
У. А теперь представьте, что 1 бабочка захотела полетать по нашему классу. Проследите за ее полетом. Бабочка вспорхнула и села на верхний правый угол нашей доски, затем перелетела на окно, полетала над шкафами, села к вам на переносицу, а затем вылетела из класса.
VIII. Продолжение работы.
4). Работа в паре и индивидуальная за компьютером
(ученики меняются местами).
Игра «Учитель- ученик» в паре. Договоритесь, кто какую роль выполняет и оцените свою работу.
За компьютером – проверка знаний состава чисел.
А для чего мы должны хорошо знать состав чисел? Чтобы быстро вычитать.
5). Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10
Впервые на арене выступают тюлени!
Что вы знаете о тюлене?
(Морское животное, любит рыбу. Это животное очень смышленое и легко дрессируется. Поэтому его часто можно увидеть в цирке или в зоопарке. Страсть к играм у него в крови, именно поэтому его легко обучить играть в мяч или дудеть в трубу.)
У. И вот перед вами тюлень – жонглер!
Слайд 19
У. А действительно ли он так ловок? (Давайте проверим )
- Найдите примеры, в которых тюлень допустил ошибки.
- Самый ли ловкий тюлень? (Нет)
- Сколько раз он ронял мяч? (3)
6) Логическая задача
У. На арену выходит знаменитый Маг – волшебник.
Слайд 20
Он хочет проверить вашу сообразительность
Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?
7). Кто хочет побывать в роли фокусника? Игра «Фокусник»
Ученики достают из мешочка карточки с числами и выполняют задания:
1) назвать последующее или предыдущее число;
2) соседей числа; состав числа;
3) достать два числа и назвать все числа, стоящие в числовом ряду между ними.
8). Составление из троек чисел двух примеров на сложение и двух примеров на вычитание (работа в тетрадях). Ученики получают карточки с тройкой чисел.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Спинку прямо я держу.
У. Наступило время обеда. Обезьянка хочет угостить всех фруктами.
Слайд 21
8). Решение задач.
(Учитель раздает каждому ученику фрукты )
- Распределите фрукты в строчках и столбиках так, чтобы они не повторялись.
Проверка (см. на слайде )
Обезьянка предлагает нам решить задачу.
Что вы заметили? Дополните условие задачи и составьте её решение.
Слайд 22.
Посмотрите сколько вариантов решения у этой задачи.
Послушайте и решите задачу в стихах:
На качели, на качели
В цирке звери сели.
Три пятнистых леопарда
солнцу улыбаются.
И со старым добрым львом весело качаются.
Сколько всего зверей? (4)
Оцените свою работу по решению задач.
9). У. А сейчас у нас, ребята, самостоятельная работа.
Слайд 23.
Задание в рабочих тетрадях. С.22 №1
Упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин».
Сравнить, не вычисляя. А как мы выполним это задание?
Будем вспоминать правила и рассуждать.
Проверка – Слайд 24.
Какие правила вы применили?
Д. 1 столбик. Если вычитаемое меньше, то разность будет больше.
2 столбик. Если одно из слагаемых меньше, то и сумма тоже будет меньше.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
3 столбик. Если уменьшаемое меньше, то и разность тоже меньше.
Одно из слагаемых больше, то и сумма больше.
У. Оцените в тетрадях свою работу.
Артисты цирка прощаются с вами и ждут следующего представления.
IX. Рефлексия урока:
У. - Ну вот, со всеми делами управились. Оценим свою работу на уроке с помощью светофоров.
Слайд 23.
- Я научился…
- Я смогу, если….
- Сегодня мне удалось..
- Теперь я умею..
- Я буду стараться, чтобы..
X. Подведение итогов урока.
Слайд 24.
Теперь давайте расскажем Зайцу-хозяину цирка о том, что мы сегодня увидели, узнали, чем занимались на уроке.
Д. Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили,
И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
У. Заяц благодарит вас за активную работу и говорит…. Слайд
и дарит вам вот эти красивые шары.
А какое у вас настроение было на уроке?
Покажите смайлик.
Задачи в стихах
Белка сушит на веревке На качели, на качели
Два грибка и три морковки. В зоопарке звери сели.
Прибежал хорек, утащил грибок. Три пятнистых леопарда
Сколько грибков осталось? (4) Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются. (Сколько всего зверей?) (3)
III. Зарядка для глаз
Сравнение величин по длине.
- Вот мы купили билеты и можем войти в зоопарк. Посмотрите на нашу выставку «В мире животных». Кто бы знал, что через неделю они пригласят нас в гости! В зоопарке нужно быть очень внимательный. Сделаем зарядку для глаз.
Инструкция: Пройдите взглядом по веревочке
а) |
А Б В Г Д Какая самая длинная? (А)
Самая короткая? (Д)
Какие равные между собой? (Б=Г)
IV. Работа на индивидуальных карточках
Итак, нас встречает экскурсовод, неизвестный науке зверь: Чебурашка (музыкальная игрушка). Он нам даст напутственное слово, которое зашифровал на карточках (карточки на доске, аналогичные – разноуровневые – у детей)
Связь с русским языком на индивидуальных карточках
Инструкция: на желтых карточках нужно соединить примеры со словами, в которых количество слогов является ответом к примеру (на доске тоже такие же карточки для проверки)
10 – 7 питон 0 + 2 бегемот
11 – 10 медвежонок 5 – 3 + 1 рысь
9 – 7 мартышка 4 + 2 – 5 слоны
6 – 2 лев 14 – 10 черепаха
Выполняем работу (после объяснения учащимися к слову придвигается табличка с примером, переворачивается, на них написаны слова: «Дорогие ребята, удачи вам всем и новых знаний!»)
Проверяем (на доске инструкция-карточка проверки):
В слове … - … слога
Соединяем с примером - …
Минутка чистописания
Какая из цифр похожа на запутавшегося питона? (6,8).
(В тетради число, классная работа записаны перед уроком). Открываем тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Спинку прямо я держу.
Пишем эти цифры чередуя с правого верхнего уголка.
Работа с числовым рядом
- Посмотрите, питон сам запутался и перепутал числа. (на доске рассыпаны числа в две группы: четные числа - красные, нечетные числа - синие).
Поднимите руку 1 вариант – ваши цифры красные - расположите их в порядке увеличения
Поднимите руку 2 вариант – ваши цифры синие - расположите их в порядке уменьшения
(у доски два ученика)
- Какие цифры записали? (четные, нечетные)
Пальчиковая гимнастика
Руки в замочек. Правая рука – четные числа, левая – нечетные. Разгибаем и сгибаем пальчики называя числа по порядку в прямом и обратном счете.
1,3,5,7,9,9,7,5,3,1
2,4,6,810,10,8,6,4,2
Дружат руки, дружат числа
Ведь они нам все друзья (вертим замочек рук)
- Молодцы, справились, помогли питону. Можно идти дальше.
Урок математики в 1 классе. Учитель: Чеснокова Л.В.
Тема. Закрепление сложения и вычитания в пределах 10.
(Путешествие к Волшебнику).
Цели: - отрабатывать вычислительные навыки;
- закреплять сложение и вычитание в пределах 10;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать чувство любви к природе и ко всему живому.
Оборудование: иллюстрации сказочных персонажей, сигнальные карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Работа по теме урока:
- Маленький гном попросил меня помочь Волшебнику из сказочной страны. Вы согласны? Тогда давайте отправимся в путь и поможем ему. А в процессе путешествия мы будем решать примеры, задачи и выполнять другие интересные задания. Итак, тема нашего урока «Закрепление + и – в пределах 10».
-Перед нами дремучий лес. Давайте посчитаем деревья, растущие вдоль дороги: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и обратно;
-счёт через 1 и обратно;
-назовите чётные и нечётные числа;
-назовите число, предшествующее числу 5;
-назовите число, последующее за числом 6;
-назовите соседей числа 3.
- Вот и кончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась! На ней записаны удивительные примеры… с бабочками. Мы не можем на них наступить. Давайте решим примеры , и бабочки улетят.
- А теперь тихо! Мы подходим к замку Людоеда. Сейчас он спит, но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и заметить нас. Давайте поскорее закроем окна в замке! Для этого повторим состав чисел: 4, 5, 6, 8.
- Ну вот теперь окошки закрыли . Все на месте? Молча, чтобы Людоед нас не услышал, идём дальше…
3. Физминутка.
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной .
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом.
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
- Впереди река! Людоед построил через неё мост. Но он очень хитрый – любое брёвнышко может провалиться. Мы должны проверить каждое. А сделаем мы это с помощью цветка, который растёт на берегу.
Игра «Молчанка» (учитель показывает на лепестки с примерами, дети записывают ответы в тетради. Если ответ неверный, значит, все проваливаются и надо выручать друг друга).
-Наконец, мы за мостом! Начинается страна Волшебника. А вот и он сам! Волшебник хочет задать вам несколько вопросов:
1. Как называются числа при сложении?
2. Расскажите правило о перестановке слагаемых.
3. Как найти неизвестное слагаемое?
- А теперь Волшебник просит вас помочь ему решить задачу №3 на стр. 54.
(подробный анализ задачи).
4.Физминутка.
- Но это ещё не всё. В волшебной стране есть необычный огород. В нём растут математические выражения на сравнение, которыми питаются зайцы. Они сгрызают самую вкусную часть – знак сравнения. Давайте сравним числа и выгоним зайцев из огорода:
5 2 1 7
9 4 8 10
3 3 6 6
5. Подведение итогов урока:
- Ну вот, со всеми делами управились. Теперь давайте расскажем Волшебнику о том, что мы сегодня увидели, узнали, чем занимались на уроке.
Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили,
И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Рефлексия урока:
- Я научился…
- Я смогу, если….
- Сегодня мне удалось..
- Теперь я умею..
- Я буду стараться, чтобы..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"
Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...
методическая разработка урока математики 1 класс по УМК "Школа России" " Составление и знакомство с таблицами +,- 3"
На этом уроке учащиеся 1 класса составляют таблицы сложения и вычитания с числом 3 . Повторяют решение задач и числовых выражений,состав чисел. Работают в парох и индивидуально....
Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми....