Методическая разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Константинова Венера Анатольевна

Урок математики разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проведён в малокомплектной школе.Тема урока "Сложение и вычитание чисел первого десятка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematiki_v_1_klasse.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по ФГОС

Тема: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

ЦЕЛЬ: закрепление и обобщение полученных на предыдущих уроках знаний, упражнение в применении изученных приёмов вычислений, развитие навыков быстрого счета в пределах 10.

Задачи образовательные:

1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 10, нумерацию и  сравнение чисел.

2. Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, умение использовать математическую терминологию.

3.Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.

4. Составлять  и  решать задачи изученных типов.

 Задачи развивающие:

  1. Развивать навык беглого,  правильного счёта.
  2. Развитие воображения, мышления, памяти.
  3. Развитие  интеллектуальных качеств детей, математической речи, внимания.

Задачи воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание.

2. Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность,   самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль, взаимоконтроль.

3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.

Личностные результаты:

Формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

         Контролировать и  оценивать свою работу и её результат, успехи в вычислительной        деятельности, границы своего знания и незнания.

Познавательные УУД:

         В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные УУД:

         Организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, строить      понятные высказывания;

         работать в парах, слушать собеседника и вести диалог;

         формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание;

делать умозаключения.

Оборудование: рабочие тетради, компьютер, электронное приложение к учебнику, презентация к уроку, проектор, числовые веры, сигнальные карточки.  

Ход урока

I.Организационный момент.

Д. (хором)  Долгожданный дан звонок-
                   Начинается урок.

У.  Урок не просто повседневный,
     А даже необыкновенный.

      Сегодня у нас в классе много гостей. Давайте, ребята, посмотрим на гостей, улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, пожелаем успехов, внимательности, старательности друг другу.

Смекалку, фантазию с собою возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.

Ребята, а вы все готовы к уроку? Давайте проверим:

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

                                                      Локти? – У КРАЯ

Спинка? – ПРЯМАЯ.

А какой у нас урок?

Д.  Урок математики.

(Слайд 1)

II. Постановка целей урока.

У.И с каким настроением мы начинаем наш урок? Покажите смайлик.

    Ребята, а у нас  на уроке ещё одна гостья, посмотрите на слайд и прочитайте.


На экране (Слайд 2)

Математика – царица всех наук.

Математика – гимнастика ума.

У. А что вы можете рассказать о математике?

Д. И прекрасна, и умна

     математики страна,

     Здесь всегда кипит работа,

     все подсчитывают что-то.

У. И мы с вами чем будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Д. Считать, прибавлять и вычитать, решать задачи.

У. Да, ребята. Мы закончили изучать большой раздел математики и сегодня подведём итоги. А  Царица Математики хочет узнать, как вы научились выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.

III. Устный счёт.

1) Математический диктант. 

Слушайте внимательно, если высказывание, которое я прочту, верное, вы поднимете зелёный сигнал «Светофора», если неверное – красный.

1. Если из 8 вычесть 3, то получится 5. (+)

2. Разность чисел 4 и 3 равна 7. (-). Покажите правильный ответ на числовом

    веере       (-  1). Разность получается при вычитании.

3. Если 1 увеличить на 6, то получится 7. (+)

4. Если к 3 прибавить столько же, то получится 8. (-) Правильный ответ – 6.

5. Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4. (-)

    Правильный ответ –  8. Чтобы найти сумму, мы прибавляем.

6. Если к 3 прибавить 2 и ещё раз 2, то получится 8. (-). Правильно -7.

7. Число 2 меньше числа 7 на 5. (+)

8. Чтобы узнать, на сколько 5 больше, чем 3, нужно к 5 прибавить 3. (-)

   Нужно из 5 вычесть 3, получится 2. Покажите правильный ответ на числовом    веере.

У. Ребята! Царица Математики очень довольна вашей работой и  приглашает всех на цирковое представление! Мы побываем ( в цирке) 

Слайд 4.

У. Кого бы вы хотели видеть в цирке? (Выслушиваются ответы детей)

У. Цирк – какое веселое, яркое, волшебное слово! Мы любим его за чудеса фокусников и смелость гимнастов, за ловкость жонглеров и озорство клоунов, за мастерство артистов – животных. 

Слайд 5

У. А кто помнит стихотворение о цирке? Его автор - знаменитый С. Я. Маршак.

На экране: портрет С. Я. Маршака

(Слайд 6)

«Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке,
А морскую черепаху – 
Гладить мытую рубаху.

У. Чтобы попасть в цирк, надо купить билеты!

2. Игра «Покупаем билеты»

(У учителя на столе лежат перевёрнутые билеты разного цвета. Дети выходят по очереди

1ученик -  билет зелёного цвета

6+4=10

Как называются числа при сложении?

Ты выполнил задания и приобрёл билет на какое место в зрительном зале? Чтобы занять своё место, мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно. После представления?

2 ученик – билет синего цвета

9-5 =4

Как называются числа при вычитании? Мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно?

3 ученик - билет жёлтого цвета.

2+6=8

 Какое правило ты использовал, чтобы узнать своё место?

Мимо каких мест ты пройдёшь? А обратно?

У.Билеты есть у всех,  рассаживайтесь поудобнее и вспомните правила культурного поведения.

 Как нужно вести себя в цирке? (Выслушиваются ответы детей.

IV. Работа по теме урока.

1). У. Представление началось! Встречаем аплодисментами самого первого артиста

    И кто же это?

Слайд 7

Д Зебра! (Дети хлопают в ладоши стоя)

У. Где вы ее могли видеть? (В зоопарке, на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов)

     Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название дорожка получила за сходство с окраской экзотического животного)

       Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто догадается на какие 2 группы можно разделить эти фигуры. 

Слайд 8

 «Разбей на 2 группы»

1 способ:  1 группа – фигуры желтого цвета, 2 группа – фигуры синего цвета;

Проверка: Слайд 9.

2 способ:  1 группа – все треугольники, 2 группа – все пятиугольники.

Проверка: Слайд 10.

У. Как одним словом можно назвать все эти фигуры? (Многоугольники, геометрические фигуры)

У. Оцените свою работу с помощью светофоров. Молодцы! Мы удачно перешли дорогу!

2). Работа по учебнику и с электронным приложением.

А сейчас вы будете работать в паре, а один ученик за компьютером.

Ребята, я думаю, что вы все согласитесь со мной, что нам очень нравятся в цирке весёлые клоуны. Они встречают вас на странице нашего учебника и предлагают поиграть. Игра «Угадай число». Договоритесь, в роли какого из клоунов вы будете и затем оцените свою работу с помощью светофоров.

V. Физкультминутка «Хомка»

Слайд 11

VI. Продолжение работы по теме урока.

А кто будет следующим участником, вы узнаете, если

отгадаете загадку.

Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного!
И устрой ему берлогу!
(Медведь) 

Слайд 12

1). «Математический лабиринт»

У. Помогите Мишутке проехать по «математическому лабиринту»

Откуда он начнет свой путь? ( с примера с ответом 1, дальше помогите найти примеры с ответами в порядке увеличения. Учитель называет ответы, а дети находят примеры с этими ответами)

Поздравьте Медведя с успешным выступлением! (Дети хлопают в ладоши стоя)

2). У. На арене цирка выступает ……..

Отгадайте загадку.

Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом!
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос!
(Слон) 

Слайд 13

А что написал С. Я. Маршак  про слона, кто вспомнит?

 Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер!
Подбрасывает сразу 
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Бутылку и дитя»

У.Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданиями.

          «Увеличь на 2»

Слайд 14

           «Уменьши на 3» 

У. Молодцы, дети! Вы правильно справились с заданием и теперь у вас есть новый друг – добрый Слон. (Дети аплодируют Слону стоя)

3). Повторение состава чисел.

У. А теперь выступают дрессированные тигрята. 

Слайд 15

Сколько тигрят? (7)

Что вы знаете об этом числе? (Его соседи – числа 6 и 8)

Чего в нашей жизни бывает только 7? (Радуга, семь дней в неделе)

Сколько рабочих дней и сколько выходных? (5 и 2)

Как еще можно получить число 7?

На экране:  

5 + 2 = 7

2 + 5 = 7

6 + 1 = 7

1 + 6 = 7

4 + 3 = 7

3 + 4 = 7

VII. Физкультминутка «Ветер тихо клён качает…»

 Упражнение для глаз

У. А теперь представьте, что 1 бабочка захотела полетать по нашему классу. Проследите за ее полетом. Бабочка вспорхнула и села на верхний правый угол нашей доски, затем перелетела на окно, полетала над шкафами, села к вам на переносицу, а затем вылетела из класса.

VIII. Продолжение работы.

4). Работа в паре и индивидуальная за компьютером

 (ученики меняются местами).

Игра «Учитель- ученик» в паре. Договоритесь, кто какую роль выполняет и оцените свою работу.

За компьютером – проверка знаний состава чисел.

А для чего мы должны хорошо знать состав чисел? Чтобы быстро вычитать.

5). Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10

Впервые на арене выступают тюлени!

Что вы знаете о тюлене?

(Морское животное, любит рыбу. Это животное очень смышленое и легко дрессируется. Поэтому его часто можно увидеть в цирке или в зоопарке. Страсть к играм у него в крови, именно поэтому его легко обучить играть в мяч или дудеть в трубу.)

У. И вот перед вами тюлень – жонглер! 

Слайд 19

У. А действительно ли он так ловок? (Давайте проверим )

 - Найдите примеры, в которых тюлень допустил ошибки.

 - Самый ли ловкий тюлень? (Нет)

 - Сколько раз он ронял мяч? (3)

6) Логическая задача

У. На арену выходит знаменитый Маг – волшебник. 

Слайд 20

Он хочет проверить вашу сообразительность

Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?

7). Кто хочет побывать в роли фокусника? Игра «Фокусник»

Ученики достают из мешочка карточки с числами и выполняют задания:

1) назвать последующее или предыдущее число;

2) соседей числа; состав числа;

3) достать два числа и назвать все числа, стоящие в числовом ряду между ними.

8). Составление из троек чисел двух примеров на сложение  и двух примеров на вычитание (работа в тетрадях). Ученики получают карточки с тройкой чисел.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Спинку прямо я держу.

У. Наступило время обеда. Обезьянка хочет угостить всех фруктами.

Слайд 21

8). Решение задач.

(Учитель раздает каждому ученику фрукты )

- Распределите фрукты в строчках и столбиках так, чтобы они не повторялись.

 Проверка (см. на слайде )

Обезьянка предлагает нам решить задачу.

Что вы заметили? Дополните условие задачи и составьте её решение.

Слайд 22.

Посмотрите сколько вариантов решения у этой задачи.

Послушайте и решите задачу в стихах:

 На качели, на качели

 В цирке звери сели.

Три пятнистых леопарда

 солнцу улыбаются.

И со старым добрым львом весело качаются.

Сколько всего зверей? (4)

Оцените свою работу по решению задач.

9). У. А сейчас у нас, ребята, самостоятельная работа.

Слайд 23.

 Задание в рабочих тетрадях. С.22 №1

Упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин».

Сравнить, не вычисляя. А как мы выполним это задание?

Будем вспоминать правила и рассуждать.

Проверка – Слайд 24.

Какие правила вы применили?

Д. 1 столбик. Если вычитаемое меньше, то разность будет больше.

    2 столбик. Если одно из слагаемых меньше, то и сумма тоже будет меньше.

       От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

   3 столбик. Если уменьшаемое меньше, то и разность тоже меньше.

     Одно из слагаемых больше, то и сумма больше.

У.  Оцените в тетрадях свою работу.  

      Артисты цирка прощаются с вами и ждут следующего представления.

IX. Рефлексия урока:

У. - Ну вот, со всеми делами управились. Оценим свою работу на уроке с помощью светофоров.

Слайд 23.

  1.  Я научился…
  2.  Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось..
  4. Теперь я умею..
  5. Я буду стараться, чтобы..

X. Подведение итогов урока.

Слайд 24.

Теперь давайте расскажем Зайцу-хозяину цирка о том, что мы сегодня увидели, узнали, чем занимались на уроке.

Д. Мы сегодня вычитали,

     Мы сегодня прибавляли,

     И задачки мы решили,

     И все числа мы сравнили.

     Все сумели! Все смогли!

     Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

 У. Заяц благодарит вас за активную работу и говорит….   Слайд

      и дарит вам вот эти красивые шары.

    А какое у вас настроение было на уроке?

    Покажите смайлик.

Задачи в стихах

Белка сушит на веревке                   На качели, на качели

Два грибка и три морковки.             В зоопарке звери сели.

Прибежал хорек, утащил грибок.   Три пятнистых леопарда

Сколько грибков осталось?   (4)      Солнцу улыбаются

                                                  И со старым добрым львом

                                                              Весело качаются. (Сколько      всего зверей?) (3)

III. Зарядка для глаз

Сравнение величин по длине.

- Вот мы купили билеты и можем войти в зоопарк. Посмотрите на нашу выставку «В мире животных». Кто бы знал, что через неделю они пригласят нас в гости! В зоопарке нужно быть очень внимательный. Сделаем зарядку для глаз.

Инструкция: Пройдите взглядом по веревочке

а)

            А     Б   В     Г    Д                                 Какая самая длинная? (А)

                                                                           Самая короткая? (Д)

                                                                           Какие равные между собой? (Б=Г)

                IV. Работа на индивидуальных карточках

Итак, нас встречает экскурсовод, неизвестный науке зверь: Чебурашка (музыкальная игрушка). Он нам даст напутственное слово, которое зашифровал на карточках (карточки на доске, аналогичные – разноуровневые – у детей)

                        Связь с русским языком на индивидуальных карточках

Инструкция: на желтых карточках нужно соединить примеры со словами, в которых количество слогов является ответом к примеру (на доске тоже такие же карточки для проверки)

10 – 7                питон                                        0 + 2                 бегемот                

11 – 10         медвежонок                                5 – 3 + 1        рысь                

9 – 7                мартышка                                4 + 2 – 5        слоны                

6 – 2                лев                                        14 – 10        черепаха

Выполняем работу (после объяснения учащимися к слову придвигается табличка с примером, переворачивается, на них написаны слова: «Дорогие ребята, удачи вам всем и новых знаний!»)

Проверяем (на доске инструкция-карточка проверки):

                В слове … - … слога

                Соединяем с примером - …

Минутка чистописания

Какая из цифр похожа на запутавшегося питона? (6,8).

(В тетради число, классная работа записаны перед уроком). Открываем тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Спинку прямо я держу.

Пишем эти цифры чередуя с правого верхнего уголка.

Работа с числовым рядом

- Посмотрите, питон сам запутался и перепутал числа. (на доске рассыпаны числа в  две группы: четные числа - красные, нечетные числа - синие).

Поднимите руку 1 вариант – ваши цифры красные - расположите их в порядке  увеличения

Поднимите руку 2 вариант – ваши цифры синие - расположите их в порядке  уменьшения

(у доски два ученика)

- Какие цифры записали? (четные, нечетные)

                                        Пальчиковая гимнастика

Руки в замочек. Правая рука – четные числа, левая – нечетные. Разгибаем и сгибаем пальчики называя числа по порядку в прямом и обратном счете.

1,3,5,7,9,9,7,5,3,1

2,4,6,810,10,8,6,4,2

Дружат руки, дружат числа

                Ведь они нам все друзья (вертим замочек рук)

- Молодцы, справились, помогли питону. Можно идти дальше.

Урок математики в 1 классе. Учитель: Чеснокова Л.В.

Тема. Закрепление сложения и вычитания в пределах 10.

           (Путешествие к Волшебнику).

Цели: - отрабатывать вычислительные навыки;

           - закреплять сложение и вычитание в пределах 10;

           - развивать логическое мышление, внимание, память;

           - воспитывать чувство любви к природе и ко всему живому.

Оборудование: иллюстрации сказочных персонажей, сигнальные карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Работа по теме урока:

- Маленький гном попросил меня помочь Волшебнику из сказочной страны. Вы согласны? Тогда давайте отправимся в путь и поможем ему. А в процессе путешествия мы будем решать примеры, задачи и выполнять другие интересные задания. Итак, тема нашего урока «Закрепление + и – в пределах 10».

-Перед нами дремучий лес.  Давайте посчитаем деревья, растущие вдоль дороги: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и обратно;

-счёт через 1 и обратно;

-назовите чётные и нечётные числа;

-назовите число, предшествующее числу 5;

-назовите число, последующее за числом 6;

-назовите соседей числа 3.

- Вот и кончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась! На ней записаны удивительные примеры… с бабочками.  Мы не можем на них наступить. Давайте решим примеры , и бабочки улетят.

- А теперь тихо! Мы подходим к замку Людоеда. Сейчас он спит, но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и заметить нас. Давайте поскорее закроем окна в замке! Для этого повторим состав чисел: 4, 5, 6, 8.

- Ну вот теперь окошки закрыли . Все на месте? Молча, чтобы Людоед нас не услышал, идём дальше…

3. Физминутка.

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной .

На двух ногах

И на одной скакать,

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам кругом.

С друзьями пробежать бегом

И отдохнуть потом.

- Впереди река! Людоед построил через неё мост. Но он очень хитрый – любое брёвнышко может провалиться. Мы должны проверить каждое. А сделаем мы это с помощью цветка, который растёт на берегу.

Игра «Молчанка» (учитель показывает на лепестки с примерами, дети записывают ответы в тетради. Если ответ неверный, значит, все проваливаются и надо выручать друг друга).

-Наконец, мы за мостом! Начинается страна Волшебника. А вот и он сам! Волшебник хочет задать вам несколько вопросов:

1. Как называются числа при сложении?

2. Расскажите правило о перестановке слагаемых.

3. Как найти неизвестное слагаемое?

- А теперь Волшебник просит вас помочь ему решить задачу №3 на стр. 54.

(подробный анализ задачи).

4.Физминутка.

- Но это ещё не всё. В волшебной стране есть необычный огород. В нём растут математические выражения на сравнение, которыми питаются зайцы. Они сгрызают самую вкусную часть – знак сравнения. Давайте сравним числа и выгоним зайцев из огорода:

5     2                        1     7

9     4                        8     10

3     3                        6     6

5. Подведение итогов урока:

- Ну вот, со всеми делами управились. Теперь давайте расскажем Волшебнику о том, что мы сегодня увидели, узнали, чем занимались на уроке.

Мы сегодня вычитали,

Мы сегодня прибавляли,

И задачки мы решили,

И все числа мы сравнили.

Все сумели! Все смогли!

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Рефлексия урока:

  1.  Я научился…
  2.  Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось..
  4. Теперь я умею..
  5. Я буду стараться, чтобы..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"

Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...

методическая разработка урока математики 1 класс по УМК "Школа России" " Составление и знакомство с таблицами +,- 3"

На этом уроке учащиеся 1 класса составляют таблицы сложения и вычитания с числом 3 . Повторяют решение задач и числовых выражений,состав чисел. Работают в парох и индивидуально....