Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
![]() | 53.5 КБ |
![]() | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка ФГОС 2 поколения
Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска
Учитель: Коноплева Лариса Александровна, первая квалификационная категория
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
1. Оргмомент
Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.
2. Постановка темы и целей урока.
а) - Начинаем урок русского языка.
Чему мы учимся на этом уроке?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) - Какую тему заканчиваем?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)
- Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.
3. Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
Слайд 2.
3. Отгадайте загадку
( читает ученик)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
- Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)
? - Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)
-Сколько способов проверки вы знаете?
- Назовите способы проверки парного согласного?
( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)
-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)
Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный
-Выделите орфограмму
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)
- Обозначьте ударную и безударную гласные.
-Подберите синоним к слову мороз. (холод).
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?
Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.
1 вариант з д б д з ж в г ш б
2 вариант ж б в в д в з ж г г
(Сигнальные карточки) Зелёный - всё верно.
Жёлтый - допустил 1 ошибку.
Красный – допустил более 2 ошибок.
(Выборочно спросить проверочные слова)
б). Работа в парах.
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Согласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
- Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка:
- Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
- Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
- Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4. -Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
-Встаньте пары, которые выполнили работу верно
5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль
Музыкальная физкультминутка.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
? Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
-В написании каких слов ошиблись?
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
? Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
б) Групповая работа.
Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).
А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал - поднять руку.
Проверка
-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)
Слайд 6.
- Карточка
Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:
Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.
Сколько раз встречается звук [ п ]
Слайд 7.
- Карточка
Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Тополь высокий, а шиповник……………( ).
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
Как называются слова с противоположным значением?
Слайд 8.
- Карточка
К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.
Загадать - …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………....
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Слайд 9.
- Карточка
Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.
Часто - …………………...
Вверх - ……………………
Жёстко- ……………...
Густо - …………………….
Далеко - …………………..
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Слайд 10.
- Карточка
Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.
Кругом, сне., зимой, лежит.
На, лё., пруду, сколь.кий.
По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.
Можно ли это назвать текстом? Почему?
в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Карточка Тест.
- Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
- Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
- Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Слайд 11. На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
У кого допущены ошибки? Коррекция.
7. Подведение итога урока.
-Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
- Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Слайд 12.
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я повторил…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- На этом уроке самым интересным для меня было…
Оценки!!!
Слайд 13.
9. Домашнее задание по выбору.
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Дата проведения: 4 декабря 2013 года
Класс: 3 «А»
Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска
Учитель: Коноплёва Лариса Александровна, первая квалификационная категория
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Создаёт положительный, деловой настрой на урок через улыбку. | Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Настраиваться на урок. (Личностные УУД). |
2.Целеполагание и мотивация | Опираясь на знания учащихся, подводит их к определению темы урока. | Определяют тему урока. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Предлагает определить задачи урока. Дополняет и конкретизирует их. | Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность. | ||
3.Актуализация опорных знаний | Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне слова». (стихотворение, подводящий диалог,). | Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность. Выполняют разминку для пальчиков. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
4. Обобщение и систематизация знаний. | Организует самостоятельную деятельность учащихся через игру «Зоркий глаз». Использует самопроверку. Организует коррекцию знаний и умений учащихся. Организует учебное сотрудничество для обобщения и систематизации знаний. Использует прием «Ловушка» для проверки знаний Создает условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся. | Включаются в самостоятельную деятельность. Сопоставляют произношение и написание слов; подбирают проверочное слово; находят изученную орфограмму. Оценивают свою работу. Работают в парах; доказывают, сравнивают, делают выводы. Проводят проверку. Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; (Регулятивные УУД). |
5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации. | Организует работу по применению учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации через работу с текстом и самостоятельную работу по заданию на слайде. Предлагает работу в группах по формированию знаний, умений учащихся. Задаёт вопросы для подведения итогов работы в группах. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самоконтроль и самооценку. Разбиваются на группы. Обсуждают выполнение задания, доказывают. Объясняют свой выбор на поставленный вопрос | Строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы (Познавательные УУД) Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД). |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Организует самостоятельную работу учащихся по уровням сложности через тест. Создаёт условия для самопроверки и самооценки работы. | Работают самостоятельно над выполнением заданий разного уровня сложности. Осуществляют самоконтроль и самооценку. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). |
7. Итог урока. Рефлексия. | Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить задачи урока с полученным результатом. Создает условия для самооценки деятельности на уроке. Оценивает работу учащихся на уроке. | Сопоставляют задачи урока с полученным результатом. Оценивают свою деятельность. | Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
8. Домашнее задание. | Предлагает на выбор уровневое домашнее задание. | Осознанно выбирают домашнее задание, записывают в дневник. | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс
в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Русский язык 2 класс. Парные согласные в корне слова.
урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными»....

Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".
Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...

Урок русского языка по теме "Парные согласные на конце слова"
Данная разработка урока составлена методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка", способствует развитию УУД учащихся....

Карточки по русскому языку по теме "Парные согласные в корне слова"
Составленные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы на уроке и дома....
Тренажер по русскому языку по теме "Парные согласные в корне слова " 3 класс, УМК "Школа России"
Тренажер по русскому языку по теме "Парные согласные в корне слова " 3 класс, УМК "Школа России"...