Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Правописание

парных согласных в корне слова»

 (УМК «Школа России», 2 класс)

Программа:  Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г.  Русский язык. 2 класс.

 М.: Просвещение, 2012.

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»

Цели: Формирование орфографической грамотности, прочного навыка обозначения на письме парных согласных в корне слова.

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать способы проверки парных согласных в корне слова; добиться четкого усвоения и понимания теоретического материала;  упражнять детей в  подборе проверочных слов различными способами;
  2. уточнить значение понятий «проверочное слово» и «проверяемое слово»; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких,  так и глухих согласных; расширять у учащихся словарный запас;  вырабатывать навыки грамотного письма; формировать умение работать с ячейками графической таблицы;
  3. прививать интерес к предмету, формировать активность, сознательность, ответственность в учебной деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты дружно сели

 И на доску посмотрели.

У: Ребята, давайте вместе  попытаемся спланировать наш урок.

        На доске при помощи иллюстраций с изображением книги, ручки, ключа и т.д. дети формулируют план урока.

У:  Как вы думаете, зачем в школе, начиная с 1- ого класса, изучают предмет «Русский язык»?

 - Чтобы быть грамотным.

 - Чтобы правильно писать.

 У:  Что Вы будете делать, для того, чтобы правильно писать?

Выслушиваю ответы детей.

II. Актуализация знаний

1. Логическое упражнение с буквами

 У: Изучать свой родной язык люди начинают с букв. Посмотрите на доску и задержите свой взгляд на несколько секунд.

На доске записаны буквы, написанные разными шрифтами (печатным и письменным)

                                                    в         т        Ж             р

                                            ж           и           п        ж  

Учитель несколько секунд (3-4 сек.) демонстрирует группу букв, затем закрывает их.

У: Что видели на доске?

- На доске записаны буквы.

У: Какая буква повторялась?  (ж)

У: Сколько бук «ж» заметили? (3)

Учитель открывает группу букв.

У: Проверьте, правы ли вы.

У: Исследуйте группу букв. Расскажите, что заметили. Какое задание можете предложить с этими буквами?

- Найти лишнюю букву.

У: Какая буква лишняя?

Дети называют буквы и объясняют, почему так считают. Учитель стирает названную букву.

ж - лишняя, так как одна печатная среди письменных букв;

Ж -  лишняя, так как одна заглавная;

и -  лишняя, так как одна гласная среди согласных;

У: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

р – непарная, остальные буквы парные, поэтому она лишняя.

На доске остаются буквы: в, т, п, ж.

У: На какие группы можете разделить оставшиеся буквы?

- в, ж – буквы звонких согласных звуков;

   т, п – буквы глухих согласных звуков.

У: Назовите для каждой буквы пару по глухости и звонкости.

У: Среди оставшихся букв притаилась ещё одна особенная буква. Догадайтесь, что это за буква и чем она особенна.

- ж – обозначает всегда твёрдый звук.

У: Все ли парные согласные мы с вами вспомнили?

У: Какие парные буквы не назвали?

У: Зачем надо знать парные согласные?

- Знать парные согласные нужно для того, чтобы правильно писать их в словах.

Физминутка: (дети выполняют упражнение)

Раз, два – голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим!

2. Работа в тетрадях.

Минутка чистописания:  

1 строчка  – Зз     Сс

2 строчка  – Кк    Гг                

У: Каждую букву напишите столько раз, пока не получится самая красивая буква.

Самостоятельная работа детей.

III. Работа над новым материалом.

У: Произношение, каких согласных может расходиться с их обозначением на письме?

- Произношение парных согласных может не совпадать с их обозначением на письме.

У:  В каких случаях надо проверять обозначение на письме парных согласных?

 - На конце слова и перед глухими согласными всегда надо проверять написание парных согласных.

У: Прочитайте слова:        урожай    

арбуз   

сапожки    

коровка                (слова напечатаны и закреплены на доске)

У: В каких словах надо проверять парный согласный? Почему?

- арбуз – парная согласная на конце слова

- сапожки, коровка – парные согласные перед глухими согласными

У: Что можете сказать про слово «урожай»?

- В слове «урожай» парный согласный проверять не нужно, т. к. он стоит перед гласным.

- Перед гласным парный как слышится, так и пишется.

- Это слово может быть лишним.

У: Какое слово ещё может быть лишним?

- «арбуз» - 2 слога;

- «сапожки» - во множественном числе;

- «коровка» - одушевлённое существительное;

У: В каких словах ударение падает на второй слог?

- Только в слове  «урожай» ударение падает на третий слог, а в других словах  на второй.

У: Обратите внимание на безударные гласные в словах. Назовите их в каждом слове. Проверяются они ударением или нет?

- Безударные гласные в этих словах нельзя проверить ударением, их нужно запомнить.

Учитель убирает слова или закрывает их.

У: Запишите в тетрадь столько слов, сколько запомнили. Запишите слова в столбик.

Самостоятельная работа детей.

У: Проверьте свою работу по образцу.

Слова вновь демонстрируются всему классу.

У: Кто допустил одну ошибку при выполнении работы? Две. Три…..(дети поднимают руки, если допущены ошибки)

У: Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «арбуз» и «коровка»?

Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:

- Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова одинаковые.

- Место парных согласных в слове не влияет на способ проверки.

У: Запишите в тетрадь проверочные к словам «арбуз» и «коровка».

арбуз – арбузы, арбузные, арбузик

коровка – корова, коровий, нет коровок

У: Для чего надо уметь подбирать проверочные слова?

- Проверочные слова помогают правильно писать сомнительные парные согласные.

Физминутка: (дети выполняют упражнение для глаз)

У: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Сопоставление формулировки обучающихся с темой, записанной на слайде.

У: Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни или нет?

У: Чтобы вы смогли применить на письме приобретённые на уроках знания и умения, вы должны быть внимательными и сосредоточенными; быть готовыми к встрече с сомнительными парными согласными в словах: уметь замечать их и  знать, как их проверить.  

Чтение четверостишия со слайда, заучивание его наизусть

У: Прочитайте совет Знайки и постарайтесь его запомнить.

IV. Закрепление.

1. Упражнение в подборе проверочных слов.

Дети читают слова со слайда, проговаривают, сравнивают произношение с написанием и выбирают т, парные согласные, которые требуют проверки.

У: Прочитайте слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением.

- Ложка, зубцы, рукавчик.

У: Кто может объяснить значение слова «зубцы»?

«Зубец» - острый выступ на чём-нибудь. Зубцы пилы, расчёски, грабель, Кремлёвской стены. (Показать иллюстрации грабель, пилы, Кремлёвской стены, продемонстрировать зубцы расчёски.)

У: Что можете сказать о парных согласных в этих словах? (находятся перед глухими согласными)

У: Какие они: глухие или звонкие? (звонкие)

У: Что происходит с ними во время произношения? (звонкие согласные перед глухими оглушаются)

У: Что можете сказать об остальных словах?

- В словах «кошка», «шкафчик», «купцы» произношение парных согласных совпадает с написанием.

У: Объясните обозначение на письме парных согласных в каждой паре слов.

Дети называют проверочные слова для каждой пары.

У: Слова, которые мы проверяем, как называются? (проверяемые)

     А слова, которые подбираем для проверки, как называем? (проверочные)

У: Запишите несколько слов (любых, какие понравились). Проверяемое слово пишите после проверочного.

Самостоятельная работа детей.

У: Прочитайте пары слов, которые вы написали. Какие буквы помогают проверить сомнительные согласные? (буквы гласных звуков)

Физминутка.

2. Работа с таблицей.

Работа по таблице

У: Прочитайте названия столбцов.

У: Прочитайте проверяемые слова. Какие буквы пропущены? (парные согласные)

У: Почему их надо проверять? (находятся на конце слова и перед глухой согласной буквой «к»)

У: Сколько способов знаете для проверки парных согласных? Назовите их.

- Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

Сравнивают свои ответы с графами таблицы

У: Как называются слова в грамматике? (части речи)

У: Какие части речи вы уже знаете?

- Имя существительное, имя прилагательное глагол.

Сравнивают свои ответы с графами таблицы

Учитель раздаёт детям такие же таблички, напечатанные на карточках.

У: К слову «моро...» подберите проверочные слова всеми способами. Какую букву нужно вставить на месте пропуска? («з») Запишите в своих табличках проверочные слова в соответствующие ячейки и вставьте пропущенную парную согласную, как это сделано на образце.

У учащихся на столах карточки с таблицей. Они вписывают проверочные слова в ячейки.

У: Для  слова «ры...ка» попробуйте сами подобрать проверочные слова и вписать их в ячейки второй строки справа от проверяемого слова. Начните с любой ячейки.

Если у отдельных учащихся возникают затруднения, обращаемся за помощью к классу, учителю.

Учитель наблюдает за самостоятельной работой учеников и при необходимости осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми.

Проверка по образцу.

Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на обратной стороне доски.

Аналогично проводится работа со словом «ска...ка».

Проверить по образцу.

Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на обратной стороне доски.

У. Сегодня вы впервые работали с таблицей и все справились с заданием. Вы молодцы!

Дети читают надпись, смотрят на картинку и улыбаются.

Релаксация.

3. Работа с учебником.

У: Откройте учебник  и прочитайте правило.

У: Как проверить парную согласную на конце слова? Как проверить парную согласную в середине слова? Что нужно запомнить о способах поверки парных согласных.

- Способы проверки сомнительных согласных одинаковые во всех случаях.

У: Как называются буквы в словах, которые пишутся по правилам? (орфограммами)

V. Домашнее задание.

С. 83 упр. 56

VI. Итог урока.

У: Чему научились сегодня на уроке? Что понравилось? Какое задание было самым интересным? А трудным? Что хотели бы запомнить с урока?

Учитель благодарит учеников за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...

Дидактический материал по русскому языку по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Карточки сотавлены к урокам   русского языка №38-41 УМК В.Ф.Виноградовой ( авторы  С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой)  по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 1 лист - ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (закрепление)

Планируемые результаты: Предметные: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабат...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)  Тема: «Буквы для обозначения парных звонких и глух...