разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рябикова Елена Петровна

Представлен план- конспект урока в соответствии  с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема:  Аксаков С.Т. « Аленький цветочек»

Цель: 1. продолжить работу над сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать

словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям

характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в

авторском тексте;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям, на примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

                                                   Ход урока

1.Оргмомент.

2.Речевая разминка

На доске пословица:

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай»

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?

- Назовите глаголы , существительные.

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы , затем существительные.

-Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.

-Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)

3. Сообщение темы, постановка цели урока. 

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока. Над какой сказкой мы сейчас работаем?

- Верно. Сегодня у нас итоговый урок  по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем анализировать сказку, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой, дадим характеристику героям. Вы сказали , что каждая сказка нас чему- то учит. Как вы думаете, что мы должны к концу урока определить?

- Верно. Наша задача определить, какой же главный смысл несет сказка, чему она учит.

4.  Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

- Скажите, какая эта сказка литературная  или народная?

Скажите, к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему. (Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

- Приведите примеры.

 Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

- Как вы думаете, почему сказка так похожа на русскую народную?

5. Лексическая работа  

 - Давайте вспомним, от кого в детстве писатель услышал эту сказку? (ключницы Пелагеи).

- Вы заметили , что язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок. Текст наполнен старинными словами и выражениями.

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие. Дома вы должны были повторить значение некоторых устаревших слов.

Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение слов.

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

6. Проверка домашнего задания

- Дома вы получали задание еще раз выразительно перечитать отрывок сказки – первую часть , когда дочери делают заказ отцу. Я вам сейчас предлагаю разыграть этот отрывок  по ролям. ( чтение отрывка по ролям)

7. Физкульминутка

8. Характеристика героев

-  Назовите  главных героев. ( Три сестры; купец; чудище)

-Что вы можете сказать о самом купце? (Он был честным, известным и очень любил своих дочерей)

-Почему купец хотел вернуться домой? Он что хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей?

-Какую черту характера подчеркивает автор?

 (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»)

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

- Верно. Купец  был честным, известным и очень любил своих дочерей.

-Какое мнение у вас сложилось о сестрах ?

- Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

 –Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало?  (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого)

-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его ?

- Какой можно сделать вывод о старших дочерях? (старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными)

9. Просмотр отрывка мульфильма

- По мотивам сказки С. Т. Аксакова созданы: мультфильм, художественный фильм, песня. Посмотрите отрывок из мультфильма. Обратите внимание, как Настенька говорила о цветке.

-Так вот ты какой, цветочек аленький!

- Произнесите  фразу с восхищением, восторгом.

- Прочитайте фразу с удивлением, укором и страхом.

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

(Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности)

10.   Итог урока

-Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)

-Чему учит сказка ?

11.Рефлексия.

-Оцените  свою работу на уроке.

-Что было трудным?

-Что легко удавалось выполнить?

12.Домашнее задание.

Пересказ сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» 2 класс

Познакомить учащихся с произведением Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», у совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; Развиват...

Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Урок разработан  для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....

Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"...