разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Представлен план- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Аксаков С.Т. « Аленький цветочек»
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать
словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям
характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в
авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям, на примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Речевая разминка
На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай»
-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
- Назовите глаголы , существительные.
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы , затем существительные.
-Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
-Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)
3. Сообщение темы, постановка цели урока.
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока. Над какой сказкой мы сейчас работаем?
- Верно. Сегодня у нас итоговый урок по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем анализировать сказку, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой, дадим характеристику героям. Вы сказали , что каждая сказка нас чему- то учит. Как вы думаете, что мы должны к концу урока определить?
- Верно. Наша задача определить, какой же главный смысл несет сказка, чему она учит.
4. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.
- Скажите, какая эта сказка литературная или народная?
- Скажите, к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"? Объясните почему. (Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)
- Приведите примеры.
- Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)
"За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".
"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".
"Долго ли, мало ли времени".
"Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".
"Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".
- Как вы думаете, почему сказка так похожа на русскую народную?
5. Лексическая работа
- Давайте вспомним, от кого в детстве писатель услышал эту сказку? (ключницы Пелагеи).
- Вы заметили , что язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок. Текст наполнен старинными словами и выражениями.
- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие. Дома вы должны были повторить значение некоторых устаревших слов.
Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение слов.
Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой
Яства сахарные – еда, кушанья
Челядь дворовая – слуги, дворовые
Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет
Опочивать легла – спать легла
Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.
6. Проверка домашнего задания
- Дома вы получали задание еще раз выразительно перечитать отрывок сказки – первую часть , когда дочери делают заказ отцу. Я вам сейчас предлагаю разыграть этот отрывок по ролям. ( чтение отрывка по ролям)
7. Физкульминутка
8. Характеристика героев
- Назовите главных героев. ( Три сестры; купец; чудище)
-Что вы можете сказать о самом купце? (Он был честным, известным и очень любил своих дочерей)
-Почему купец хотел вернуться домой? Он что хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей?
-Какую черту характера подчеркивает автор?
(Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»)
- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/
“Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.
- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?
(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)
- Верно. Купец был честным, известным и очень любил своих дочерей.
-Какое мнение у вас сложилось о сестрах ?
- Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
–Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого)
-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его ?
- Какой можно сделать вывод о старших дочерях? (старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными)
9. Просмотр отрывка мульфильма
- По мотивам сказки С. Т. Аксакова созданы: мультфильм, художественный фильм, песня. Посмотрите отрывок из мультфильма. Обратите внимание, как Настенька говорила о цветке.
-Так вот ты какой, цветочек аленький!
- Произнесите фразу с восхищением, восторгом.
- Прочитайте фразу с удивлением, укором и страхом.
– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)
- За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?
(Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности)
10. Итог урока
-Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)
-Чему учит сказка ?
11.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
-Что было трудным?
-Что легко удавалось выполнить?
12.Домашнее задание.
Пересказ сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс
Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...
Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» 2 класс
Познакомить учащихся с произведением Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», у совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; Развиват...
Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"
Урок разработан для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...
Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"
Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...
Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"
Литературное чтение, УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...
Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....
Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"...