Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
УМК «Школа России» Класс: 3.
Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._chteniya_ded_mazay_i_zaytsy_3_kl.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
УМК «Школа России» Класс: 3.
Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.
- Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
- Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Планируемые результаты:
Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими в группе
Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Ход урока
- Организационный момент
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и интересная работа в группе.
- Проверка домашнего задания
- С творчеством какого великого писателя мы знакомились на протяжении последних уроков?
(портрет писателя слайд 1)
- С какими произведениями Николая Алексеевича Некрасова мы познакомились?
- «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»
(чтение стихотворения наизусть несколькими учениками)
3. Сообщение темы и целей
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
4. Вступительная беседа (слайд 2)
- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.
– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
- Рассмотрите иллюстрацию. Слайд 3. Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чем текст? (Наверное о том, как дед Мазай спасал зайцев.)
- Как вы думаете, в какое время года могут происходить эти события?
- Что происходит с реками весной? (реки разливаются и выходят из берегов)
- Как называется это природное явление? Верно. (Половодье – весенний разлив реки от таяния )
- Какую учебную задачу мы поставим на уроке?
(Познакомиться с содержанием и проанализировать стихотворение, учиться выразительно читать).
5) Изучение нового материала
а) первичное знакомство с текстом (аудиозапись)
б) проверка первичного восприятия
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да)
- Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)
- Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно, как автор говорит о зайцах, зайчихе: еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном…)
в) вторичное восприятие
– Прочитаем по цепочке наше стихотворение. Обратите внимание на незнакомые, непонятные слова, которые требуют объяснения значений.
г) словарная работа Слайд 4
- Какие слова для вас были непонятными? Это старинные русские слова, посмотрите на их значение.
силки' | Петли для ловли птиц и мелких животных |
багры' | Шест с металлических крючком и остриём |
арши'н | Старинная мера длины, немного меньше метра (0,71 м) |
саже'нь | Старинная мера длины, чуть больше двух метров = 3 аршинам |
зипун | Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. |
Работа в группе.
- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас
попробуете сами определить их значение, работая в группе.
Вспомним правила работы в группе.
- Соотнесите слова из двух столбиков. Время работы – 3 минуты. (Дети получают карточки)
Проверка Слайд 5
3 | разболтался в сарае | 1 | шумливая группа |
1 | гурьба | 2 | шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство |
2 | лопочут ушами | 3 | разговорился |
5 | гуторить | 4 | тот, с кем случилась беда |
4 | горемыка | 5 | разговаривать |
8 | тягота | 6 | забава, веселье |
6 | потеха | 7 | всходы посева засеянные осенью |
7 | озимь | 8 | тяжесть, груз |
Физминутка
д) Анализ стихотворения.
- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)
Групповая работа.
- Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. Время работы - 5 минут.
План Слайд 6
1. Зайцы на островке.
2. Спасение.
3. Зайчишко на пне.
4. Зайчиха в кустах.
5. Зайцы на бревне.
6. На берегу.
Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь планом.
Чтение первой части. «Зайцы на островке» Слайд 7
-С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ?
- Найдите в тексте О чем он переживает?
Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
(осуждает за истребление, упрекает мужиков)
- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? (Где у них совесть?)
- Как нужно читать эти слова?
- К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (призывает бережно относиться к природе, ко всему живому)
Чтение второй части. «Спасение» Слайд 8
- В какую беду попали зайцы?
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Брёвен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)
- Как вели себя зайцы при виде Мазая?
- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков? (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)
Чтение третьей части. «Зайчишко на пне» Слайд 9
– Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка)
- Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком)
Чтение четвертой части. «Зайчиха в кустах» Слайд 10
- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха)
- Жалко ли вам ее? Почему?
Чтение пятой части. «Зайцы на бревне» Слайд 11
- Сколько зайцев разместилось на бревне? (зайцев с десяток спасалось на нем)
- Как спас Мазай зайцев на бревне? (зацепил багром сучок и за собою бревно поволок)
Чтение шестой части. «На берегу» Слайд 12
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне)
- Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег)
- Какие слова сказал дед зайцам на прощание? ("с богом!")
6. Заключительная беседа по прочитанному
– Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?
(Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации. ----- - -Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
- Какое отношение к животным пробуждает автор?
( Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей)
- Я предлагаю каждой группе выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами)
(Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник — не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.)
- Как автор относится к Деду Мазаю?
( Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.)
7. Рефлексия. Слайд 13
- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал, познакомился….
- Урок дал мне для жизни…
8. Домашнее задание. Слайд 14
Выразительное чтение стихотворения.
Выучить отрывок наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"
Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...
Методическая разработка по литературному чтению. Тема: "Сказка".
Конспект урока с использованием образовательных технологий...
Урок литературного чтения 4 класс Н.Некрасов"Дед Мазай и зайцы"
урок литературного чтения...
Урок литературного чтения по теме : Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Цель урока: совершенствовать знания о творчестве русского писателя, активизировать внимание учащихся на значимость роли природы в его произвндениях, изучив отрывок произведения "Дедушка Мазай и зайцы"...
Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста"
Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться при работе по разным УМК. Позволяет учащимся научиться находить глав...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
Презентация Дедушка Мазай и зайцы Н.Некрасова в 3 классе по программе "Школа России"...