Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Литературное чтение, УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс
Тема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.nekrasov_moroz-voevoda_konspekt_uroka.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Цель урока: Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть
Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы
Личностные:
ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Образовательные ресурсы: портрет Н.А.Некрасова, аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация по теме урока, компьютер
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворную работу. Хорошего нам настроения и успехов!
II. Подготовка к восприятию
Послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила
- О каком времени года говорится в данной загадке?
- Назовите приметы зимы. (снег, мороз, зимний месяц) Верно .
- Что говорят о зиме? Какая она?
Верно о зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно.
Посмотрите на слайд. Какая красивая зима на слайде. Слайд.
Многие поэты воспевали в своих стихах красоту родной природы. Среди них и Н.А. Некрасов.
- Что вы знаете об этом поэте? Слайд. (портрет Н.Некрасова)
( Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком)
(Н.А.Некрасов родился в 1821 году 10 декабря и детство своё провёл в селе Грешнёво Ярославской области на Украине. )
Сегодня мы с вами увидим, как изобразил красоту зимней природы Николай Некрасов. Это отрывок из его поэмы « Мороз, Красный нос». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз – воевода» Слайд.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие текста.
Прослушаем аудиозапись
- Выявление первичного восприятия
– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)
– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)
3. Вторичное восприятие. Чтение стихотворения (про себя)
– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)
- Какой жанр напоминает это стихотворение? (сказка)
- Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки все может получиться).
- Кто же является главным героем произведения? (Мороз – Воевода)
- Словарная работа. Слайд
В стихотворении встретились незнакомые слова, они украшают произведение, показывают точность, выразительность, красоту
– Как вы понимаете значение слова воевода?
Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
Дозором обходит – сторожит.
Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.
Обозы – вереница гружёных повозок.
Казна – богатство, имущество
Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.
Владенья – своя собственность.
Не скудеет – не становится меньше
- Выборочное чтение. Анализ текста стихотворения.
- перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
-Каким вы увидели Мороза-Воеводу?
(сильный, суровый, умелый, всемогущий, могущественный)
Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник?
- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? (Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает с ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв).
- Почему автор назвал Мороза воеводой?
( Мороз со своим войском объезжает, осматривает, охраняет свои владения)
- Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда…) – это его воины
- Расскажите о его владениях
(луга, леса, поля, моря, реки, вся земля и все, что на ней находится)
- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? ( как хозяин)
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли.
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
- Ребята, как вы думаете, Мороз хороший хозяин? Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
- Найдите и зачитайте повторы. («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Каким настроением проникнуты эти строки? (возвышенным, бодрым).
- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы
показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и
хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего
царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-
воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем
человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены.
Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз
– воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство,
защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым
одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет
действия “Мороза – воеводы”.
- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
– Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"?
( Мороз украшает все снегом, инеем).
- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое).
- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство,
красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”,
подобрал точные слова по определению цвета.
- (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, переливается на свету яркими разноцветными цветами. другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,
Жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета, с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском.
Серебро – драгоценный блестящий металл. Это все драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой, с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце).
- Какое царство у Мороза-Воеводы? ( царство у него очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А.Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы)
Царство у “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
V. Работа в группах – 5 минут
1, 3 группы - Словесное рисование образа «Мороза - Воеводы».
(Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.)
2, 4 группы – сделайте рисунок «Мороза - Воеводы».
Подведение итогов работы в группах.
VI. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения
- Что такое выразительное чтение?
- На сколько частей вы бы разделил данное стихотворение?
Примечание: ученики приходят к выводу, что текст делится на две части: шествие Мороза читается величавым, приподнятым, торжественным тоном, а при чтении второй части «Песня Мороза» - тон веселый и задорный, хвастливый, заносчивый.
Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
VII. Итог урока. Рефлексия
-Какова основная мысль стихотворения? (Что природа и зимой тоже красива. Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н.Некрасов- он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Слайд.
- Я познакомился с произведением поэта…..
- Тема данного произведения…
- Я познакомился с новыми словами…
- Я вспомнила изобразительно-выразительные средства языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс
Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"
Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...
Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...