Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пагма Саномбаловна Доржиева

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»

Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.   

Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям. 

Все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nekrasov_shkolnik_.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник».

Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
  2. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Задачи:

  • расширить знания о  творчестве  Н. А .Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;
  • обучать правильному чтению стихов;
  • формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;
  • пополнять словарный запас ,развивать  память, речь;
  • воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.

Оборудование: презентация о Н.А Некрасове, выставка книг,  грамзапись стихотворения Н. Некрасова “Школьник”.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.А.Некрасова. Начнём урок с повторения изученного материала. – Что вы знаете о Николае Алексеевиче Некрасове, вспомним по слайдовой презентации.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года

Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии.

Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов. Это был человек жестокого нрава и деспотичного характера. Отец Некрасова не щадил никого. Доставалось подвластным ему мужикам, испытали с ним горя и домочадцы . Мать поэта, Елена Андреевна , женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол. От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без денежных средств. Николай Алексеевич прошел тяжелую школу «петербургских мытарств». 1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым физическим трудом зарабатывал себе деньги на полуголодное существование.

“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой В 1847—1866 годах Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник».

3.   Знакомство с новым стихотворением.

 а) Постановка цели.

На доске демонстрируется слайд со словом «ШКОЛЬНИК».

- Ребята, какие ассоциации вам приходят на ум, когда вы слышите слово «школьник». (ответы ребят)

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”.  Прежде, чем приступить к чтению, послушайте небольшую историю. Однажды, проезжая по пустынной дороге, Некрасов встретил школьника, голодного ободранного, босого.   Эта встреча напомнила Поэту  Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки.  Стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий. После этой встречи, Некрасов написал стихотворение «Школьник».

б) Первичное восприятие. Слушание стихотворения «Школьник» (аудиозапись).

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) Вторичное восприятие.

 - Откройте учебник стр. 147.  Прочитайте стихотворение про себя

 - Отметьте, какие слова и выражения, требуют объяснения.

Физминутка

         г) Анализ стихотворения «Школьник».

- О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

- От чьего имени ведется речь? ( от имени извозчика)

- В каких словах понятно отношение извозчика к школьнику? ( дружок)

- Объясните выражения: «невеселая дорога» ( скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж). 

 -Только ли прямое значение имеет это словосочетание? (это вся жизнь простого мальчика)

- Каков пейзаж? (монотонный, скучный, автор не использует прилагательные)

Прочитайте 2 строфу.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?

- Почему он решил его подвезти? ( ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)

- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? ( многие также тогда шли учиться )

- Что значит выражение « многих славных путь»? ( известные люди тоже шли из глубинки)

Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта.

- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

Прочитайте 3 и 4 строфы.

Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

- Смысл каких слов вам не понятен?

Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами

Грош – старинная монета в 2 копейки.

Четвертачок- равен 25 копейкам.

- Кто помог мальчику собраться на учебу?

- Что можно сказать о материальном положении семьи?

Дьячиха - жена дьячка. Дьячок – в православной церкве низший служитель.

Купчиха – жена купца. Купец- человек (торговец), занятый в сфере торговли.

- Поэт уверен,  он хочет объяснить случайному собеседнику , что старания его родителей , отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Прочитайте следующую строфу.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

- Ребята, как вы думаете кого называли «дворовым»?

Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме. Отмены крепостного права еще не было (1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали.

Прочитайте  строфу:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмогоры)

-Ребята, а что вы знаете об этом удивительном человеке?

(Ломоносов долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий. Сегодня его имя носит МГУ)

Прочитайте строфу:

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

- Как понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву» ( замените поговоркой « Мир не без добрых людей»

- А вы думаете, о чем мечтал мальчик во сне? ( учиться в Московском университете)

Прочитайте оставшиеся строфы 

- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…

- Как вы понимаете эти строки?

- Это стихотворение не только о Ломоносове. В истории России много славных имён, вышедших из простого народа, прошедших нелёгкий путь и ставших гордостью страны. Добролюбов, Чернышевский, великие врачи Пирогов, Боткин и многие другие.

Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…- в этих строчках и заключена главная мысль этого произведения.

- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?

4. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Было интересно…

5. Итог урока:

Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, не тот, который достался их родителям, и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть , так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено,   что юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу.

6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....