Правописание безударных окончаний глаголов (урок 1)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_klass_.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Правописание безударных окончаний глаголов»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику А.В. Поляковой «Русский язык» 4 класс ч. I.
Автор: Метельникова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ ООШ №9
Тема | Правописание безударных окончаний глаголов | |
Цель | Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: определение безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | |
Задачи | Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов». Образовательные: направить действия учащихся на усвоение понятия «личные окончания глаголов», умение выявлять безударную гласную в личных окончаниях глаголов, подбирать способы проверки. Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе. | |
Планируемый результат | Предметные: Уметь применять понятие «личные окончания глаголов», умение выявлять безударную гласную в личных окончаниях глаголов, подбирать способы проверки. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | |
Основные понятия | Глагол, личные окончания глаголов, безударные личные окончания глаголов, способы проверки гласной в безударном личном окончании глагола. | |
Межпредметные связи | Литературное чтение | |
Ресурсы: | А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс ч. I | |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. | |
Условия | Учебно-материальные, морально-психологические. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностируюшие задания | Время | Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии | Планируемые результаты УУД |
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализиро вать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Предполагает тип урока | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока. | Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | 1 мин | Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный. Приём: речь учителя. Средства: плакат с девизом | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
II этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: - закрепить навык каллиграфического письма; -закрепить умение аккуратно писать буквы; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Работает с информацией, представленной в форме стихотворения. Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его. Устанавливают закономерность. Аккуратно записывает ячейки буквами | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов Организует работу по выполнению чистописания | 1. «Где есть желание, найдётся путь!» - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Вы готовы к работе? Тогда в путь. - А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей) 2. Игровой момент (запись на доске) Мы в путь за наукой сегодня пойдём, Смекалку, фантазию нашу возьмём, - Поиграем в игру «Хитрые слова». - Сегодня на уроке мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Я (или О)) яблоки, отряд, яблочный, овсянка -В чем проблема? (Там есть еще и буква О) -Как решить проблему? (Надо уточнить, какая это буква) -Эта та буква, которая стоит в алфавите последней. -На какие две группы она может разделить данные слова?
яблоки отряд яблочный овсянка 3. Минутка чистописания Яса ясб ясв яс… - Определите последовательность написания букв в данном ряду. - Какая ячейка будет следующей? - Запишите ряд букв, соблюдая закономерность. - Что можете сказать о букве Я? | -Какую роль играет знание русского языка в вашей жизни? - Для чего они вам нужны? | 2 мин | Методы: игровой, проблемно-поисковый Приём: сравнения, сопоставления; определение закономерности; широкая постановка вопроса, классификация Средства: плакат с девизом Технология: игра; проблемного обучения | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Моторное восприятие. (Личностные УУД) |
III этап Выявление места и причины затруднения Цель: -выявить индивидуальные затруднения | Участвовать в работе по выполнению задания Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по решению примеров Обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | 1. Постановка проблемы. Открытие нового. -Давайте выполним задание. Подумайте, какие буквы надо вставить на месте пропусков? Шага.т, нос.т, став.т, пиш.т, лез.т. -Что случилось? В чём проблема? В чём испытываете затруднение? (Окончание безударное, а начальная форма не помогает – лезть). - Какой ещё способ проверки вы знаете? На что ещё надо посмотреть? (Посмотреть, не является ли глагол исключением). - Является? (Нет). - Попробуйте определить тему урока. - Какова цель урока? | - Почему не справились с последним словом? | 3 мин | Методы: словесный, практичес кий, стимулирования интереса к учению; классификация Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная. Приёмы: речь учителя; широкая постановка вопроса | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
IV этап Построение проекта выхода из затруднения Цель: -познакомить с новым способом проверки безударных личных окончаний глаголов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | -Можно ли решить эту проблему? -Как? (Обратиться за помощью к местоимению 3-го лица мн.ч. – они (лезут)). | - Можно ли определить написание гласной вличном окончании глагола лезет? - Как же это сделать? | 1 мин | Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, практичес кий, стимулирования интереса к учению Формы: коллективная. Приёмы: речь учителя; Технология: проблемного обучения | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
V этап Реализация построенного проекта Цель: -использование способов проверки безударных личных окончаний глаголов. | Участвовать в работе по решению примеров Осуществлять самоконтроль Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по решению примеров Обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | 1.–Попробуйте записать гласную в личном окончании глагола ЛЕЗЕТ. Самопроверка (По плакату ) - Как вы рассуждали? Какие способы проверки предлагаете? -Попробуйте определить тему урока -Какова цель урока? | 3 мин | Методы: словесный, практичес кий, наглядный; стимулирования интереса к учению; самоконтроль Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная; самопроверка Приёмы: целеполагания; речь учителя; Технология: проблемного обучения | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | |
VI этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Участвать в использовании нового способа действий с проговариванием во внешней речи, осуществлять самоконтроль | Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организовать фронтальную работу по учебнику. | 1.- В словесности все имеет своё определение. -Давайте узнаем, что говорят о способах определения гласной в личных окончаниях глаголов настоящие словесники. -Откройте учебник на с.114, прочитайте тему урока. - Найдите «Сведения о языке», прочитайте. 2. – Найдите упр.164. Прочитайте 1) пункт. Объясните смысл пословиц кратко. - Выполним устно 2) пункт. - Выпишем слова с пропусками из 1, 3,4,5 пословиц, определим спряжение. 2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем. (- Кто хочет провести физкультминутку?) Код к замку мы подбирали И немножечко устали. Потихоньку дружно встали. И движенья показали. Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец) Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.) Как бежишь? – Вот так! Как летишь? – Вот так! Как плывёшь? – Вот так! Как сидишь? – Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? – 2 л., ед.ч. Физминутка для глаз | 10мин | Методы: словесный, практический, Формы: фронтальная; индивидуальна. Приём: тренировочные задания. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: -организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку; обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | 1. Самостоятельная работа. - Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание. С. 114, Упр.164. - 2-ую пословицу спишите полностью, заполните пропуски, укажите спряжение. Взаимопроверка - Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга. - Кто не допустил ни одной ошибки? - Почему некоторые ребята допустили ошибки? - Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше? Игра по футболу Товарищеская встреча по футболу между командой девочек и командой мальчиков. Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже. Не заметили глагол – значит, пропустили гол! Найди 1 лишний глагол. Объясни свой выбор. Мы ведём репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку и игра начинается. Максим ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но девочки храбро защищают свои ворота. Инга сильным ударом посылает мяч на середину поля. Вика подаёт Кате, но Дима перехватывает мяч. Следует сильный удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. Даша не зевает! Она головой отбивает мяч и попадает в Никиту. Никита гонит мяч к воротам девочек, но тут доносится судейский свисток. Игра заканчивается. | 5мин | Методы: словесный, практический взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению Формы: фронтальная; коллектив ная Приём: краткое изложение задачи, тренировочно-творческое упражнение Технология: создание ситуации успеха | Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
VIII этап Включение в систему знаний и повторения Цель: - организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, в группе). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, работу в парах, в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | 1.На партах конверты с набором слов. Бега.т, брод.т, прыга.т, прос.шь, ненавид.т, чита.т. - На какие две группы можно распределить эти слова? (По спряжениям) -Поработайте в парах, обсудите выполнение задания (устно – раскладывают карточки по группам). бегает бродит прыгает просишь читает ненавидит - Какой способ проверки использовали? Задание для девочек: - Девочки записывают глаголы I спряжения, заполняя пропуски. Задание для мальчиков: - Мальчики записывают глаголы II спряжения, заполняя пропуски. - Какие слова записали? Самопроверка. 2. Упр. 167. «Писать» проспрягать –кол-но, «знать, просить» - 2 чел. у доски на отметку. Самоценивание. 3. Учебник № 165. -Поработайте в группах, обсудите выполнение задания. 3. Домашнее задание 1-й уровень – упр. 381 2-й уровень - упр. 382 3-й уровень - упр. 383 | 20мин | Методы: словесный, практический взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив ная, работа в малых группах Приём: классификация, краткое изложение задачи, тренировочно-творческое упражнение, дифференциация Технология: создание ситуации успеха | Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
IX этап Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: подвести итог проделанной работе на уроке | Участвовать в подведении итога проделанной работе на уроке | Организовать подведение итога проделанной работе на уроке | - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. - Вспомните, с каких слов мы начали урок? - Давайте подведем итог при помощи опорных фраз. ИЛИ - Чему научились? - Какие затруднения испытывали? - Довольны ли вы своей работой? - Ваша самооценка совпала с моей. Молодцы. Спасибо за урок. | 5мин | Уметь выражать свои мысли; использовать критерии для обоснования суждений. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
яблоки, отряд, яблочный, овсянка
бега.т |
брод.т |
прыга.т |
прос.шь |
чита.т |
ненавид.т |
бега.т |
брод.т |
прыга.т |
прос.шь |
чита.т |
ненавид.т |
бега.т |
брод.т |
прыга.т |
прос.шь |
чита.т |
ненавид.т |
лезет
Домашнее задание
1-й уровень - упр. 381
2-й уровень - упр. 382
3-й уровень - упр. 383
I спр. II спр.
бегает бродит прыгает просишь
читает ненавидит
3лицо,мн.ч. ОНИ
Iспр. – ут,-ют (е)
IIспр. – ат,-ят (И)
ШАГА.Т, НОС.Т,
СТАВ.Т, ПИШ.Т,
ЛЕЗ.Т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"
Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Диктант. 4класс после темы "Правописание безударных окончаний имени сущ."
Предлагается диктант после изучения темы "Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть)....
Правописание безударных окончаний имён существительных
Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....
урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...
Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...
«Правописание безударных окончаний глаголов» (урок 3) 4 класс
«Русский язык» А. В. Полякова. 1. Цель урока: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении...