Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Цели:
1.Тренировать умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных;
2.Развивать речь, внимание, формировать учебно-логические навыки.
3.Познакомить с профессией журналиста;
4.Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта Белгородской области, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут!
– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.
II. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
– Прочитайте внимательно слова, попробуйте догадаться, какую букву будем писать? (Букву Т, так как во всех словах встречается эта буква.)
Трамвай, цветок, мать.
– Что вы можете сказать о звуке, который обозначает эта буква? (Это – парный глухой согласный, может быть твердым, может быть мягким.)
Есть в Прохоровском районе село Подольхи. В глубоких глинистых оврагах этого села бьют из – под земли живые ключи – родники. Они и дают начало реке Северский Донец. Донцом реку назвали потому, что она приток большой известной реки Дон.
Длина Северского Донца превышает тысячу километров, из них в нашей области - немногим более ста. На берегу этой реки стоит главный город нашей области – Белгород. А в Подольхах Донец течёт прозрачным ручьём прямо по сельской улице.
Мы гордимся , что эта могучая река пересекает бескрайние просторы нашей области.
– Найдите прилагательные в последнем предложении. (Бескрайние, могучая.)
Один ученик у доски склоняет имя прилагательное могучая (река).
– Прилагательное бескрайние разбираем по составу самостоятельно. Проверка бескрайние.
– Докажите, что необходимо писать окончание -ие?
III. Выборочное письмо
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
Послушайте текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.
– О чем он? (Этот текст о ручье.)
– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.
– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.
– Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)
IV. Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице, найдите упражнение 282. Какое задание? (Поставить вопросы к прилагательным, правильно написать окончание.)
– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
Один ученик пишет у доски, остальные в тетради разбирают по частям речи и по членам предложения. Остальные предложения с комментированием с места.
– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
V. Работа в парах
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку с пропущенным окончанием, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.
1 вариант из Цветочн... города | 2 вариант хрустальн... туфельку |
– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела (Кучерук Татьяна), она поможет, подскажет и проверит ваши работы.
В это время два человека у доски:
Оля – разобрать прилагательное из словосочетания на высоком берегу как часть речи.
Алена – к данным именам прилагательным подобрать антонимы (противоположные по смыслу слова):
Б.гатый человек – … (нищий),
правдивые ответы – … (ложные),
сложная задача – … (простая),
печальные глаза – …(радостные),
северный ветер – … (южный)
VI. Зарядка для глаз
– Мы с вами совсем недавно на уроках “Окружающего мира” говорили о том, что необходимо беречь свои глаза.
VII. Творческая работа
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Весна”.
Работа по группам:
- 1 группа пишет текст самостоятельно.
- 2 группа – даны опорные слова: потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветер, свежий воздух, чувствуешь дыхание весны.
- 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.
Светит ____________ солнышко. _________ снег остался только в тени. На __________ озерах треснул лед. Журчат ___________ ручьи. На березах надулись __________ почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.
Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.
Проверка сочинений.
VIII. Физминутка
– Покажите, как важно ходит гусь.
– Покажите, как лисонька тихонько крадется к добыче.
– Покажите, как летит птица.
IX. Работа с печатным текстом
Текст написан, но нужно последний раз журналист еще раз его проверяет, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных отсутствуют. Вставьте окончания.
Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.
Х. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"
Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами оценивают свой уровень усвоения темы....
Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...
Конспект к уроку русского языка по теме «Написание безударных окончаний имен прилагательных». УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Написание безударных окончаний имен прилагательных»Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известным...
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...
Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...