урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цели:
Обучающие:
- формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;
- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Развивающие:способствовать развитию
• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);
• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);
• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).
Воспитывающие:воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Троснянская СОШ
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МОУ Троснянская СОШ
I квалификационной категории
Воробьёва Л. В.
2011г.
Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
Цели:
Обучающие:
- формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;
- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Развивающие: способствовать развитию
• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);
• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);
• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор
- клип
- презентация (слайды с этапами урока)
- учебник стр. 115, 116
Ход урока.
I. Оргмомент.
-Начинаем урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ. И природа вам тоже улыбается (клип о природе)
II. Введение в тему урока.
- Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос:
- «Что вас удивило в записи этих слов?»
до площадки до площади
к площадке к площади
на площадке на площади
- Что интересного заметили? (слова обозначают один и тот же предмет)
- В чем вы видите разницу?
- Почему так получилось?
-Какова будет тема урока? (слайд 2)
- Как вы думаете, какую задачу вы поставите перед собой?
- Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонения)
III. Повторение.
1.Словарная работа
- Узнайте слово по описанию, слова будет записывать в тетрадь в столбики по склонениям. Первый столбик 1 скл., второй -2 скл., третий – 3 скл.
а) Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни.
б) Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-либо.
в) Разговор, обмен мнениями.
г) Видимая граница кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью….
д) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.
е) Первый месяц зимы.
ж) Начальник воинской части или военного суда..
з) Отдельное помещение для жилья в квартире….
и) Картина изображающая природу.
к) Пятый день недели
- Назовите слова из двух слогов, из трёх слов?
- В каком слове звуков меньше чем букв?
- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга словарный диктант (слайд 3)
- Оцените себя за эту работу.
2 Работа с сигнальными карточками
- Что необходимо знать для того, чтобы написать правильно безударные падежные окончания существительных? (падежи)
Работа с сигнальными карточками
- Сейчас мы вспомним правильное написание этих окончаний с помощью сигнальных карточек.
Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.
- Какую работу мы сейчас проделали? Оцените себя.
IV. Физпауза. Я называю слова а вы определяете склонения: 1 склонение присели, 2 склонение руки вверх, 3-е склонение встали.
Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.
V. Работа по теме урока.
1. работа по новой теме
- Откройте учебник на стр.115 и прочитайте вопрос почемучки. Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?» работа с упр. 225 на стр. 115
- Что вы заметили интересного? (встречается один и тот же вопрос)
- Сделайте вывод о том, как можно различить падежи? (по косвенным вопросам и предлогам)
-Молодцы! Почемучка приготовил для вас три ребуса.
- Давайте запишем эти слова с предлогами сначала в родительном падеже, потом в дательном и в предложном. (Слайд 4-5)
- Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Сделайте вывод, 1. в каких падежах пишется окончание –и
2. в каких падежах пишутся окончания –е –и
(по ответам детей составляется таблица) (Слайд 6)
1 скл | 2 скл | 3 скл | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
- Нужно ли определять склонение сущ. В родительном падеже, чтобы правильно написать окончание и почему?
- Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах?
-Почему?
- А как надо поступать, если у вас слово стоит в дательном или предложном падеже?
- Как вы будете проверять?
2. Работа в парах с карточками
На слоне ( слон 2 скл., на слоне на чём ? П.п- в П.п в 2 скл. окончание –е | От дедушки ( дедушка 1 скл. от дедушки -от кого? Р.п. – в Р.П.в 1 скл .окончание -и |
от бабушки ( бабушка 1 скл., от бабушки от кого? Р.п. – в Р.П.в 1 скл. окончание -и | к лошади ( лошадь 3 скл. к лошади –к чему? Д.п. – в Д.п. в 3 скл.. окончание -и |
к пристани ( пристань 3 скл. , к пристани к чему? Д.п. – в Д.п в 3 скл. окончание -и | в озере ( озеро 2 скл. в озере – в чём? П.п. в П.п.во 2 скл. окончание е |
- Оцените работу друг друга в оценочном листе.
3. Самостоятельная работа упражнение 227, стр. 116
VI. Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на детские рисунки.(слайд 7)
- В какие игры играют зимой дети?
- На чём можно кататься зимой?
- Что можно лепить из снега?
- Где можно играть в зимние игры?
- Почему опасно играть на проезжей части дороги?
Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры можно играть на катке, на горке, на детской площадке, в парке3, в лесу4.
На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.
- Давайте запишем одно из предложений и разберем его по членам предложения.
- Слово в парке сделаем морфологический разбор.
- О чем наш текст?(о зиме)
- Давайте придумаем однокоренные слова к с этому слову.
- Разберите одно из них по составу. зимушка
- Оцените себя в оценочном листе.
VII. тест
рисовал без акварел… |
подошёл к книжк… |
был на лепк… |
дерево без ветв… |
дело для матер… |
удочка на леск… |
нора для мыш… |
ехал на лайк… |
купил для ел… |
подбежал к качалк… |
- Проверьте свою работу и оцените.(слайд 8)
VIII. Рефлексия(слайд 9)
-Сегодня на уроке я
-узнал, открыл для себя…
- научился, смог….
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
IX. Домашнее задание стр. 118, упр. 232.(слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 скл 2 скл 3 скл Р.п. Д.п П.п.
- В какие игры играют зимой дети? - На чём можно кататься зимой? - Что можно лепить из снега? - Где можно играть в зимние игры? - Почему опасно играть на проезжей части дороги?
Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … Я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
УУрок по русскому языку в 4 классе....
3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже
Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...
3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже
Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...
Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России
Урок русского языка в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах
Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели: - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...
Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
Научиться писать окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах....
Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
Презентация к уроку русского языка 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах»....