урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Воробьёва Лариса Васильевна

Цели:

Обучающие:

- формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;

- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Развивающие:способствовать развитию

•        интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);

•        коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);

•        организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие:воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Троснянская СОШ

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ Троснянская СОШ

I квалификационной категории

Воробьёва Л. В.

2011г.

   Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Цели:

Обучающие:

- формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;

- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Развивающие: способствовать развитию

•        интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);

•        коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);

•        организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения.

Оборудование:

- компьютер, экран, проектор

- клип

- презентация (слайды с этапами урока)

- учебник стр. 115, 116

 

                              Ход урока.

I.  Оргмомент.

 -Начинаем урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ.  И природа вам тоже улыбается (клип о природе)      

II. Введение в тему урока.

- Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос:

- «Что вас удивило в записи этих слов?»

 до площадки                   до площади

  к площадке                      к площади

  на площадке                    на площади

- Что интересного заметили? (слова обозначают один и тот же предмет)

- В чем вы видите разницу?

- Почему так получилось?

-Какова будет тема урока? (слайд 2)

- Как вы думаете, какую задачу  вы поставите перед собой?

- Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонения)

III. Повторение.

1.Словарная работа

- Узнайте слово по описанию, слова будет записывать в тетрадь в столбики по склонениям. Первый столбик 1 скл., второй -2 скл., третий – 3 скл.

а) Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни.

б) Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-либо.

в) Разговор, обмен мнениями.

г) Видимая  граница кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью….

д) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

е) Первый месяц зимы.

ж) Начальник воинской части или военного суда..

з) Отдельное помещение для жилья в квартире….

и) Картина изображающая природу.

к) Пятый день недели

- Назовите слова из двух слогов, из трёх слов?

- В каком слове звуков меньше чем букв?

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга  словарный диктант (слайд 3)

- Оцените себя за эту работу.

2 Работа с сигнальными карточками

- Что необходимо знать для того, чтобы написать правильно безударные падежные окончания существительных?  (падежи)

Работа с сигнальными карточками

- Сейчас мы вспомним правильное написание этих окончаний с помощью сигнальных карточек.

Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.

- Какую работу мы сейчас проделали? Оцените себя.

 IV. Физпауза.  Я называю слова а вы определяете склонения: 1 склонение присели, 2 склонение руки вверх, 3-е склонение встали.

 Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.

V. Работа по теме урока.

1. работа по новой теме

-  Откройте учебник на стр.115 и прочитайте вопрос почемучки.  Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?»  работа с упр. 225 на стр. 115

- Что вы заметили интересного? (встречается один и тот же вопрос)

- Сделайте вывод о том, как можно различить падежи? (по косвенным вопросам и предлогам)

-Молодцы! Почемучка приготовил для вас три ребуса.

- Давайте запишем эти слова с предлогами сначала в родительном падеже, потом в дательном и в предложном. (Слайд 4-5)

- Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- Сделайте вывод, 1. в каких падежах пишется окончание –и

2. в каких падежах пишутся окончания  –е –и

(по ответам детей составляется таблица) (Слайд 6)

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

    -и

     -и

Д.п

    -е

    -и

П.п.

   -е

  -е

    -и

- Нужно ли определять склонение сущ. В родительном падеже, чтобы правильно написать окончание и почему?

- Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах?

-Почему?

- А как надо поступать, если у вас слово стоит в дательном или предложном падеже?

- Как вы будете проверять?

2. Работа в парах с карточками

На  слоне ( слон 2 скл.,  на  слоне  на чём ? П.п-  в П.п  в 2 скл.  окончание –е

От дедушки ( дедушка 1 скл. от  дедушки  -от кого? Р.п. – в Р.П.в  1 скл .окончание -и

от бабушки ( бабушка 1 скл., от бабушки  от кого? Р.п. –  в Р.П.в  1 скл. окончание -и

к  лошади (  лошадь  3 скл.  к   лошади –к чему? Д.п. –  в Д.п. в 3 скл.. окончание -и

к пристани ( пристань 3 скл. , к пристани  к чему? Д.п. –  в Д.п в 3 скл. окончание -и

в озере ( озеро 2 скл. в озере – в чём? П.п. в П.п.во 2 скл. окончание е

- Оцените работу друг друга в оценочном листе.

3. Самостоятельная работа упражнение 227, стр. 116

VI. Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на детские рисунки.(слайд 7)

- В какие игры играют зимой дети?

- На чём можно кататься зимой?

- Что можно лепить из снега?

- Где можно играть в зимние игры?

- Почему опасно играть на проезжей части дороги?

    Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры можно играть на катке, на горке, на детской площадке, в парке3, в лесу4.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

- Давайте запишем одно из предложений и разберем его по членам предложения.

- Слово в парке сделаем морфологический разбор.

- О чем наш текст?(о зиме)

- Давайте придумаем однокоренные слова к с этому слову.

- Разберите одно из них по составу. зимушка

- Оцените себя в оценочном листе.

VII. тест

рисовал без акварел…

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

- Проверьте свою работу и оцените.(слайд 8)

VIII. Рефлексия(слайд 9)

егодня на уроке  я

-узнал, открыл для себя…

- научился, смог….

- могу похвалить себя и своих одноклассников за …

IX. Домашнее задание  стр. 118, упр. 232.(слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела учитель начальных классов МОУ Троснянская СОШ I квалификационной категории Воробьёва Л. В.

Слайд 7

1 скл 2 скл 3 скл Р.п. Д.п П.п.

Слайд 8

- В какие игры играют зимой дети? - На чём можно кататься зимой? - Что можно лепить из снега? - Где можно играть в зимние игры? - Почему опасно играть на проезжей части дороги?

Слайд 10

Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Научиться писать  окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах....

Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Презентация к уроку русского языка 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах»....