«Правописание безударных окончаний глаголов» (урок 3) 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Метельникова Ольга Николаевна

«Русский язык» А. В. Полякова.

 

1.      Цель  урока:  закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. развитие умений устной связной речи, продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку (4класс)

«Правописание безударных окончаний глаголов»

ФИО учителя (полностью)

Метельникова Ольга Николаевна

Место работы

ГБОУ ООШ № 9

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

«Правописание безударных окончаний глаголов»

(урок 3)

Базовый учебник (указать выходные данные)

«Русский язык» А. В. Полякова, М.: «Просвещение, 2014.

  1. Цель  урока:  закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. развитие умений устной связной речи, продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

  1. Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные) / планируемые результаты

1.Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

2.Познакомить с понятием –морфология -  и морфологическим разбором глагола.

3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти.

5.Развивать речь детей через правильное применение глаголов-синонимов, антонимов; работу с фразеологизмами, при объяснении выбора буквы в орфограмме.

6.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

7.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо-и самоконтроль.

8.Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией редакторов и корреспондентов.

Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, уметь правильно писать безударных личных окончаний глаголов; способность выявления границ своего знания; умение  оценивать  и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

  1. Тип урока: урок-закрепление
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (учебник «Русский язык» 4 класс авторы А. В. Полякова ), индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-  Что значит любить свою Родину? (Быть её патриотом, защитником, знать историю страны).

- Ребята, как вы думаете, человеку любящему свою Родину необходимо знать родной язык?

- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Сегодня мы продолжим с вами открывать тайны русского языка.

Ребята, готовы к уроку? ( Да!)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята?

– Нет.

- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите… А теперь понятно?

– Да.

- Что объединяет слова второй группы?

– Глаголы

- Какова же роль глаголов в речи?

- Они делают речь ясной, понятной, богатой…(слайд 2)

- Конечно. Алексей Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей)

- Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя: (Звучит на CD запись «внутреннего» голоса) «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».

2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня будет в центре нашего внимания .

Умения (дети читают хором с доски):

«Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать» помогут нам «выпустить» номер журнала «Хочу всё знать», посвящённый глаголу. Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания о глаголе и выпустить новый номер журнала. Уверена, не обойдемся и без каких-то открытий. Согласны?

– А чем занимаются корреспонденты, редакторы, корректоры, наборщики?

3.Повторение теоретических сведений о глаголе

1)Наши корреспонденты уже начали свою работу. Давайте послушаем, какой материал они собрали. (Заранее подготовленные дети читают стихотворение о глаголе):

Ученик1. Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет и поёт.

Ученик 2. Он лицо имеет, время, вид  и спряжение.

Нам с тобой он служит. С другими частями речи дружит!

– Спасибо.

2) Игра «Выборы главного редактора»

– А сейчас самое время выбрать моего помощника, «главного редактора» журнала, который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста о глаголе, тот и займет по праву это место.

(Учитель раздает каждому «анкету» с вопросами в виде тестов с теоретическими сведениями о глаголе. Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю, и если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой «Главный редактор». При правильном выполнении должна высветиться ключевая фраза «Заруби на носу»).

Перечень вопросов:

5.Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний

- Если вы соедините выбранные буквы в обратном порядке (см. предыдущее задание), то у вас должна получиться «ключевая» фраза. Назовите её. - Заруби на носу.

- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения?

- Фразеологизмы

- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты. Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

и запишите в тетрадь столбиком Фразеологизмы:

Чешут языком –

Обведёшь вокруг пальца –

Витаете в облаках –

Прикусим язык –

- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)

болтают, обманешь, мечтаете, замолчим

Проверка: – Согласны с (имя ученика, выполнявшего задание у доски)? Скажите, ребята, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения?

- « -им», т.к. оно ударное

- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Учитель оценивает выполнение задания у доски).

-А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?

- ь во 2 лице ед.ч., буква «е» на конце «-ете», парный [т] в окончании «-ют»

- Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях букву «Л.», а кому трудно – «Т.».

- Как называются противоположные по смыслу слова? - Антонимы

- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?

- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»

- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.

6.Упражнение в определении спряжения глагола, воспринятого на слух (работа с перфокартой)

- Ой, ребята, на двери редакции установили кодовый замок и не сможем туда попасть, чтобы распечатать наш журнал, пока не разгадаем шифр. Давайте заполним «окошки», поставив крестик в правильном месте:

г

л

а

г

о

л

Спряжение

1

2

3

4

5

6

7

8

I

II

(Учитель диктует глаголы, а дети расставляют крестики в нужных строках таблицы-перфокарты)

- Чистим, погуляешь, держите, растопят, застелешь, учим, гуляют, нарисуете

Проверка: Если вы всё сделали правильно, то у вас должен получиться следующий ключ (Учитель показывает образец). Встретились ли глаголы-исключения? («держите», «застелешь»)

7.Физкультминутка

Код к замку мы подбирали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

– 2 л., ед.ч.

Физминутка для глаз

Утром  знакомой  д..рог..й  р..бята  ш..га..т  в  школу.

Охарактеризуй это  предложение.

   Какую  работу можно  выполнить?

   Какое  влияние  оказывает  глагол  на

    имя существительное?

    Как  называется  такая  связь?

    Что  можно определить у  глагола?

Морфология – наука,  которая  изучает  части  речи.

Сделать  морфологический  разбор  глагола – значит

 указать все  признаки этой  части речи.

Сделайте  морфологический  разбор  глагола  шагают  по  схеме:

  1. Часть  речи.
  2. Начальная  форма (неопределённая форма).
  3. Неизменяемые  признаки:

       а) вид;

       б) спряжение.

4. Изменяемые  признаки:

      а) время;

      б) число;

      в) лицо (если глагол настоящего или

                       будущего времени);

      г) род (если глагол прошедшего  времени).

5. Член  предложения.

Ты пойдёшь сегодня в парк?

Товарищеская встреча по футболу

между командой девочек и командой мальчиков.

Условия игры: записать все  глаголы, которые  вы  услышите в репортаже.  

Не  заметили  глагол – значит,  пропустили  гол!

Найди  1 лишний  глагол.  Объясни  свой  выбор.

Мы  ведём  репортаж  из  4  класса.  Сегодня встречаются  2  команды: команда  девочек  и  команда  мальчиков. Судья  бросает  мяч  на  игровую  площадку  и  игра начинается.  Максим  ведёт  мяч к  воротам  девочек.  Мяч  кружится  у  самых  ворот,  но  девочки храбро защищают  свои  ворота.  Инга  сильным  ударом  посылает  мяч  на  середину  поля.  Вика  подаёт  Кате,  но  Дима  перехватывает  мяч.  Следует  сильный  удар!  Ещё  минута  и  мяч  влетит  в  ворота  противника. Даша  не  зевает!   Она  головой  отбивает  мяч и  попадает  в  Никиту.  Никита  гонит  мяч к  воротам  девочек,   но  тут  доносится  судейский  свисток.  Игра  заканчивается.

Физминутка.

8.Дифференцированная работа по закреплению пройденного материала

-Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Чтобы мы могли, как можно больше подобрать интересного материала для журнала, я предлагаю разделиться на группы.

Наши корреспонденты, которые в начале урока рассказывали о глаголе, получают индивидуальные задания от главного редактора. Подходите к столу и выбирайте себе любое. (На столе «главного редактора» разложены карточки, на которых с одной стороны записан глагол, а с другой – задание, которое с этим словом надо выполнить).

Примеры заданий: «течь» – выполни звук буквенный разбор;

«прилетели» – разбери по составу, укажи в скобках грамматические признаки;

«увидим» – разбери как часть речи;

«играть» – проспрягай (измени по лицам и числам).

После окончания относите свои работы главному редактору .

- Остальным я тоже предлагаю выбрать себе задание по душе.

Не спешите, подумайте и решите, какую должность вы хотели бы занять. Кто умеет и любит исправлять чужие орфографические ошибки, будут в роли корректоров разбираться в письмах наших читателей из конверта под буквой «К».

Не останутся без работы и редакторы. В конверте с пометкой «Р» задание для вас – вставить подходящие по смыслу глаголы, озаглавить статью.

- Исправленный вариант запишите в тетрадь, подпишите спряжение и лицо над каждым глаголом, а один – разберите как часть речи. Поднимите руки, кто хочет быть корректором? Хорошо. Приступайте к работе.

Проверка: – Кто хочет отдать свою работу на подпись главному редактору? (выборочно 3-4 тетрадочки, возможно у главного редактора есть правильные варианты текстов).

Задание для «корректоров»

Исправь ошибки, подпиши лицо и спряжение глаголов, один глагол разбери как часть речи

Приходет радосная висна. Исчезает последний снек в лису. Лез просыпаиться после зимнево сна. В синим неби вются стайки птиц. Свитлеет туманная даль, снеба глидит на тебя весенние сонце.

Задание для редакторов

Вставь подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, озаглавьте Подпиши спряжение и лицо глаголов. Один разбери как часть речи

Красиво в парке весной! Природа просыпается после длинного сна. Оживает каждое дерево. На деревьях появляются маленькие клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают букашки и муравьи. Они греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки.

10. «Игра «Наборщики»

1) Пока главный редактор подписывает документы, мы поработаем «наборщиками»: за 1 минуту наберём как можно больше слов из букв слова «типография».

Через минуту дети читают получившиеся слова, у кого больше – тот и получает «5».

Игра по футболу

- Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»

12.Подведение итогов урока Рефлексия

Дополни

Теперь я знаю ……..

13.Домашнее задание

- Спасибо. Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: «Редакторы» попробуют придумать рассказ, состоящий из одних глаголов, например на тему «Как много я успеваю сделать за день»,

«Корректоры» – придумывают рекламу журнала.

-Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама. Без этого сейчас никуда. С чего начинается реклама? Кому она адресована? Почему необходимо прочитать журнал? О чем вы узнаете из очередного номера? Попробуйте, разделившись на группы, придумать рекламу или самого журнала, или для него?

а «корреспонденты» – подберут 4-5 пословиц, в которых есть глаголы. Все ваши работы мы также «опубликуем». Всем: подумайте над оформлением обложки.

Ребята! Несмотря на все трудности, с которыми мы встретились при выполнении заданий, благодаря общим усилиям, журнал наш готов. Давайте поздравим друг друга. Эта газета будет помогать нам с вами в познании непростой науки – русский язык.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Думать» «Наблюдать» «Слушать» «Доказывать» «Рассуждать» «Хочу всё знать»

Слайд 3

Чешут языком- Обведёшь вокруг пальца – Витаете в облаках – Прикусим язык -

Слайд 4

Девятое декабря. Классная работа. еёую иая еёую иая еёую Люби и знай русский язык.

Слайд 5

Чешут языком- Обведёшь вокруг пальца – Витаете в облаках – Прикусим язык -

Слайд 6

Чешут языком- 3л., мн.ч.,- болтают. Обведёшь вокруг пальца-2л.,ед.ч.,обманешь. Витаете в облаках – 2л., мн.ч.,- мечтаете. Прикусим язык – 1л., мн.ч., замолчим.

Слайд 7

г л а г о л Спряже-ние 1 2 3 4 5 6 7 8 I Х Х Х Х II Х Х Х Х

Слайд 8

Морфология – наука, которая изучает части речи. Сделать морфологический разбор глагола – значит указать все признаки этой части речи. Утр..м знакомой д..рог..й р..бята ш..гают в школу.

Слайд 9

Утром знакомой дорогой ребята шагают в школу .

Слайд 10

Сделайте морфологический разбор глагола шагают по схеме: Часть речи. Начальная форма (неопределённая форма). Неизменяемые признаки: а) вид; б) спряжение. 4. Изменяемые признаки: а) время; б) число; в) лицо (если глагол настоящего или будущего времени); г) род (если глагол прошедшего времени). 5. Член предложения.

Слайд 11

Товарищеская встреча по футболу между командой девочек и командой мальчиков. Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже.

Слайд 12

Проверь себя! ведём перехватывает встречаются следует бросает влетит начинается не зевает ведёт отбивает кружится попадает защищает гонит посылает доносится подаёт заканчивается Лишний глагол: влетит (буд. время)

Слайд 13

физминутка

Слайд 14

«Течь» – выполни звуко - буквенный разбор; «Прилетели » – разбери по составу, укажи в скобках грамматические признаки (лицо, число, время, вид глагола); «Играть» – проспрягай (измени по лицам и числам).

Слайд 15

Что нового узнали на уроке? Что изучает морфология?

Слайд 16

Запишите предложения, употребляя глаголы в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе. Укажите спряжение и выделите окончания глаголов. Взаимопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"

Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Сп...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения"

Конспект (с презентацией)  урока русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения". Название урока: "Добро и зло"...

Правописание безударных окончаний глаголов (урок 1)

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи?...

Правописание безударных окончаний глаголов.4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

На уроке ученики обобщают  способы проверки безударных окончаний глаголов, упражняются в правописании личных окончаний глаголов...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Урок "Правописание безударных окончаний глаголов" 4 класс

Вашему вниманию представлен урок русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных окончаний глаголов».Раздел: части речи.Цель урока: отработать умения учащихся правильно писать б...